Орловский губернатор Андрей Клычков рассказал "РГ" об управленческих буднях

Все новости — Оборона и безопасность

2025-09-24T12:38:40Z

В Башкирии не выявили превышения ПДК вредных веществ

2025-09-24T12:38:00Z

В Новошешминском районе Татарстана открылась выставка «Отец Героя»

2025-09-24T12:37:00Z

Посвященный производительности труда «правчас» в Госдуме перенесли

2025-09-24T12:35:53Z

«Ярко и печально»: Экс-министр экономики о проекте бюджета на 2026 год

2025-09-24T12:34:40Z

В МВД назвали признаки мошенничества в мессенджерах

2025-09-24T12:33:47Z

Залужный призвал ВСУ готовиться к ухудшению ситуации на ЛБС

2025-09-24T12:32:04Z

Волан-де-Морт может стать женщиной в новом "Гарри Поттере"

2025-09-24T12:31:33Z

Абхазские школьники, участвовавшие в "Зарнице" в России, вернулись домой

2025-09-24T12:27:00Z

В Прикамье проведут учения по беспилотной опасности

2025-09-24T12:26:08Z

Мишустин: приоритеты бюджета РФ - поддержка граждан и обороны, инфраструктурное развитие

2025-09-24T12:24:55Z

Германия закупит противоторпеды

2025-09-24T12:24:04Z

Мишустин: кабмин завершает подготовку проекта бюджета на 2026 год и 2027-2028 годы

2025-09-24T12:21:35Z

В Хабаровске стартовал чемпионат по метанию ножа среди спортсменов с ПОДА

2025-09-24T12:21:00Z

Женщин Башкирии пригласили к выпуску сборника стихов о воинах СВО

2025-09-24T12:20:57Z

Аргентина изучает возможность военного присутствия США в обмен на финпомощь

Орловский губернатор Андрей Клычков рассказал "РГ" об управленческих буднях

Орловский губернатор Андрей Клычков рассказал "РГ" об управленческих буднях

2025-09-23T03:17:49Z — Коммунист Андрей Клычков официально возглавляет Орловскую область с сентября 2018 года, а де-факто руководит регионом с октября 2017-го. "РГ" отправилась на Орловщину и на деловом завтраке поговорила с Клычковым об СВО, региональной экономике и управленческих подходах.


Коммунист Андрей Клычков официально возглавляет Орловскую область с сентября 2018 года, а де-факто руководит регионом с октября 2017-го. "РГ" отправилась на Орловщину и на деловом завтраке поговорила с Клычковым об СВО, региональной экономике и управленческих подходах.

Не первый год на контрактную службу в Минобороны активно привлекаются жители регионов РФ. Как вам удается мотивировать орловчан на это, когда многие уже такие контракты заключили?

Андрей Клычков: Помимо официальных нацпроектов в стране есть еще один. Называется "Победа". Сегодня силы всех органов власти направлены на достижение этой победы. И вопрос формирования наших Вооруженных сил входит в этот "нацпроект". Это же про безопасность России. Мы со своей стороны понимаем: ребят на фронте надо поддержать, поэтому необходимо продолжать набирать контрактников. Достаточно вспомнить, что случилось год назад в Курской области. От Орловской области до границы, где идут боевые действия, всего 93 километра. Недавно смотрел статистику: над территорией нашего региона сбито более тысячи беспилотников. Со многими мобилизованными и контрактниками я нахожусь в постоянном контакте, у них есть номер моего мобильного телефона. И скажу вам, что все понимают: порыв орловчан защищать Родину - ключевая мотивация. Вот говорят, что якобы молодежь у нас не та. Не соглашусь, они настоящие патриоты. Хотя для кого-то в этом вопросе важна и материальная составляющая. Плюс у нас есть "Бригада Катукова" - через нее прошли многие орловские чиновники и местные жители. Там люди получают боевую подготовку и также отправляются в ряды российских войск. К тому же жива память о Судбищенской битве, которая случилась на Орловской земле. Есть у нас и вечные подвиги в Великой Отечественной. Пусть это звучит высокопарно, но это чувствуется людьми.

Как часто вы общаетесь с коллегами-губернаторами по теме СВО и о чем?

Андрей Клычков: Часто вспоминаю, как 5 августа прошлого года мы отпраздновали День города, а уже 6 августа произошло вторжение в Курскую область. Мы быстро включились в помощь соседям, причем речь не только о чиновниках, но и об обычных орловчанах. Куряне спасались быстро, многие приехали без вещей. И тысячи жителей нашего региона поддерживали их, в том числе деньгами, вещами, жильем. Наверное, тогда и сформировался тот самый "орловский тыл" - так называлось сообщество, в которое каждый желающий мог зайти, чтобы посмотреть, что нужно людям, купить это и привезти. С тех пор вся Орловская область - надежный тыл. Еще постоянно общаемся с белгородским и брянским губернаторами: узнаем, кому чем помочь. У нас есть практика: все чиновники-руководители побывали в зоне СВО, чтобы увидеть все своими глазами. И каждый ежемесячно отдает в фонд поддержки спецоперации свой дневной заработок.

