2025-09-13T12:42:00Z
Татарстан направит на развитие ЖКХ 56 млрд рублей до 2028 года
2025-09-13T12:42:00Z
В Йошкар-Оле на улице Йывана Кырли ремонтируют дворы
2025-09-13T12:33:00Z
Крикалев заявил, что участие НАСА в проекте Российской орбитальной станции в США не обсуждалось
2025-09-13T12:26:58Z
В Макеевке установят водонапорную башню на 100 тыс. литров
2025-09-13T12:22:00Z
В Подольске на выборах в Совет депутатов мобильные пункты выезжают для голосования в деревни
2025-09-13T12:17:00Z
Центр подготовки космонавтов и Центр управления полетами не переедут в НКЦ в Москве
2025-09-13T12:09:08Z
В Китае откроют новый мост Гранд-Каньон Хуацзян - самый высокий в мире
2025-09-13T12:04:34Z
Центр-спутник Эрмитажа создадут в Омане
2025-09-13T12:00:00Z
Агентство недвижимости Патанина: 8,8 млн рублей — минимальная цена однушки у метро в Петербурге
2025-09-13T11:50:00Z
Казанцам назвали избирательные участки, где откроются сельхозярмарки
2025-09-13T11:47:27Z
Жители дома на улице Кутшо в Кирове дождались реакции прокуратуры
2025-09-13T11:44:59Z
Путин: Москва является одним из лучших мегаполисов планеты
2025-09-13T11:41:27Z
Собянин заявил о волне современной индустриализации в Москве
2025-09-13T11:41:00Z
«Россети Московский регион» восстановили электричество в Люберцах после сбоя
2025-09-13T11:39:56Z
Южная Осетия предложит инвесторам готовые лоты по созданию санаториев
2025-09-11T14:35:42Z — Двадцать лет назад в стране впервые применили такой инструмент экономической политики.
Шесть триллионов рублей потратит Россия в этом году на национальные проекты. Много это или мало и какие результаты уже достигнуты за двадцать лет с момента запуска первых нацпроектов, aif.ru рассказал директор Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Александр Широв.
Алексей Дуэль, aif.ru: Александр Александрович, насколько система национальных проектов нужна России?
Александр Широв: С точки зрения экономики, национальные проекты — это нерегулярные меры экономической политики. Их применяют в ситуации, когда есть разрывы в положении дел в разных отраслях, которые надо выправить. Денежно-кредитной, бюджетной политикой или уровнем ключевой ставки такие задачи не решить. Национальные проекты — как раз тот инструмент, который позволяет направить ресурсы в эти точки, мобилизовать их там и совершить прорывы. Чем устойчивее и стабильнее развитие экономики, тем меньше ее потребность в таких мерах. Двадцать лет назад, когда были запущены первые нацпроекты, их было меньше и они фокусировались на наиболее болезненных в тот момент точках. Время прошло, многое вокруг нас изменилось, теперь наиболее острыми стали другие проблемы. Соответственно, и нацпроекты переформатировали под актуальные потребности.
— Почему те же задачи нельзя решить в обычном режиме работы министерств и ведомств?
— Вот смотрите, благодаря нацпроекту, посвященному здравоохранению, средняя ожидаемая продолжительность жизни в России за 15 лет (2005-2019 годы) выросла почти на десять лет. И это не совпадение. Сердечно-сосудистые проблемы — одна из главных причин смерти в нашей стране. Чтобы исправить ситуацию в регионах России, в рамках нацпроекта построили многие десятки кардиологических центров, хорошо их оснастили, обеспечили кадрами. Теперь они спасают людей, которыми раньше просто некому и негде было заниматься. Да, у нас есть Минздрав, он работает, но министерству в рамках своего бюджета надо решить множество вопросов и выполнить множество задач. Оно просто не может вот так прицельно сконцентрироваться на чем-то одном. Зато это можно сделать в рамках нацпроекта.
— Все дело в ресурсах: выделили дополнительное финансирование — и дело пошло?
— Не только. Например, реализованный вместе с нацпроектами план развития магистральной инфраструктуры — новые трассы, расширение железных дорог, создание Восточного полигона — действительно, стоил очень дорого. Бюджету пришлось серьезно вложиться. Но ведь улучшили же! Теперь это работает, люди там ездят, товары возят. А был другой небольшой проект — «Производительность труда», где денег потратили несравнимо меньше. Его основная задача — повысить эффективность работы производств без серьезных капиталовложений. По сути, они внедряли то, что в СССР называлось научная организация труда, а во всем мире — бережливое производство. Их решения, иногда очень простые и дешевые, позволяли увеличить выработку в полтора-два, а то и в несколько раз. Просто чтобы было понятно: на одном хлебозаводе были длинные простои из-за того, что тесто налипало на аппарат, где его месили, и приходилось в ручную его оттуда выковыривать. Когда специалисты Федерального центра компетенций, оператора этого проекта, обнаружили проблему, они предложили приварить в нужном месте железный скребок. Запустили с ним — никакого налипания, все работает без сбоев и остановок. Цена вопроса — меньше тысячи рублей. Но чтобы такие штуки появлялись и их внедряли, нужно создать систему поощрения рацпредложений от сотрудников, премировать за толковые идеи. Все это придумать и запустить как раз и позволяют нацпроекты.
— От запущенных в этом году обновленных нацпроектов ждете такого же эффекта?
