2025-09-25T10:09:03Z
800 школ в Англии могут закрыться к 2029 году из-за низкой рождаемости
2025-09-25T10:04:00Z
В школах будут рассказывать о развитии Саратова
2025-09-25T10:00:00Z
Дмитрий Чернышенко: 89 новых образовательных программ запущено в передовых инженерных школах с этого учебного года
2025-09-25T09:55:00Z
"В 74 года стала классным руководителем у первоклассников": учитель кировской школы №24 о призвании и богатом опыте в педагогике
2025-09-25T09:49:00Z
Студенты-сироты из Татарстана получили право на бесплатную юридическую помощь
2025-09-25T09:47:00Z
Урок по безопасности дорожного движения провели для мытищинских школьников
2025-09-25T09:43:07Z
Студенты московских колледжей смогут пройти практику на международном телеканале
2025-09-25T09:40:49Z
Конфискованные активы дочери Каримова направят на обновление школ в Узбекистане
2025-09-25T09:32:00Z
Центр образования № 26 капитально отремонтируют в деревне Большое Буньково
2025-09-25T09:30:00Z
Запесоцкого отстранили от должности ректора СПбГУП
2025-09-25T09:20:00Z
В Саранске одиннадцатиклассник Илья Светкин стал атаманом
2025-09-25T09:19:49Z
Ректор КГМУ возглавил Комитет Госсовета Татарстана по соцполитике
2025-09-25T09:09:48Z
Прием заявок на конкурс МПГУ "Рассказы о героях" стартует 1 октября
2025-09-25T08:59:07Z
Дети под угрозой. Школьная близорукость названа новым официальным диагнозом
2025-09-25T08:53:58Z
В Ингушетии открыли Школу креативных индустрий для роста творческих кадров
2025-09-25T07:56:34Z — Поправки в законодательство помогут выполнить предложения учеников, как улучшить образовательную среду
Механизм инициативного бюджетирования позволит ученикам самим решать, что нужнее в их школе, — строительство теплицы, оборудование спортивной раздевалки или установка USB-розеток. При этом школьники смогут рассчитать стоимость своей идеи и сами контролировать расходы на ее реализацию. Как работает этот механизм и какое влияние оказывает на финансовую грамотность подрастающего поколения, разбиралась «Парламентская газета».
Финансовая грамотность сегодня необходима не только взрослым, но и детям. Речь не просто о планировании карманных расходов, современному школьнику надо понимать, что честно заработанным доходом может считаться лишь тот, с которого государству уплачены налоги. Такие знания уберегут молодых людей и от сомнительных заработков, предлагаемых мошенниками в интернете.
С 1 сентября 2022 года в школах преподают финансовую грамотность на уроках по ряду предметов. Однако, по мнению руководителя дирекции инициативного бюджетирования в государственных программах НИФИ Минфина Дмитрия Шатохина, недостаток таких бесед — излишнее теоретизирование.
«Совсем по-другому ребята начинают усваивать понятия финансовой грамотности, когда получают реальную возможность участвовать в осуществлении выдвинутой ими идеи по улучшению школьного образовательного пространства, включая расчет стоимости, поиск источника средств и конечную реализацию», — рассказал он в пресс-центре «Парламентской газеты».
Возможность связать финансовую теорию с реальностью молодое поколение получило после принятия поправок в закон о молодежной политике в 2024 году.
«Благодаря этому документу у молодежи появилась возможность участвовать в так называемых проектах инициативного бюджетирования», — пояснила заместитель председателя Комитета Госдумы по молодежной политике Юлия Саранова.
Она напомнила также, что тема инициативного бюджетирования в среде молодежи звучит и в Стратегии молодежной политики до 2030 года, и в национальном проекте «Молодежь и дети».
Подробнее о том, что же такое инициативное бюджетирование в школьной среде, рассказал «Парламентской газете» руководитель Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Вагин.
«Мы начали работу по внедрению этого механизма пять лет назад. После принятия закона популярность таких проектов среди школ растет стремительно. За год было реализовано 2300 школьных проектов по схеме инициативного бюджетирования», — уточнил он.
