Курентзис и musicAeterna триумфально представили "Страсть" Дюсапена в Москве

Все новости — Культура

2025-09-24T14:57:24Z

"Мегаполис" представит двойной альбом "С прочностью нитки"

2025-09-24T14:57:00Z

Якубов: четверть живущих в Крыму – белорусы

2025-09-24T14:54:53Z

Певица Мари Краймбрери выпустила новый альбом

2025-09-24T14:53:00Z

Пермяки оживили дореволюционные фотографии Чердыни Прокудина-Горского — посмотрите на эту красоту

2025-09-24T14:51:00Z

Ургант начал проводить мероприятия с программой в стиле «Вечернего Урганта»

2025-09-24T14:44:20Z

Эрнст напомнил, что «Голубой огонек» не выходит на Первом канале 30 лет

2025-09-24T14:43:00Z

Астрофотограф из Уфы стала дипломантом межрегионального конкурса

2025-09-24T14:42:28Z

Почти 100 мероприятий пройдёт в рамках фестиваля «Читай Горький»

2025-09-24T14:41:06Z

Стал известен минимальный гонорар актера Никиты Кологривого, играющего Юрия Хоя

2025-09-24T14:39:25Z

Рэпер Гуф рассказал, что потратил на празднование дня рождения 1,7 млн рублей

2025-09-24T14:35:00Z

Сооснователь TRIP Лейкин заявил о неизменной актуальности музыки в стиле диско

2025-09-24T14:34:57Z

Вязание или йога: Как выбрать хобби, чтобы избавиться от стресса

2025-09-24T14:30:00Z

6 яблочных десертов, которые съедаются быстрее, чем готовятся. Третий рецепт — просто бомба

2025-09-24T14:24:58Z

«Спела «Вояж» на татарском»: Ландыш Нигматзянова рассказала об участии в шоу Андрея Малахова

2025-09-24T14:21:21Z

Александр Ф. Скляр прокомментировал итоги музыкального конкурса

Курентзис и musicAeterna триумфально представили "Страсть" Дюсапена в Москве

Курентзис и musicAeterna триумфально представили "Страсть" Дюсапена в Москве

2025-09-23T11:16:00Z — Этот спектакль родился летом прошлого года как событийная кода Дягилевского фестиваля, что проходит в Перми. Тогда это была российская премьера оперы современного французского композитора Паскаля Дюсапена Passion / "Страсть". К показам в Москве постановка приобрела еще более явные черты назидательного пастиччо.


Этот спектакль родился летом прошлого года как событийная кода Дягилевского фестиваля, что проходит в Перми. Тогда это была российская премьера оперы современного французского композитора Паскаля Дюсапена Passion / "Страсть". К показам в Москве постановка приобрела еще более явные черты назидательного пастиччо.

Опера, созданная учеником Мессиана и Ксенакиса по заказу фестиваля в Экс-ан-Провансе в конце первого десятилетия нашего века, вдохновлена европейским барокко и отталкивается от мифа об Орфее и Эвридике и повествует без какой-либо сюжетной нагрузки о двух современных влюбленных, чья страсть мучительно для обоих угасает, но они не способны расстаться, чтобы подарить друг другу свободу, в которой крайне нуждаются. Мрачное либретто, представляющее человеческие отношения пожизненной пыткой, написано самим композитором в тандеме с Ритой де Леттериис на итальянские тексты мадригалов Монтеверди и Джезуальдо.

Это капсулированный мир с кривыми зеркалами, где есть только Он, Она и другие. Во всем, что происходит на сцене ощущается паталогическая болезненность. В детстве из-за недуга Дюсапен несколько раз впадал в кому, и по его собственному признанию, в те моменты находился между двумя мирами. И, судя по всему, для композитора, отметившего в этом году семидесятилетие, это до сих пор остается самым значимым опытом и сильнейшим переживанием.

Фото: Екатерина Христова

Спектакль поставили режиссер Анна Гусева и хореограф Анастасия Пешкова в стилистике "физического театра", когда язык тела красноречивее иных способов высказывания. В представлении очень много и прямых, и опосредованных цитат из работ самых признанных коллег - режиссеров и хореографов с мировыми именами. Но все они поданы очень стильно и красиво (сценография Юлии Орловой, костюмы Анны Чистовой, свет Ивана Виноградова, видео Алана Мандельштама): не как заимствование, а как аллегорическая метафора с мощной внутренней энергетикой. Поэтому особая нагрузка выпадает даже не на танцоров, а на тех, кто в программке атрибутирован "перформерами" (все артисты musicAeterna Dance). Они вроде бы создают фон реальной жизни, а на самом деле не для главных героев, а публике в зале как бы параллельно Его и Ее жизни (действие разворачивается на двух уровнях и в отраженной зеркалами реальности), показывают картинки того быта, о который по классику разбилось множество любовных лодок. Это необходимо, поскольку это бессюжетная история, а сама музыка чувств не содержит.

