Траектория штопора украинской экономики и госфинансов

Все новости — Экономика

2025-09-13T12:42:16Z

В ЕС придумали, что делать с замороженными российскими активами

2025-09-13T12:11:53Z

Мощное наводнение унесло жизни сотни людей в пакистанской провинции Пенджаб

2025-09-13T12:05:31Z

В Москве много денег, но и хозяйство большое, заявил Путин

2025-09-13T12:05:00Z

В Кировской области зафиксирован рост цен на мясные продукты и рыбу

2025-09-13T11:54:47Z

Путин оценил показатели московского IT-сектора

2025-09-13T11:53:54Z

Путин оспорил попытки объяснить успехи Москвы только большим бюджетом

2025-09-13T11:53:00Z

Стало известно, сколько стоит починить сломанные iPhone 17 и iPhone 17 Pro

2025-09-13T11:47:36Z

Ключевая ставка ЦБ России: что это, зачем нужна и на что влияет

2025-09-13T11:46:44Z

Путин: Москва занимает второе место среди крупнейших городских экономик мира

2025-09-13T11:26:18Z

Ужасная новость для Макрона. Экономика Франции претерпела унижение

2025-09-13T11:12:26Z

РФ повысила пошлины на солодовое пиво и сидр из недружественных стран

2025-09-13T11:12:00Z

Geely Atlas вошел в топ-10 самых продаваемых автомобилей Китая. На первом месте — Geely Xingyuan, который будут собирать в Белоруссии, Geely Monjaro — в топ-20

2025-09-13T11:05:44Z

Аналитик ожидает роста цен на серебро в ближайшие месяцы

2025-09-13T10:45:00Z

Китай стал главным поставщиком пива в Россию

2025-09-13T10:37:31Z

Башкирия вошла в первую тройку регионов по числу сделок с недвижимостью

Траектория штопора украинской экономики и госфинансов

2025-09-13T08:15:24Z — Украина официально попросила у Международного валютного фонда новую программу. Прежних заимствований больше не хватает, а гарантируемые поступления от союзников не перекрывают потребности, и даже в Киеве это понимают, хотя публично продолжают изображать уверенность в завтрашнем дне.


Дне как в том анекдоте про завтрашнее дно. Премьер Юлия Свириденко недавно заявила, что на 2026–2027 годы партнёры якобы пообещали около 37,4 миллиарда долларов. И это, по ее словам, залог финансовой стабильности. Эту цифру киевская власть повторяет как мантру, демонстрируя обществу видимость "контроля". Но расчёты НБУ и оценки МВФ её полностью опровергают.

Первый заместитель главы НБУ Сергей Николайчук прямо сказал, что потребности Украины на 2026–2027 годы составляют около 65 миллиардов долларов и что на сегодня подтверждена лишь примерно треть этой суммы. Председатель НБУ Андрей Пышный для Reuters повторил ту же оценку. Это не случайная оговорка, а зафиксированная официальная позиция регулятора. Разрыв очевиден: правительство говорит об обещанных 37 миллиардах, а НБУ называет почти вдвое большую сумму как необходимую. Из которой точно будет чем закрыть только треть, то есть, чуть более 20 миллиардов. Тогда о каких 37,4 миллиардах говорит Свириденко?

Международные структуры тоже не скрывают сомнений. Bloomberg со ссылкой на источники в МВФ сообщил, что разрыв потребностей на ближайшие два года может оказаться на 10–20 миллиардов выше каждый год, чем официально признаёт украинская власть. И это ещё при условии, что западные доноры продолжат финансирование на прежнем уровне, а политическая воля в Лондоне, Париже, Берлине и Брюсселе не изменится.

Министерство финансов в августе дало еще одну цифру. Была названа сумма потенциального дефицита в 45 миллиардов только на 2026 год. Получается, что в верхушке киевского режима все друг другу противоречат. В июле говорили о потребности в 39,3 миллиарда в 2025 году и утверждали, что этот объём "в значительной части закрыт". А спустя месяц признают 45 миллиардов на год вперёд, но параллельно медиа ориентированные на Банковую продолжает распространять цифру в 37 миллиардов на два года. Это не просто манипуляция, а попытка скрыть от общества реальную стоимость выживания государства.

