2025-08-13T18:48:37Z
ЛАГ: высказывания Нетаньяху о "Великом Израиле" несут угрозу безопасности
2025-08-13T18:47:40Z
Кондаков заявил, что ушедшие фирмы быстро вернутся при снятии санкций
2025-08-13T18:42:34Z
Орбан обвинил ЕС в демонизации Путина и саботаже мирных усилий России по Украине
2025-08-13T18:40:00Z
На Западе заявили о готовности Трампа предложить России добычу минералов на Аляске
2025-08-13T18:35:54Z
Турбизнес: систему "все включено" в Турции не отменят
2025-08-13T18:29:21Z
Times узнала об обсуждении «палестинской модели» для Украины
2025-08-13T18:27:04Z
Суд разрешил Трампу сократить помощь зарубежным странам
2025-08-13T18:22:13Z
США до 20 августа вывели из-под санкций операции, необходимые для встречи с Россией на Аляске
2025-08-13T18:13:20Z
Трамп: Пашинян хвалил качество дорог в Армении по сравнению с США
2025-08-13T18:11:17Z
В Кишиневе пройдет выставка силовых структур
2025-08-13T18:02:12Z
Забыли трусы надеть или крестик снять: Коц ответил полякам после концерта Коржа в Варшаве
2025-08-13T17:53:21Z
Times: США и РФ обсуждали идею урегулирования на Украине по образцу Палестины
2025-08-13T17:46:56Z
Ветеран ВС США заявил о страхе ЕС перед потенциальным сотрудничеством РФ и США
2025-08-13T17:46:26Z
РИА "Новости": турецкие власти инициировали саммит Путина, Трампа и Зеленского
2025-08-13T17:38:15Z
Папа римский Лев XIV заявил о надежде на перемирие на Украине
2025-08-13T16:32:12Z — Недавнее путешествие привело Нину Шацкую в Бутан — королевство, прячущееся в Гималаях, где жизнь идет в своем ритме, а духовное важнее материального.
Продолжение. Начало читайте в предыдущем номере «МК».
В голосе этой певицы слышатся и нежность старинного романса, и свободная сила джазовой импровизации. За это Нину Шацкую называют Дивой русского романса и Душой русского джаза.
Она несет русский язык и культуру далеко за пределы родины — от больших фестивалей до камерных залов в странах, где русская речь звучит порой слишком редко и особенно трогает слушателей.
Но Нина — не из тех, кто ограничивает себя только сценой. Ее постоянно влечет дорога, иные места и новые люди. Ее путешествия по редким, нехоженым местам остаются в фотоочерках и на страницах книг, ведь Нина не только певица, она еще фотограф и писательница, которая умеет всматриваться в лица, подмечать жесты, описывать быт, выискивать нюансы.
Недавнее путешествие привело ее в Бутан — королевство, прячущееся в Гималаях, где жизнь идет в своем ритме, а духовное важнее материального. Здесь, среди монастырей, утопающих в облаках, и деревень, прижавшихся к террасам горных склонов, она шаг за шагом погружалась в атмосферу высокого созерцания. Встречи с монахами, скудный свет масляных ламп, трепет «коней ветра», случайное, но такое ценное и удивительное приобщение к молитве, очищающей карму, — все это стало ее личным катарсисом и новой страницей жизни, которую она отразила в фотографиях и заметках. Сегодня Нина продолжает делиться своими путевыми зарисовками с читателями «МК».
Надписи — сакральны, цвета — не случайны
Находясь в стране, уклад которой целиком и полностью зависит от буддизма, нельзя не коснуться темы «коней ветра» — трепещущих на ветру разноцветных флажков.
Человеку, незнакомому с буддизмом, они, скорее всего, напомнят праздничные гирлянды или, да простят меня буддисты, развешанное для просушки белье.
Но для жителя Гималаев, а тем более бутанца или тибетца, молитвенные флажки, или, как их здесь называют, лунгта, имеют колоссальный смысл и значение, надписи и рисунки на них сакральны, а цвета не случайны.
«Кони ветра» по карману любому буддисту, богач закажет их из ценного шелка, а бедняк купит из дешевой синтетической бумаги.
В буддизме существуют пять основных цветов, им соответствуют пять природных стихий.
КРАСНЫЙ цвет — огонь.
Это цвет страсти и удачи, цвет любви и гнева, жизненной силы и сострадания.