Здесь нет никаких арий, нет дуэтов. Но есть мадригал-консорт, комментирующий действие будто античный хор. Это сквозная, не прерывающаяся музыка. Она переплетается из голоса в голос, из ансамбля в инструменты из оркестра. И практически невозможно поймать начало и конец движения музыки во всех десяти картинах оперы за те 95 минут, что продолжается этот "спиритический сеанс". Она (сопрано Наталья Смирнова) и Он (тенор Кирилл Нифонтов) на протяжении всего этого времени не уходят со сцены, на отлично проходя титанический тест на профессионализм и выносливость.

Фото: Екатерина Христова

Музыка напряженная, тревожная и печальная - в партитуре господствует фригийский лад, самый мрачный и таинственный. Она сложна и часто экстремально высока, но очень умна и, кажется, абсолютно не спонтанна, а будто рассчитана как совершенная математическая формула. И тут нельзя не заметить, что под руководством Теодора Курентзиса спектакль отработан с уникальной исполнительской безупречностью, которая, кажется только подчёркивает главную мысль композитора. А она заключается в том, что, создавая свою седьмую и самую известную оперу, Паскаль Дюсапен уже в 2006 году, почти двадцать лет назад, стремился "спрогнозировать" роль искусственного интеллекта в композиторском ремесле. В итоге эта опера звучит предостерегающим набатом: без души, несмотря на все внешние сходства, не может быть человека.

Кстати

Показ оперы Дюсапена "Страсть" на подмостках "Новой оперы" стал первым элементом проекта "Музей в опере / Опера в музее". Это совместное начинание Московского музея современного искусства и столичного оперного театра. На пороге своего 35-го юбилейного сезона "Новая опера" благодаря идеям своего руководителя - Антона Гетьмана ищет нечто, способное в афише реально отразить название "Новая опера".

Фото: Предоставлено пресс-службой ММОМА

Сегодня в фойе развернута выставка "Референсы" ("вспомогательные материалы"). Созданием экспозиций руководил известный театральный художник Алексей Трегубов. Это визуальное осмысление современными художниками процесса создания оперы.

Следующее событие фестиваля пройдет уже в залах музея. Весной будет представлена опера-выставка "Борис Годунов". Связующими звеньями станет серия дискуссий "Между / In between". Отправной точкой для бесед станет творчество основателя "Новой оперы" Евгения Колобова.

Читайте также:

2025-09-23T21:00:01Z

Страстно красивые: Теодор Курентзис привез в Москву оперу Дюсапена

Модный дирижер представил экспериментальную версию истории Орфея и Эвридики

2025-09-24T10:33:20Z

В Кремлевском Дворце представят мировую премьеру проекта Ballet Triptych

На сцене Государственного Кремлевского Дворца состоится мировая премьера проекта Ballet Triptych, созданного компанией Muse Agency

2025-09-23T14:31:01Z

В Москве вспомнили поэта Николая Добронравова

Концерт в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя назывался "В песнях останемся мы. Творческий вечер-посвящение Николаю Добронравову". 16 сентября исполнилось два года, как от нас ушел поэт и супруг Александры Пахмутовой, но о смерти в этот вечер совсем не думалось. Вот он, на экране - молодой красавец-выпускник школы-студии МХАТ, он же в паре с молодой веселой женщиной, склонившейся с ним над нотами... А вот поэт с экрана читает стихи, свой знаменитый "Эстрадный тост", про то, как "выбегают на сцену "артисты" - аплодируют… сами себе!"

2025-09-23T08:00:00Z

Чисто балетное убийство: зрители StagePlatforma в Казани увидят балет «Пуаро»

lead

2025-09-24T10:52:57Z

В музее "Царицыно" ожили оперные персонажи

Опера простилась летом с двумя театрализованными представлениями на пленэре в музее-заповеднике "Царицыно". Этот проект стал финальным аккордом фестиваля "Усадьбы Москвы". Собрав российских звёзд мировой оперы, сначала публике рассказали "Большую историю", а потом устроили дефиле для "Цариц бельканто".