Механизм прост: школьники сами выбирают проект улучшения образовательного пространства своей школы или пришкольной территории. Это может быть оборудование школьных рекреаций USB-розетками, модули с полками для рюкзаков перед входом в столовую, новое оборудование для театральной студии или постройка теплицы на школьном дворе. Когда проект выбран большинством учащихся, начинается расчет его стоимости и поиск инвестора. Примечательно, по словам Вагина, что на всех этапах, включая контроль расходов, школьники принимают самое активнее участие, и это работает намного лучше чтения скучного учебника на факультативах по финансовой грамотности.
Эффект от таких занятий множественный, уверен эксперт. Помимо финансовых знаний, при выборе проекта ребята получают возможность поучаствовать в школьном самоуправлении, что крайне важно для формирования личности. Сейчас механизм школьного инициативного бюджетирования уже работает более чем в двадцати регионах, и его, по мнению эксперта, нужно развивать.
Этой задаче был посвящен первый международный слет команд школьного инициативного бюджетирования, организованный Академией школьного инициативного бюджетирования. Участники из 15 регионов обменялись опытом с ребятами из Армении, Казахстана, Киргизии, Узбекистана.
«Масштабирование такого опыта позволит в скором времени создать единую методику преподавания финансовой грамотности в школе на основе реальных проектов, реализуемых учениками. При этом очень важно соблюдение принципа инициативности при выборе проекта. Он должен идти от желаний школьников, а не от желаний директора или родителей», — считает Владимир Вагин.
Эти проекты не получают средства из федерального бюджета, напомнил Вагин:
«В основном это деньги регионов или муниципалитетов. При этом следует учитывать, что школьные проекты относительно недорогие: от 50 до 300 тысяч. Редко их стоимость подходит к миллиону. Сейчас, когда приняты поправки в законодательство, региональные власти имеют определенные лимиты на финансирование молодежных инициатив. Бюджеты регионов разные, но все-таки такой объем финансирования отыскать там не проблема».
Юлия Саранова рассказала о взаимодействии в продвижении школьных инициативных проектов с региональными властями в Тверской области:
«Существуют госпрограммы, в которых зашиты средства на реализацию молодежных инициатив. Например, программа «Регион для молодых», часть федеральных субсидий на нее можно выделять на проекты школьников. По решению губернатора Тверской области на эти цели в регионе сегодня выделяют не менее 10 процентов федеральной субсидии. А это почти 43 миллиона рублей».
Проекты инициативного бюджетирования предполагают и софинансирование со стороны внебюджетных источников: некоммерческих организаций, спонсоров, фондов.
Но еще предстоит поработать над совершенствованием законодательства. Понятие инициативного бюджетирования есть в законе о молодежной политике и в законе о местном самоуправлении. Но в последнем заложено участие в таких проектах молодых людей от 18 лет.
«Это скорее о студенчестве, а не о школьниках», — пояснил Вагин, отметив, что такие ограничения затрудняют финансирование школьных инициатив и выделение на них средств из госпрограмм.
Другая проблема — тематика проектов, в которых могут участвовать школьники.
«Представленный в законодательстве перечень таких проектов очень ограниченный. Его необходимо расширять с учетом школьных инициатив», — считает эксперт.
Юлия Саранова с такой позицией согласна:
«Учитывая растущий запрос среди школ на участие в проектах школьного инициативного бюджетирования, мы намерены адаптировать законодательство с целью расширения участия школьников».
2025-09-24T21:02:29Z
Вместе с тем депутаты Госдумы в первом чтении рассмотрят законопроект, который предусматривает возможность бесплатно обучиться рабочей профессии для девятиклассников, не сдавших ГИА
2025-09-25T03:00:00Z
Поговорили с ней и ее мамой о качестве образования
2025-09-24T07:52:52Z
Минфин внес в Правительство предложения по распределению доходов и расходов на 2026-2028 годы
2025-09-22T22:48:59Z
Полноценное внедрение цифрового рубля усложнит действия мошенников и повысит прозрачность финансовых операций, считает член комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Евгений Машаров.
2025-09-24T14:36:43Z
Важным является увеличение финансирования на улучшение жилищных условий семей с детьми, указала первый заместитель председателя Общественного совета при Минтруде