Борис Титов: компании и банки Китая все меньше боятся вторичных санкций

Все новости — Экономика

2025-09-24T15:17:00Z

ФССП выявила сотни нарушений при взыскании долгов за 8 месяцев 2025 года

2025-09-24T15:10:20Z

АБР разрабатывает стандарты исламского банкинга для использования в России

2025-09-24T15:09:06Z

Кириенко: до недавних пор «Яндекс» нельзя было назвать российской компанией

2025-09-24T15:05:17Z

Югра в 2025 году увеличила экспорт пиломатериалов по ряду направлений

2025-09-24T15:05:00Z

Правительство одобрило проект поэтапного лицензирования торговли табаком

2025-09-24T15:00:00Z

Жизнь подарит им бриллиантовую полосу: кому Глоба предсказала невероятное богатство с 23 сентября

2025-09-24T14:59:03Z

Деньги — не главное: Олеся Малибу объяснила Life.ru, почему эскортницам нет резона поднимать цены на секс

2025-09-24T14:58:50Z

Названа цена самой дорогой чашки кофе, попавшей в Книгу рекордов Гиннесса

2025-09-24T14:58:42Z

Глава «Лиги ставок» рассказал о последствиях нового налога для букмекеров

2025-09-24T14:57:20Z

Проблема с затовариванием легковых авто у дилеров в РФ начала решаться

2025-09-24T14:55:00Z

Банки РФ стали прощать своим клиентам штрафы за просрочки

2025-09-24T14:52:47Z

Экономист Сакс заявил, что Путин был прав в одной детали о президентах США

2025-09-24T14:42:39Z

Подорожает все: россияне на пороге очередного удара по кошельку

2025-09-24T14:42:25Z

Продажи новых домов в США неожиданно выросли

2025-09-24T14:40:00Z

В Пензенской области клиентские службы СФР проведут прием граждан 27 сентября

Борис Титов: компании и банки Китая все меньше боятся вторичных санкций

Борис Титов: компании и банки Китая все меньше боятся вторичных санкций

2025-09-24T12:30:00Z — Спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития, сопредседатель российско-китайского Комитета дружбы, мира и развития Борис Титов дал большое интервью ТАСС. В первой части он рассказал о перспективах возвращения американского бизнеса в Россию, а также ответил на вопрос, почему компании и банки Китая перестают бояться вторичных санкций


— Если говорить об отношениях с Китаем, как безвизовый режим может повлиять на бизнес?

Безвизовый режим всегда играет положительную роль. Конечно, такие меры государства рассматривают и с точки зрения безопасности. Ведь с потоком людей едут не только самые порядочные, умные, добрые, но и бывают миграционные волны, как мы видим в Европе, где они нередко неконтролируемые. Россия и Китай — большие страны, поэтому осторожность была понятна.

До последнего времени мы двигались вперед постепенно: например, действовал безвизовый групповой туризм. Но он не дал большого результата — было мало поездок, да и сам механизм оказался неудобным. Стоило одному человеку отказаться, и приходилось менять все документы. Маршрут тоже нельзя было менять в процессе. Ограничений было слишком много.

Сейчас ситуация меняется: мы стали больше доверять друг другу — и люди, и компании, и государства. Китай принял решение даже в одностороннем порядке, и это подтолкнуло и наши власти. Хотя у нас есть структуры, которые очень осторожно относятся к подобным нововведениям, обеспечивая безопасность. Но удалось убедить, что сегодня Китай не представляет угрозы и эти потоки не несут риска. Поэтому договорились начать: посмотреть хотя бы год, как это будет работать. Наш комитет предлагал это еще давно, и постепенно изменения вводились. Сегодня мы уверены, что система заработает. Уже с сегодняшнего дня поехали первые туристы. Они отмечают, что все очень просто: на китайской границе действительно без визы — сел в автобус и поехал. Нужно лишь заполнить небольшую форму при въезде, как и раньше, а дальше — свободно путешествуй. Есть, правда, и побочный эффект: авиабилеты уже подорожали в среднем примерно на 15–20%.