Андрей Клычков: Если нас, к примеру, обяжут привлекать только промышленников, что будет есть вся страна? Орловщина кормит порядка 30 регионов России маслом, гречихой, сахаром

Какое управленческое решение для вас было самым сложным за время СВО?

Андрей Клычков: Провести Бессмертный полк в этом году. Понимали все риски, но решили, что каждое ведомство будет работать с двойной ответственностью на своем участке. На мероприятие пришли около 40 тысяч человек. Это дорогого стоит. Хотя я до последнего момента на фоне всех рисков сильно переживал.

Одна из характерных проблем сегодня - регулярное отключение мобильного интернета. При этом вы лично комментируете эту чувствительную тему, хотя могли бы делегировать профильному сотруднику. Почему берете негатив на себя?

Андрей Клычков: Со времен ковида регулярно провожу прямые эфиры. А кто, если не я? Один мой знакомый сказал: если хочешь, чтобы тебе верили, ты должен сообщать правду, пусть даже не самую приятную. А еще он сыронизировал: прогноз погоды каждый день смотрят, вот и ты продолжай. Возможно, по формату не очень корректное сравнение, но я имею в виду востребованность информации. Мои коллеги к прямым эфирам подключаются и обязаны реагировать по профилю. Плюс личное общение дает новые инструменты. Например, наш управляющий совет школ: мы долго вместе думали, как обеспечить учебные заведения интернетом: среди детей есть те, кому нужно постоянно мониторить уровень глюкозы. Мне подчиненные сказали, что организация Wi-Fi в школах невозможна: якобы ребята будут сидеть не на тех сайтах, а плата ляжет на учреждения, что пока незаконно. Я честно сказал членам управляющего совета: есть такая проблема - подождем решения? Они единогласно ответили: потерпим. И это была родительская поддержка лично меня.

После одного из таких эфиров лишился своего поста глава департамента здравоохранения Александр Альянов. Всего за одну ошибку?

Андрей Клычков: Нет, ошибок накопилось достаточно. Я не сторонник резких кадровых решений. В том числе и потому, что органы власти по уровню зарплат неконкурентоспособны с бизнесом.

Как в Орловской области реализуется программа подготовки управленцев из числа участников СВО?

Андрей Клычков: По региональной программе поступило более 300 заявок. Отбор прошли лучшие - мы собрали пул из 50 человек, для них начался учебный модуль, в том числе это действующие бойцы. За каждым закреплен наставник. Мне ребята могут позвонить, половину я знаю из них лично.

Средняя зарплата в регионе - порядка 70 тысяч рублей. Что будет с участниками СВО, когда они вернутся с другими зарплатными ожиданиями?

Андрей Клычков: Мы думаем об этом с первых дней частичной мобилизации. С одной стороны, бойцы адекватно относятся к тому, что за рисковую работу они получают повышенный доход. И они решают свои бытовые вопросы: покупают квартиры, машины, обеспечивают будущее семьям. С другой - в орловском бизнесе довольно высокие зарплаты, есть позиции, где платят по 100 тысяч. Плюс наверняка на федеральном уровне будет нормирование по приему на работу участников СВО. С третьей стороны, ребята понимают, что им нужно повышать квалификацию, чтобы претендовать на гражданке на более высокий доход. И в этом мы помогаем.

Поговорим об экономике. У соседних регионов, как правило, примерно одинаковые инструменты привлечения инвесторов. Сейчас частный капитал больше занимает выжидательную позицию. Как в этих условиях вы формируете "уникальное торговое предложение" для тех, кто потенциально может вложиться в регион?

Андрей Клычков: Во-первых, везде ходим, что называется, ногами. Формируем делегации, сами едем к инвесторам, убеждаем лично, в том числе и я. Да хоть танцы с бубнами, лишь бы помогло! Во-вторых, хочется содействия от федеральных коллег - чтобы каждому региону сформировали свой профиль, тогда инвестиции заводить будет куда проще. Тут я вспоминаю слова замглавы администрации президента Максима Орешкина: "Каждый регион стремится построить свой бетонный заводик". Это о том, что области считают, что работать надо только с тем, что с высокой долей вероятности даст результат, но, получается, все оказываются в одинаковых условиях, а конкуренция зачастую строится уже по не совсем рыночным принципам. Если нас, к примеру, обяжут привлекать только промышленников, что будет есть вся страна? Орловщина кормит порядка 30 регионов России маслом, гречихой, сахаром. Так что рано или поздно к госплану мы придем. В-третьих, это наши особые экономзоны. По темпам роста привлечения в них инвестиций мы занимаем лидирующие позиции в стране.