СИНИЙ цвет — небо и космос.
Это связь со Вселенной, безмятежность и мудрость, умение преодолевать страсти и гнев.
БЕЛЫЙ цвет — воздух.
Цвет чистоты, высокой духовности, цвет избавления от иллюзий, это истина и просветление.
ЗЕЛЕНЫЙ цвет — вода.
Цвет роста, физического и духовного исцеления, цвет исполнения желаний и очищения кармы.
ЖЕЛТЫЙ цвет — земля.
Цвет изобилия и устойчивости, стабильности и терпения. Цвет избавления от желаний.
Цвет кармы.
Внешний вид и сакральная символика молитвенных флагов неизменны.
Помимо обязательных цветов в центре флага наносится текст мантр, а по углам изображения четырех мистических животных, символизирующих четыре стороны света: в верхних — птица Гаруда и Дракон, в нижних — Белый тигр и Снежный лев.
Но главным является собственно «конь ветра».
Это мифическое животное изображают с драгоценными «камнями исполнения желаний», принято считать, что они даруют удачу, мир и богатство.
В Бутане «кони ветра» «несутся» по городам и деревенькам, вдоль мостов над бурными реками, под крышами домов и храмов, по самым непролазным чащам и недоступным пикам гор.
Ведь здесь считают, что чем выше и трепетней колышутся разноцветные флажки — лунгта, тем больше счастья и гармонии в мире.
И до тех пор, пока ветер гонит коней, непрестанно читаются мантры…
Король с супругами и сыновьями
Я уже писала, что по указу Ринпоче Шабдрунга с XVII века, с момента основания им Бутана, сохранился свод правил поведения граждан страны, в нем помимо этических законов описываются и эстетические стороны жития бутанца — как ему следует одеваться, как должно выглядеть его жилище…
К радости туристов, типичную бутанскую деревню можно посетить и сегодня.
С тех самых пор почти в первозданном виде сохранилась деревня Ринченганг, возведенная каменщиками и ремесленниками, прибывшими для строительства крепости Вангди-Пходранг.
Оберегая архитектурную идентичность, община деревни строго следит за сохранностью исторических зданий.
В домах иногда ютятся до четырех семей, и только в исключительных случаях община дает разрешение на постройку нового жилья.
К слову, о недостатке жилья и земли…
Побывав на севере Индии, в буддийском Ладакхе, я писала о полиандрии — многомужестве тамошних женщин.
Вся земля принадлежит там главе семьи — женщине и передается по наследству жене сына; чтобы не дробить до бесконечности горные наделы, женщина выходит замуж за всех братьев одной семьи.
Сейчас о Бутане.
Здесь по той же самой причине, чтобы не делить земельный надел, до недавних пор было широко распространено многоженство.
Мужчина брал в жены сестер (назывался такой брак сестринской полигамией), но при условии, что первая давала свое согласие…
Сейчас государство не поощряет многоженство, и в случае смерти супруга законом защищена только первая жена.
Как я узнала об этом?
Случайно.
Наш гид, показывая фотографию короля в компании двух женщин и двух юношей, сказал, что король — с супругами и сыновьями и что женщины помимо того, что являются женами короля, еще и родные сестры.
Благословить ударом фаллоса по голове
В один из дней с нами произошло удивительное событие, по буддийским меркам из ряда вон выходящее!
Мы, как обычно, покидая отель, рассчитались и выехали на маршрут в 9.30, спустя минут 15 сообразили, что, собирая багаж, забыли один из аксессуаров, мелочь, но потерять ее было жаль. И мы решили вернуться, тем более спешить было некуда.
Подъехали к храму Плодородия минут на 30 позднее намеченного времени, тихонько поднялись в горку по безлюдной тропинке.
А в низкий сезон, когда в Бутане нет фестивалей, практически нет и туристов, даже значимые для буддистов святыни посещают лишь немногочисленные местные жители — с просьбами о самом сокровенном.
Мы оказались в компании нескольких пар, пришедших с просьбой о долгожданном младенце.
Но в храм нас не пустили, более того, оставили дожидаться разрешения у ворот, в тени старого раскидистого дерева.
Гид пошел узнать причину необычной задержки и вернулся изумленный, с распахнутыми по-детски глазами.
Говорит, приехала королева Бутана, встреча с ней — огромная удача и редкий случай!