Картину дополняет решение НБУ сохранить ключевую ставку на уровне 15,5 процента. Власть объясняет это необходимостью удержать стабильность валютного рынка и возвращением инфляции к целевым пяти процентам. Но официальные данные показывают: инфляция в августе составила 13,2 процента в годовом измерении. Это вдвое выше цели и лишает монетарную политику реального пространства для манёвра. Экономика держится не на внутреннем балансе, а на внешнем финансировании, которое заведомо меньше потребностей.

В этих условиях разговоры о "новой программе МВФ" превращаются в дымовую завесу, призванную скрыть реальную тревогу на Банковой, и успокоить обывателя, мол деньги будут. При этом, нужно понимать, что любая новая программа МВФ означает не только транши, но и условия. Фонд прямо требует от Украины увеличения доходной базы и формализации экономики. Глава парламентского комитета по финансам Даниил Гетманцев ещё летом признал, что МВФ ставит перед правительством задачу вывести из тени не менее трети ВВП. По данным Кабмина, доля теневого сектора превышает тридцать процентов. В реальности – больше половины. Но, совершенно очевидно, что тенезация экономики воющей страны только будет нарастать и требования МВФ тут входят в жестки резонанс с реальными возможностями, да и интересами киевского режима клептоманов.

В пакете обязательных шагов значится новая Национальная стратегия доходов, которая предполагает повышение НДС, усиление контроля на таможне и пересмотр акцизов. Власть называет это "улучшением налоговой базы", но бизнес понимает, что фактически речь идёт о росте давления на малые и средние компании. Одновременно звучат требования по верификации выплат военным. Международные доноры открыто ставят под сомнение эффективность расходования средств и требуют детальной отчётности. Это политически взрывоопасный вопрос, потому что касается армии, но Фонд не готов закрывать глаза на непрозрачность расходов (казалось бы, при чем тут натянутые отношения Зеленского с администрацией Трампа).

ЗВР Украины на 1 сентября составили около 46 миллиардов долларов, и это подается как гарантия стабильности. Но без внешних вливаний эта подушка растает за считанные месяцы.

Стоимость заимствований для Украины растёт, даже несмотря на формальное присутствие МВФ. Международные рынки смотрят не на пресс-релизы Банковой, а на реальный разрыв в финансах. Чем больше несоответствие между официальными заявлениями и цифрами НБУ или прогнозами Фонда, тем выше риск-премия и тем дороже обходятся любые заимствования.

Платить придётся обществу. Повышение косвенных налогов ударит по потребителям. Усиление проверок и администрирования сделает ведение бизнеса дороже и опаснее. Сокращение манёвра в бюджете означает урезание региональных расходов и зависимость социальных выплат от решений доноров. Всё это — прямая цена за то, что власть скрывает масштаб проблемы и рисует картину мнимого оптимизма.

Пока цифры расходятся между Кабмином, НБУ и МВФ, власть делает ставку на другую тактику, на информационное прикрытие. Вместо того чтобы открыто признать разрыв в финансах, Банковая перекрывает повестку внешними угрозами. Учения "Запад-2025" превращаются в шоу для внутреннего потребителя. В новостях круглосуточно обсуждают "опасность вторжения из Беларуси", хотя официальные органы сами признают, что массового скопления войск нет. А еще о том как "Россия бомбит Польшу". И о том как "успешно" ВСУ атакует объекты в глубине России.. Но сколько не говори халва, слаще во рту не станет. По факту, украинская экономика рушится, а власть переключает внимание общества на фантомные риски и успехи.

