2025-09-13T12:15:00Z
Центр «Радужный» из Марий Эл вошёл в топ-20 лучших детских лагерей России
2025-09-13T12:01:51Z
В Татарстане учителям начнут компенсировать аренду жилья до 20 тысяч рублей
2025-09-13T11:56:00Z
Учащийся Кемеровской спецшколы заявил о насилии преподавателя
2025-09-13T11:55:19Z
Собянин рассказал о развитии программы реконструкции школ
2025-09-13T11:53:28Z
Москва реализует значимые проекты в образовании, заявил Путин
2025-09-13T11:48:18Z
Данные о распространении агитационных календарей за Хинштейна среди школьников опровергли
2025-09-13T11:38:17Z
В Ростовской области в онлайн-голосовании участвовали 75% избирателей
2025-09-13T11:30:00Z
Профилактика наркомании стала одним из приоритетов в школах Мордовии
2025-09-13T11:20:00Z
Школьник на питбайке пострадал при столкновении с иномаркой в Ижевске
2025-09-13T11:14:00Z
Федеральная торговая комиссия США расследует влияние чат-ботов на несовершеннолетних
2025-09-13T11:05:00Z
“Решила стать педагогом, гуляя по Лондону”: история учителя английского языка школы №10 имени К. Э. Циолковского
2025-09-13T10:48:00Z
В Автодорожном техникуме в Марий Эл начались занятия на уникальных тренажёрах
2025-09-13T10:47:51Z
Володин призвал вернуться к вопросу чрезмерной нагрузки на школьников
2025-09-13T10:39:19Z
В этом году в Башкирии трудоустроят 200 инвалидов
2025-09-13T10:30:46Z
Учить аграрному делу будут в школах двух башкирских районов
2025-09-12T13:14:23Z — В школьном образовании необходимо сформировать ядро, снизить нагрузку на учеников и перестать «снимать» их с уроков на мероприятия, заявил глава СПЧ Валерий Фадеев. В Совете выяснили, что школьники в неделю заняты больше взрослых
Чрезмерная нагрузка на российских школьников отчасти объясняется постоянным отвлечением учащихся на различные контрольные мероприятия, олимпиады, субботники, праздники и так далее. К такому выводу пришли авторы доклада Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, представленного в пятницу журналистам главой Совета Валерием Фадеевым.
«Отвлечение школьников должно иметь серьезный характер. Нельзя по любой указивке отвлекать школьников от уроков, потому что их учеба — это главное. Даже по сравнению с олимпиадой и даже по сравнению с городскими праздниками», — сказал Фадеев. По его оценке, приоритета урока нет, он исчез, школьников таскают «куда попало».
В докладе члены совета отметили, что фактически по предмету может быть меньшее количество уроков, чем на него отведено в расписании из-за контрольных и Всероссийских проверочных работ (ВПР), олимпиад, субботников. В совокупности эти мероприятия исключают из учебной программы заметное количество уроков. Например, проведение ВПР «выбрасывает» из расписания от 3 до 8 уроков, к тому же дополнительные уроки забирает «натаскивание» на написание ВПР. Результаты ВПР имеют значение для рейтинга школы и могут влиять на зарплату учителя, поэтому в школах им уделяют большое внимание. По словам Фадеева, оценка школы по результатам ВПР — «это неправильная история».
Школа вообще, по замечанию авторов доклада, стала площадкой, «которую различные структуры используют для реализации своих интересов, весьма условно связанных с образовательным процессом»: со стороны администрации школы, региональных и муниципальных органов власти и других организаций регулярно приходят запросы на участие учеников школ в различных проектах.
В целом у современных российских школьников нагрузка больше, чем у взрослых, подсчитали авторы доклада, в числе которых председатель Фадеев, первый проректор Института развития образования Сахалинской области им. Гуревича Владимир Иконников, профессор РГПУ им. Герцена, народный учитель России Сергей Рукшин. Начиная с 5 класса нагрузка на учащихся превышает максимальную продолжительность рабочей недели, установленную трудовым законодательством для взрослых (40 часов), а в старших классах превышение почти полуторакратное — примерно до 55-56 часов в неделю, указано в докладе.