Приближаться к монаршей особе нельзя, снимать нельзя, можно только смотреть и трепетать от нахлынувших чувств и благодарить Будду за шанс на знаковую встречу!
Сказал нам, что мы везучие, что многие специально приезжают в любимый храм королевы в надежде на встречу, но не получают на нее благословения небес.
В контексте приведенной выше истории нельзя не рассказать о самом храме Плодородия — Чими Лхаканге, основанном в XV веке буддийским Учителем Друкпой Кюнле.
Мастера Друкпу Кюнле в традициях России называли бы юродивым. С одной стороны, глубоко погруженный в духовные практики, он по праву был наречен Божественным, но его беспорядочные связи, невоздержанность в еде и алкоголе, развратные шутки и манипуляции при обучении буддизму шокировали окружающих настолько, что в придачу к Божественному Мастер получил титул Безумца.
Друкпа Кюнле изображал фаллосы на стенах домов, убежденный, что эти рисунки отгоняют демонов и оберегают от сглаза. Более того, по монастырским преданиям, Мастер превращал демонов в защитников людей, избивая их своим пенисом.
Божественный Безумец, в отличие от собратьев монахов и лам, непрестанно перемещался от монастыря к монастырю, он не стремился объединить вокруг себя учеников, считая сутью Просветления внутреннее развитие, а не каноническое следование правилам.
В конце концов Божественный Безумец основал монастырь, получивший впоследствии колоссальную популярность.
В Чими Лхаканг (храм Плодородия) за благословением, в надежде на рождение долгожданного малыша, по сей день приходят бездетные пары (и родители, уже имеющие детей, но мечтающие о ребенке определенного пола).
Процесс благословения производит неизгладимое впечатление!
Чтобы его удостоиться, женщина приносит в храм подарки, как правило, это что-то съедобное. Затем внутри храма между двойными стенами она трижды по часовой стрелке обходит храм с огромным деревянным фаллосом в руке. После этого наступает черед игорных костей, и только если сумму выпавших чисел настоятель храма посчитает благоприятной, женщину благословят и позволят вытянуть бумажку с именем будущего младенца.
Фактически процесс благословения, ванг, состоится в момент, когда лама легонько ударяет просительницу по голове 25-сантиметровым деревянным фаллосом.
Этот артефакт черного дерева с серебряной рукоятью Друкпа Кюнле собственноручно привез из Тибета.
Продлевая традиции Учителя, жители окрестных деревень продолжают украшать стены своих домов и интерьеры фаллическими символами — рисунками и статуэтками.
А витрины сувенирных магазинов больше напоминают магазины для взрослых, изобилуя фаллосами на любой вкус, всех цветов и размеров.
На спине тигрицы, она же благочестивая жена Еше Цогьял…
Теперь уже можно сказать, что вопреки всем прогнозам, обещающим ежедневные ливни, нам невероятно повезло в Бутане с погодой — дождик моросил исключительно по ночам, благодаря чему днем не было изнуряющей жары.
Но оценить всю степень везения мы смогли только в последний день путешествия, во время восхождения к парящему в облаках монастырю Такцанг, одной из главных святынь и достопримечательностей Бутана.
Считается, что, побывав в Бутане и не поднявшись к Логову тигрицы — так переводится название монастыря, путешественник не увидел страны!
С точки зрения высоты двух тысяч пятисот метров городка Паро подняться к монастырю на три тысячи сто не бог весть какая задача!
Но она кратно усложняется, если идти по лесной тропе, превращающейся в случае дождя в расползающуюся под ногами кашу, а затем подниматься-спускаться по семистам ступеням, триста из которых высечены в скале, с наклоном в сорок пять градусов.
Я фанатка пеших прогулок, но если дело касается гор, каждое восхождение становится экзаменом на выносливость, и, скорее всего, не будь рядом мужа, для которого подъем всегда в радость, я придумала бы себе массу отговорок, лишь бы не подниматься в гору, от взгляда на которую учащается сердцебиение и ломит коленки.
В итоге я согласилась, с условием, что в любой момент смогу повернуть обратно, а уж когда узнала об опции добраться до середины горы верхом на лошадке, сомнений не осталось.
И я ни на секунду об этом не пожалела, даже когда на обратном пути нас настиг ливень….
Пейзаж завораживал, глубоко внизу в расползающихся облаках проявлялись очертания долины, пьянил густой, душистый дух сосновой смолы, неистово хлопотали цветными флажками «кони ветра», разнося молитву о мире и гармонии в нем.