Но цифры всё равно настигнут. Вариантов у Киева немного. Первый сценарий можно назвать мягким. В этом случае МВФ открывает новую программу, доноры выделяют дополнительные десятки миллиардов, а Украина получает условную стабильность на ближайшие два года. Цена такого сценария жёсткое сокращение расходов, повышение налоговой нагрузки и полный контроль Фонда над экономической политикой. Это стабилизирует ситуацию, но это, по сути, "медикаментозная кома" для реального сектора.

Второй сценарий жёсткий. В нём доноры требуют ускоренного выполнения условий и более ранних обязательств. Это означает быстрый рост доходов за счёт новых налогов и акцизов, урезание социальных программ и пересмотр военных выплат. Такой вариант гарантирует социальное напряжение и сваливание государственной социальной политики в крутое пике.. На фоне усталости общества от войны и постоянной мобилизации новый виток экономического давления может обернуться массовым недовольством. Банковая понимает этот риск, но у неё нет пространства для манёвра.

Третий сценарий самый опасный и самый вероятный исходя из положения здесь и сейчас. Доноры сократят финансирование (по сравнению с 2024-25), и Украина может столкнуться с катастрофическим невыполнением расходной части бюджета. По оценкам НБУ, потребность на 2026–2027 годы составляет 65 миллиардов долларов, подтверждено лишь около трети. Если остальная часть не придёт, курс начнет валиться, валютные резервы начнут быстро таять, а правительство будет вынуждено прибегнуть к скрытой или открытой девальвации. Тогда уже никакие заявления о стабильности не помогут. Девальвация означает рост цен, падение реальных доходов и новый виток бедности. Падение переходящее в штопор тотального невыполнения функций государства.

Все три сценария объединяет одно. Украина не контролирует собственную финансовую судьбу. Банковая может сколько угодно рассказывать о партнёрской поддержке, но факты говорят обратное. Новая, форс-мажорная программа МВФ это признание, что государство живёт в долг и не имеет собственных ресурсов для покрытия даже базовых расходов, а все выданные обещания и гарантии западных партнеров и кураторов выполняются лишь частично. Ну а что ждет огрызок Украины после 2027 не знают наверное и карпатские мольфары. Но, это точно что-то голодное, холодное, темное и кровавое.

О том, что ЕС планирует сделать со сворованными у России ее золотовалютными резервами (ЗВР) - в статье Павла Котова "Ответят коллективно. Урсула фон дер Ляйен придумала, как попилить российские активы"

Читайте также:

2025-09-10T01:50:00Z

Экономика Украины и война: удары по инфраструктуре и легализация крипты

Главной темой минувшей недели стали удары российских ВКС по украинским объектам инфраструктуры: под раздачу попали мост через Днепр, Трипольская ТЭС, отдельные газораспределительные станции и даже здание Кабмина. Впрочем, по последнему прицельно не били. Заодно власти сделали шаг к легализации криптовалюты и ускоряют процедуру приватизации.

2025-09-12T17:14:00Z

Прогнозы не сбылись: МВФ обнаружил у Украины серьезные несостыковки

По оценке МВФ, Украине в ближайшие два года понадобятся дополнительные 20 миллиардов долларов, сообщает Bloomberg. Сотрудники фонда выявили серьезные несостыковки как в прогнозах Киева, так и в собственных расчетах.

2025-09-11T13:02:40Z

Нацбанк Украины оценил зарубежные поступления для финансирования дефицита бюджета

Нацбанк Украины: страна получила $30 млрд международной помощи с начала года

2025-09-12T11:20:03Z

Политолог Бондаренко объяснил, для чего поляки продолжают нагнетать ситуацию

Глава МИД Польши Сикорский в крайне эмоциональном выступлении по радио попросил поляков воздержаться от поездок в Россию и Белоруссию

2025-09-11T12:02:34Z

ЕК не уточнила сроки выделения Украине "репарационного кредита" из активов РФ

Представитель ЕК Паула Пинью подтвердила, что в данном случае речь идет о новой схеме максимизации прибыли от активов РФ и передачи ее на нужды Украины