Что с расширением ОЭЗ "Орел"?

Андрей Клычков: Практика показала, что действительно похожие инструменты есть у многих. У нас же еще и преимущество: 150 километров до Москвы - это привлекает интерес. Сегодня под расширение ОЭЗ еще не построена подстанция, а мы уже распределили весь будущий запас электроэнергии. Так что число инвесторов растет - в АПК, телематике, производстве продуктов питания.

Почему тогда в Липецкую область ушел проект "Щелково агрохим" с инвестициями на 8,5 миллиарда рублей?

Андрей Клычков: Салис Каракотов в любом случае остается и орловским инвестором - с другими проектами. Кстати, на его полях в регионе получен мировой рекорд по урожаю: 185 центнеров с гектара, сорт "зюгановка". На промышленных полях, для сравнения, бывает 140 центнеров. Никакого конфликта не было: мы предложили ему "гринфилд" - только присоединения к газу и свету он должен был бы ждать пару лет. Такова специфика нашей области - "готовых" земельных участков попросту нет.

Как вы относитесь к инструменту концессии?

Андрей Клычков: У нас заключено 17 таких соглашений, 12 из них - в ЖКХ. В целом смотрим с оптимизмом на этот инструмент, но есть один нюанс. Концессия хороша, когда она не только для извлечения прибыли и износа сетей, когда вопрос тарифов определяется не потреблением, а развитием. Мы сохранили много МУПов, ГУПов и ООО, которые контролируются областными властями. Ряд регионов не всегда видит положительный эффект от концессии, так что у нас не будет подхода "отдали и забыли".

Что даст региону соглашение, подписанное на ПМЭФ, с "Росатом инфраструктурные решения"? Ведь оно тоже касается ЖКХ - тепловых сетей.

Андрей Клычков: Это больше стратегическое соглашение по сохранению темпов инвестиций, в том числе и по линии "Квадры" (поставщик тепла, с 2022 года принадлежит "Росатому", новое название - "РИР Энерго". - Прим. ред.), а также по модернизации существующих систем.

Как обстоят дела с долгами региона?

Андрей Клычков: Коммерческих кредитов у Орловской области нет. Еще несколько лет назад Минфин РФ выкупил долг региона перед Deutsche Bank, курс евро по нему зафиксирован. Сейчас это 1,683 миллиарда рублей. Половина долга уже погашена. Сейчас у нас долги под один процент. В 2017 году долг составлял 106 процентов от доходов области, он был весь коммерческий, его содержание обходилось в миллиард в год. Сейчас это порядка 66 процентов от доходов, активно работаем над дальнейшим снижением.

Выдерживаются ли сроки строительства в регионе студенческого кампуса за 10 миллиардов рублей?

Андрей Клычков: В Орле 300 тысяч жителей, из них 50 тысяч - студенты. Есть действующие межвузовские соглашения по будущему кампусу. Так что проект очень важен для региона и ряда отраслей экономики. В сравнении с первоначальным графиком стройка идет с опережением, планируем завершить ее в июле следующего года. Кампус - это и студенческая общность, и интерес бизнеса, который заинтересован в будущих кадрах. К тому же это связка и воспитания, и образования, и научно-прикладной части. Таким образом, надеемся, разработки не будут идти "в стол", а родители увидят перспективы для своих детей начиная уже с малых лет.

Какой день к этому моменту был для вас самым сложным на посту губернатора?

Андрей Клычков: Помню свои ощущения, когда поздно вечером ехал домой в разгар ковида. В реальности рабочий день не закончился: ночью звонили главврачи, говорили, что кислород в больницах кончается, пациенты могут начать умирать. Было очень сложно и неясно, что делать, но мы справились и с этим вызовом. Схожие эмоции испытал после вторжения ВСУ в Курскую область: поняли, что надо срочно готовить укрепления, чтобы обезопасить Орловщину от такого же.

Читайте также:

2025-09-24T08:26:00Z

Участник спецоперации на практике изучает инвестиционную политику региона

2025-09-23T14:27:08Z

В Калужской области утвердили состав областного правительства

Калужский губернатор Владислав Шапша утвердил новый состав облправительства, об этом стало известно во вторник, 23 сентября.

2025-09-24T11:06:07Z

Воронежский губернатор подчеркнул значимость баланса между школьным образованием и воспитанием

Губернатор Александр Гусев провел заседание правительства Воронежской области, обсудив вопросы создания в регионе единого образовательного пространства.

2025-09-24T05:40:32Z

В Оренбургской области согласовали кандидатуру первого вице-губернатора региона

Речь идет о Сергее Балыкине

2025-09-23T11:05:46Z

Губернатор Федорищев — о людях и делах, меняющих жизнь к лучшему

Глава Самарской области Вячеслав Федорищев традиционно поделился некоторыми итогами прошедшей недели