— Они сосредоточены на трех основных направлениях, где нам критически важно совершить новые прорывы. Это демография, экономика и научно-техническое развитие. Во многих областях эффекты проявятся только спустя многие годы. Та же демография или, допустим, экология, борьба с изменением климата. Меры надо предпринимать сейчас, но воспользоваться плодами этих усилий получится хорошо если через несколько десятков лет. Другие проявляют себя быстрее: для лесного хозяйства по нацпроекту «Экология» закупили пожарную технику — эффективность борьбы с огнем в лесах за несколько лет заметно выросла, многие возгорания теперь удается потушить малыми силами сразу же после их обнаружения. Раньше такое было просто невозможно: не было или возможности вовремя заметить очаг в ранней стадии, или подходящей машины, чтобы быстро добраться в горящую чащу.
— Какое из трех направлений работы обновленных национальных проектов должно сработать первым?
— Нам очень нужны новые технологии и разработки, в сложившихся геополитических условиях это критически важно. Поэтому скорейших результатов нацпроектов в научно-технической сфере жду в первую очередь.
— В этом году на них заложено 6 трлн рублей, а весь ВВП страны будет в районе 216 трлн рублей. Ресурсы всегда ограничены, поэтому важно их грамотно распределить и использовать. Возможно, имеет смысл даже от чего-то отказаться, чтобы обеспечить максимальную концентрацию сил и средств на самых важных направлениях. Хотя есть и другая возможность — нацпроекты со временем должны получить частичное частное финансирование. Если сейчас государство финансово помогает разрабатывать новые технологии и, отчасти, их внедрять, то получившийся высокотехнологичный продукт — это уже коммерческая история, которая будет приносить деньги компаниям. Соответственно, в будущем часть расходов на НИОКР они вполне могут взять на себя, снизив нагрузку на бюджет. Есть еще и возможность коммерциализации результатов реализации нацпроектов. Например, в США здравоохранение формирует около пятой части ВВП. Наши медцентры, построенные за последние годы в регионах, тоже могут со временем зарабатывать на дополнительных платных услугах, формируя дополнительные рабочие места и налоговые отчисления.
— Я бы обратил внимание на поддержку экспорта. Внутренний рынок ограничен, внешний — беспредельный, если мы хотим хорошо зарабатывать, надо развивать поставки в другие страны, компаниям тут нужна помощь. Хотя еще раз повторю: слишком распылять усилия ни к чему, на то они и национальные проекты, чтобы решать самые важные и насущные проблемы страны. Всеми доступными силами и возможными средствами. Таких направлений прорыва сразу много быть не может.
Как все начиналось
Программу приоритетных национальных проектов в России инициировал президент Владимир Путин 5 сентября 2005 года. Тогда их было четыре: «Здоровье», «Доступное и комфортное жильё — гражданам России», «Образование» и «Развитие агропромышленного комплекса», работа по ним началась в 2006 году.
Следующий этап наступил в 2018 году, когда нацпроектами были охвачены уже 13 ключевых сфер развития государства, они объединяли социальные, экономические и технологические задачи. В обновленный список вошли «Здравоохранение», «Демография», «Образование», «Наука и университеты», «Культура», «Жилье и городская среда», «Туризм и индустрия гостеприимства», «Безопасные качественные дороги», «Экология», «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда», «Международная кооперация и экспорт» и «Модернизация транспортной инфраструктуры».
Люди оценили
Депутат Госдумы Антон Ткачев:
— Национальные проекты стали мощным драйвером технологического рывка и цифровой трансформации России. Результаты впечатляют: 88% россиян уже оценили удобство и доступность цифровых госуслуг, что является прямым следствием реализации нацпроекта «Цифровая экономика». Благодаря нацпроектам Россия не просто идет в ногу со временем, а задает тренды в цифровой трансформации, а каждая из представленных цифр — это вклад в будущее: здоровье, образование и благополучие наших граждан.
Для всех и каждого
Губернатор Пензенской области Олег Мельниченко:
— За шесть лет в регионе обновлено более 800 км автомобильных дорог, выполнен ремонт дорожного покрытия порядка 600 объектов. Благодаря нацпроекту «Образование» построена самая большая в Приволжье школа в селе Засечном на 2,5 тысячи учеников. Открыты новые школы в микрорайонах. Создано более семи тысяч новых учебных мест. Мы стремимся, чтобы каждый житель Пензенской области видел реальные позитивные изменения качества жизни в родном регионе. Это заданная президентом цель, к которой мы продолжаем уверенно двигаться.
Инструменты двойного назначения
Академический директор проекта «Управление стратегическими коммуникациями» РАНХиГС, член Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), эксперт ЭИСИ Виктория Карпова:
— На протяжении 20 лет национальные проекты остаются важнейшим инструментом стратегического управления развитием России. Если в середине 2000-х ключевой задачей было ликвидировать дефициты в социальной сфере, то сегодня главный вызов связан с адаптацией к глобальным технологическим и демографическим трансформациям.
Демографическое сжатие, конкуренция за кадры, наращивание технологического суверенитета и переход к новой модели экономики делают современные нацпроекты инструментом двойного назначения. Они одновременно поддерживают социальную стабильность и формируют базу для технологического прорыва.
Система нацпроектов была обновлена в этом году. Теперь она будет выглядеть так:
2025-09-12T11:42:35Z
Председатель ВЭБ.РФ отметил, что современные технологии меняют культурный код
2025-09-11T08:21:33Z
2025-09-12T21:02:00Z
Какими способами власти борются с бедностью
2025-09-11T15:29:05Z
Одобрен итоговый перечень из 20 проектов в 17 регионах
2025-09-12T21:01:00Z
На форуме в Петербурге президент высказался об «Интервидении» и обсудил с Любимовой квоты на прокат зарубежных фильмов