— Ранее вы предлагали разрешить работу Alipay и WeChat в России, а СБП и карт "Мир" — в Китае. Насколько это реализуемо? И сколько времени может занять такая интеграция?

Технически много чего реализуемо. Было бы желание. Дело небыстрое, конечно: нужно разработать совместимые протоколы обмена данными, построить инфраструктуру локальных серверов для обработки данных и т.д. Это непростая задача. Она находится на стыке государственного регулирования и коммерческих интересов отдельных компаний. Сделать так, чтобы карты "Мир" принимались в каждом магазине в Китае, действительно сложно. В Турции мы уже предпринимали такие попытки, но они завершились после введенных санкций. В Китае рынок гораздо больше, поэтому сразу наладить работу по всей стране непросто. С другой стороны, уже сегодня можно было бы установить банкоматы, чтобы приезжающие туда люди хотя бы могли снимать наличные. Важно отметить, что китайские компании и банки все меньше реагируют на санкции, тогда как мы давно перестали на них обращать внимание. После прошедшего в Китае саммита ШОС, мне кажется, страны определились со своей дальнейшей стратегической линией — прежде всего экономической. Стало очевидно, что зависимость от США и правил, навязанных Западом, больше не приносит дивидендов.

Раньше Китай фактически согласился играть по западным правилам: Запад обещал инвестиции, а регулирование строилось на принципах вашингтонского консенсуса. Но Китай развивался быстрее, чем предполагал Запад. Сегодня это уже самостоятельная страна с независимой экономикой, которая меньше зависит от Запада. И жесткая, порой даже "неприличная" политика президента США Дональда Трампа лишь подтолкнула Китай к выводу: лучше быть независимой экономикой, а для успеха объединяться с такими же независимыми партнерами — например, в рамках ШОС.

Поэтому сегодня, думаю, будут сняты многие барьеры, существовавшие ранее. Страх перед санкциями уходит: наш СПГ, несмотря на санкции, спокойно разгружается в китайских портах, то же самое касается поставок нефти. Мы надеемся, что это коснется и финансовой сферы. Китайские банки постепенно перестанут бояться вторичных санкций и начнут задумываться, что важнее — товарооборот со странами глобального Юга или риски, связанные с долларом. Когда эти ограничения будут сняты, ускорится работа и по СБП, и в отношении карт "Мир".

Мы готовы — и бизнес, и люди, но здесь, конечно, многое зависит от государства, поскольку есть риски, которые не всегда можно предсказать. Что касается Alipay и WeChat, думаю, для них будет полезно принимать платежи на территории России. Но здесь тоже важно взвесить все плюсы и минусы. Пользоваться китайскими платежными системами в России можно и сейчас, но не напрямую — через технических посредников. А это и дольше, и дороже.

— Перенесемся в другую страну. В комментарии НЬЮМ ТАСС вы упоминали, что малый и крупный американский бизнес готов будет вернуться в Россию после урегулирования актуальных политических вопросов. Можете ли вы назвать какие-то конкретные компании, которые будут готовы вернуться, или хотя бы их сферу деятельности? И станут ли они конкурентами для российских компаний? 

Должен сказать, что многие компании не уходили, проявили здесь какой-то элемент мужества, потому что, конечно, на них оказывалось сильнейшее давление в период Байдена, чтобы они ушли. Но они остались. Допустим, Burger King, который никуда не уходил. Но я думаю, что большинство компаний, абсолютное большинство компаний готовы были бы вернуться. Мы знаем все эти бренды. Mars, кстати, тоже немножко изменил систему управления, но тем не менее существует на российском рынке. Практически все готовы были бы вернуться, а многие и новые бы пришли. Но все зависит от политики. Поэтому, если будут сняты ограничения, санкции, многие вернутся.

Другой вопрос, что за это время изменился наш рынок, что конкуренция для них сегодня уже на другом уровне. Российские компании сильно выросли, появились китайские. Например, бренды одежды сегодня активно развиваются и замещают иностранные в магазинах и в торговых центрах. Российские, конечно, на первом месте, но китайские тоже. Поэтому сегодня уже совершенно другая конкурентная среда, и американцам надо будет думать, смогут ли они победить в этой конкуренции или нет.