И наконец замерев у подножия монастыря перед 100-метровым потоком водопада, бьющегося о гранитные стены глубокого каньона, подумала: вот он — катарсис! Вот высшая точка…
Но нет!
После того как ВСЕ ДО ЕДИНОГО гаджеты оставлены в камере хранения, вы входите на территорию монастыря, непонятно как прилепившегося на вертикальных стенах скалы.
В монастыре четыре храма, но сакральна святая святых — пещера, в которой 3 года, 3 месяца и 3 дня медитировал и молился о гармонии в мире гуру Ринпоче Падмасамбхаве.
Массивную позолоченную дверь в пещеру открывают единожды в год, и то для особо посвященных лам!
Для паломников и туристов есть только одна опция прикоснуться к великому — дотронуться до мерцающей в скудном свете масляных ламп, отполированной миллионами рук двери и загадать сокровенное желание.
Не буду вдаваться в подробности описания храмов.
После пожара 1998 года, унесшего реликвии и артефакты, хранившиеся в монастыре с XVII века, он был аккуратно и бережно восстановлен в 2005 году. Неизменными остались лишь высеченные в скалах фрагменты стен и жутко холодные, пронизывающие вековой стужей от голых пяток до макушки полы.
При реставрации в Бутане используют, как и столетия назад, исключительно натуральные красители, и выглядят они на протяжении долгих лет естественно и свежо. Не могу сказать, что дорога обратно показалась мне намного легче, усталые коленки дали о себе знать, да и дождик, крепившийся, пока мы поднимались к Логову, на обратном пути отыгрался и промочил до последней нитки.
Итак, легенда: «Драгоценный Учитель, он же Падмасамбхава, называемый вторым Буддой, родился в Индии, по легенде, в цветке лотоса, что и означает имя Падмасамбхава.
Сначала он стал проводником буддизма в Тибете, а позднее, в VIII веке нашей эры, перебрался в Бутан, дабы избавить его от демона Синге Самдруп и принести учение о Будде»…
Но как же Учитель смог преодолеть пространства, отделяющие Тибет от Бутана, и оказаться на вершине скалы без современных транспортных средств?
Легенда гласит, что Падмасамбхава прилетел на спине тигрицы, в которую обратилась его благочестивая жена Еше Цогьял…
Что тут скажешь?!
На какие только героические поступки не идут жены ради драгоценных мужей!
Кому предназначено в загаданный век и час
Итак, тигрица приземлилась возле пещеры, на вершине скалы Паро Такцанг.
На этом самом месте, над сакральной пещерой, в XVII веке последователи учения Падмасамбхавы построили монастырь Такцанг.
Еще при жизни Падмасамбхава оставлял для потомков наставления, так называемые термы, в них он давал указания на века вперед. Для последователей Мастера переоценить такие «письма» в будущее невозможно.
Но сокровища Ринпоче не должны были попасть в руки не посвященных в тантрическое учение или в руки обладателей недостаточных знаний, способных его извратить.
Поэтому ученики гуру тщательно прятали термы, предполагалось, что найти и разгадать смысл послания под силу исключительно тому, для кого оно предназначено, в загаданный учителем век, день и час, с необходимыми на данный момент знаниями и способами их реализации…
Очистить карму волею небес
Хочу поделиться еще одним удивительным событием, случившимся с нами в Бутане.
Перебираясь через перевал в ледниковую долину Пхобджикха, мы так «закружились» по серпантину, что сил на заранее запланированное посещение крупнейшего монастыря Гангтей и прилежащей к нему деревни у нас не осталось совсем.
Тем более к вечеру пошел дождь, с гор в долину сползло облако, и разглядеть что-либо дальше собственного носа не было ни единого шанса.
Мы попросили гида перенести экскурсию на утро и завалились спать. Гид, конечно, не одобрил нашего решения, но смирился…
Долина Пхобджикха притягивает туристов не только духовной силой и исторической ценностью монастыря Гангтей-гомпа («Храм на холме»), основанного в 1613 году по предсказанию великого тибетского Учителя Пема Лингвы его внуком Гьялсе Пема Тинлейем, но и ежегодным ноябрьским фестивалем во дворе монастыря, ритуальными танцами, яркими культовыми масками — настоящим театральным действом, посвященным прилету на зимовку редких черношеих журавлей.