При расчетах учебный час приравнивался к астрономическому, указано в докладе. Как пояснил журналистам председатель Совета Валерий Фадеев такое приравнивание допустимо, учитывая, что взрослые в большинстве своем не работают беспрерывно по восемь часов в день.
Для снижения нагрузки нужно пересмотреть подходы к образованию, считают в СПЧ. «Необходимо выделить фундаментальное ядро среднего образования, которое включает в себя предметы и материалы, формирующие мировоззрения ученика <...> причем гуманитарное и естественно-научное», — сказал Фадеев. Определив ядро, может быть скорректирован и сам процесс обучения, продолжил он: «Учебники должны быть созданы и скорректированы с учетом ограничений по времени. Не может старшеклассник 60 часов учиться в неделе. В ядре должно остаться столько, на изучение чего требуется 40 часов в неделю».
По учебникам, по мнению членов СПЧ, «тоже надо взять себя в руки и ясно сказать, что ничего в математике и геометрии не изменилось со времен Евклида», а потом выбрать наилучшие для обучения учебники. «Байки о том, что что-то быстро меняется в нашем мире, что надо все время издавать новые учебники — это ложь», — заявил Фадеев, указав, что все изменения происходят в передовых областях науки, которые школьникам не преподаются.
Учитывая регулярно звучащие призывы взять лучшее из советской школы, члены СПЧ подсчитали, что количество часов, отведѐнных на освоение образовательной программы, по сравнению с советским периодом сократилось, или осталось неизменным, а содержательное наполнение программ возросло. Это увеличивает нагрузку на учителей и учеников, указали в СПЧ. Например, по сравнению с советским периодом учебный материал по физике вырос примерно на треть, а время, необходимое для его освоения, — напротив, сократилось примерно на половину.
Отказываться от домашней работы нельзя, уверены в СПЧ, однако необходимо модернизировать содержание домашних заданий с учетом развития интернет-технологий. Внедрение информационных технологий на уроках и для выполнения домашних заданий также беспокоит членов СПЧ, так как видео материалы плохо усваиваются, а сами школьники, используя интернет для учебы, неизбежно отвлекаются и на несвязанные с учебой интернет-ресурсы.
Отметили в СПЧ и невысокое качество современных учебных материалов, что приводит к тому, что почти четверть учеников начинают заниматься с репетитором уже со 2 класса. В условиях чехарды учебных программ и учебников невозможно подготовить квалифицированных специалистов — «предметников» в вузах, а также синхронизировать содержание программ, предупреждают в СПЧ. Например, в феврале 2024 года Минпросвещения издало приказ, предполагающий исключение предмета «Основы духовно-нравственной культуры России» из программ 5-7 классов с последующей интеграцией его содержания в курс «История нашего края». Однако уже в январе 2025 года было объявлено, что с 2026/2027 учебного года этот предмет вернется в российские школы, указано в докладе.
Авторы доклада призвали тщательно проанализировать указанные в докладе факты. «Мы не можем сказать, давайте вот это будет изучать, а вот это не будем. Ученые должны сказать, научное сообщество», — указал Фадеев.
2025-09-12T18:46:05Z
Начиная с пятого класса учебная нагрузка на школьников зачастую превышает стандартную рабочую неделю взрослых
2025-09-12T13:03:46Z
МОСКВА, 12 сентября. /ТАСС/. Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) считает необходимым разработать план мероприятий по снижению уплотненности переполненных школ, которые еще остаются в РФ.
2025-09-12T15:30:00Z
В России школьники испытывают чрезмерную нагрузку во время учёбы, так как им часто приходится отвлекаться на разного рода контрольные мероприятия, олимпиады, субботники, праздники и так далее. Об этом говорится в докладе Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, его итоги озвучил журналистам глава совета Валерий Фадеев.
2025-09-12T13:05:36Z
МОСКВА, 12 сентября. /ТАСС/. Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) ставил задачу защитить учителя от школьников-хулиганов введением оценки за поведение, но опасается, что в ходе внедрения инициативы эта задача будет размыта.
2025-09-12T13:04:27Z
МОСКВА, 12 сентября. /ТАСС/. Фундаментальное ядро, включающее в себя формирующие мировоззрение ученика предметы, необходимо выделить в среднем образовании детей, его содержание не должно подвергаться сокращению.