​Но я думаю, что принцип того, что каждая компания, зарегистрированная в России, независимо от того, из какой страны у нее владельцы, является российской компанией, — он останется, и все будут иметь равные права. 

— Ранее Владимир Путин заявлял о том, что Россия готова к сотрудничеству с США на Аляске. Что мы могли бы там делать? 

Мы хорошо знаем Аляску исторически. Пушнину добывали, лес, жир китовый и т.д. Но тем не менее, конечно, за это время кое-что изменилось. Я думаю, что вопрос стоял конкретно об одном — совместной добыче полезных ископаемых, в том числе редкоземельных металлов. Вот об этом была речь. Но пока данный вопрос остается опять же зависимым от политики. Хотя Трамп недавно опять упоминал об этом. Но, пока не будет решен главный вопрос снятия санкций, сегодня, скорее всего, такое сотрудничество не будет развиваться. 

— На ваш взгляд, возможно ли возобновление прямого сообщения между Россией и США? 

Хотелось бы. На самом деле я летал туда уже два раза в этом году. Вполне можно, в общем-то, долететь или через Стамбул, или даже через Ташкент. Очень удобный маршрут. Но, конечно, прямые сообщения сильно способствуют взаимным контактам и бизнеса, и людей. Тут надо еще поработать над визовыми режимами, потому что если не будет по-прежнему работать визовый центр в Москве, то вряд ли кто-то заполнит эти самолеты. Но опять же я считаю, что перспективы у этого огромны. То, что сегодня искусственно затормаживается или даже замораживается, потенциально может иметь огромную перспективу. 

Я думаю, что если мы сегодня договоримся и будут односторонние несправедливые санкции сняты, то произойдет бурный рост и туристического потока, и получат развитие вопросы, связанные с взаимными экономическими инвестициями. Вряд ли пойдут какие-то большие товарообороты. Просто географически мы, наверное, для этого не очень приспособлены. Но взаимный инвестиционный оборот точно начнется. Американские инвестиции шли чуть-чуть в нашу экономику, и чуть-чуть наши — в американскую. 

Хотя если смотреть на вещи шире, то инвестировали мы туда совсем не мало. Если учесть все то, что сделано российскими мозгами, то это огромный объем инвестиций для американской экономики. Сегодня Силиконовая долина говорит и на английском, и на русском языках, там работают десятки тысяч русскоязычных специалистов. Нам нужно было гораздо раньше развивать у себя IT-инфраструктуру, чтобы профессионалы набирались в Америке опыта, а потом возвращались, а не оставались там. И приезжали потом в Америку как российские бизнесмены, как российские инвесторы, а не как люди, поменявшие гражданство.

Читайте также:

2025-09-24T08:31:52Z

Титов: компании и банки Китая перестают бояться вторичных санкций

Титов: китайские компании уже перестают бояться вторичных санкций

2025-09-24T06:08:02Z

Титов: компании США готовы вернуться на российский рынок

Также Соединенные Штаты могут привести новые бренды, отметил спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития

2025-09-24T07:16:37Z

Титов: Россия и США могут договориться о добыче редкоземельных металлов на Аляске

Россия и США рассматривают вопрос сотрудничества в сфере добычи редкоземельных металлов на территории Аляски, однако решение зависит от политической обстановки, заявил спецпредставитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Борис Титов

2025-09-24T10:31:31Z

Титов: РФ и США должны договориться о прямых рейсах и открытии визовых центров

Возобновление прямых авиарейсов окажет позитивный эффект на сотрудничество между двумя государствами, отметил спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития

2025-09-23T09:38:19Z

Титов: компании РФ открыты к обсуждению возвращения иностранного бизнеса

Российские компании открыты к обсуждению вопроса о возвращении иностранного бизнеса, в том числе из ФРГ - Титов. Новость дополняется