Жители долины почитают птиц святыми, принято считать, что стаи трижды облетают монастырь, прежде чем устроиться на зимовку.
Встретить журавлей в июле мы даже не мечтали, но намеревались побывать на территории монастыря, полюбоваться памятниками духовности, архитектуры и декора — искусной резьбой по дереву и росписью центральной башни и пяти храмов, сохранившихся со времен основания, а если повезет, то увидеть коллекцию древнего оружия, атрибутики и, конечно же, поснимать монахов и йогинов (не монашествующих, но практикующих тантру, посвященных в ее тайные знания жителей деревни, обслуживающих монастырь и школу).
…Утро переменой погоды нас не порадовало, дождь лил не переставая.
По внутреннему двору монастыря перебегали ученики монастырской школы и монахи, несколько семейных пар йогинов с малышами на руках обходили храмы по периметру двора, под карнизами крыш. Монотонное шуршание дождя, бульканье пузырей в лужах, шлепанье по ним босых мальчишечьих ног, аромат благовоний, промокшие псы, беспробудно спящие под входной аркой, — ничего не предвещало особых событий…
Как вдруг с небес (с верхнего этажа башни) раздался гулкий барабанный бой, атональная мелодия дунгченов (духовой инструмент, медный горн порядка трех метров длиной) и хор низких, гортанных мужских голосов, то ли поющих, то ли бормочущих мантры…
Я, подскочив от неожиданности и красоты момента, вцепилась в гида с просьбой отвести нас в башню на службу.
Опущу детали, нас допустили.
Мы были единственной парой «чужаков», и не только из-за низкого сезона, даже в высокий сезон туристов на территорию Гангтей-гомпа пускают в ограниченном количестве, не говоря уже о праздничных сакральных службах, а это оказалась именно такая, проводимая раз в году, во время которой молящиеся в храме могут очистить свою карму.
Мне позволили снимать и лам, и мальчишек-школьников, но категорически попросили не снимать духовные сокровища монастыря — артефакты, спрятанные Мастером и найденные его последователями.
Гангтей-гомпа владеет колоссальной коллекцией манускриптов, предписывающих, как следовать Учению, и расшифровывающих слова Мастера.
Наш замечательный гид Дорбек был счастлив молиться в Гангтее в столь важный для буддиста праздник и был поражен, что мы во второй раз, спонтанно изменив программу, оказались в нужном месте в нужный час!
Кстати, мальчишки в монастырских школах, как и в обычных, делятся на ботаников и лоботрясов, что оказалось очевидным даже моему беглому взгляду.
Буддийские храмы и монастыри
ГОМПА — большие монастыри, с проживающими в них сотнями монахов.
ДЗОНГ — крепость, в которой располагается и администрация, и дворец (пходранг, манор). Зачастую в дзонгах находятся монастыри гомпа.
ЛАКХАНГ — малый монастырь или отдельный храм, их с незапамятных времен на территории Бутана построено очень много.
ЧОРТЕНЫ, как и ступы, как и малые монастыри, возводили в значимых для буддистов местах для хранения реликвий и на перевалах гор, для усмирения злых демонов.
СТУПЫ — земляные или каменные холмы использовались изначально как могильники, для захоронения жрецов и царей.
По соседству с монастырями нельзя не обратить внимание на павильоны для молитвенных барабанов. Каждый оборот барабана вокруг своей оси соответствует одной прочитанной молитве о гармонии мира и добре в нем…
2025-08-12T16:56:04Z
Нина Шацкая — певица, в чьем голосе живет дыхание русского романса и сила джаза
2025-08-12T00:00:00Z
В январе я гостила в Шанхае и случайно познакомилась с группой местных жителей. Мы разговорились через онлайн-переводчик — они с любопытством расспрашивали о жизни в России, а я, в свою очередь, рассказывала.
2025-08-13T04:30:54Z
2025-08-13T12:30:00Z
Она пела так, словно каждое слово было молитвой. Её голос звучал чисто, искренне, с той самой силой, которая оставляет след в сердцах. В начале 1970-х Галина Ненашева была на пике популярности.
2025-08-10T22:00:00Z
Когда мы думаем о Европе, перед глазами встают ухоженные бульвары, стильные кофейни, чистота и порядок. Кажется, что жизнь там — это сплошной комфорт, продуманные системы и высокое качество быта.