Как читать закон "О рекламе"?

Все новости — Экономика

2025-08-13T14:47:12Z

Суд запретил Citibank судиться с Т-Банком за рубежом

2025-08-13T14:47:03Z

В России сбор зерна с начала года составил почти 75 млн тонн

2025-08-13T14:46:43Z

Банк России обозначил официальный курс юаня, доллара и евро на 14 августа

2025-08-13T14:40:10Z

Высокие цены на продукты затрудняют оказание гумпомощи в секторе Газа

2025-08-13T14:35:42Z

Запасы нефти в США выросли за неделю на 3,04 млн баррелей

2025-08-13T14:31:48Z

Экономист Свириденко заявил, что в экономике РФ появились признаки охлаждения

2025-08-13T14:24:23Z

Набиуллина ответила на вопрос о необходимости брать ипотеку при высоких ставках

2025-08-13T14:24:00Z

Депутаты Госдумы предлагают отменить до 2027 г. пошлины на экспорт зерна из РФ

2025-08-13T14:21:36Z

Курс юаня стабилен к рублю на Мосбирже в среду

2025-08-13T14:19:07Z

Стал известен прогноз влияния на рубль переговоров Путина и Трампа

2025-08-13T14:18:40Z

В США заметили кроликов с щупальцами на мордах

2025-08-13T14:09:18Z

Потеряв работу на родине, финские строители теперь строят бункеры шведам

2025-08-13T14:06:40Z

Риелтор Перескокова: цены на вторичку и новостройки сблизятся при ставке в 12%

2025-08-13T14:05:00Z

Глава Likvi.com Коротков заявил, что из обилия китайских авто в России вырастут новые бренды

2025-08-13T14:00:00Z

Татарстан опустился ниже 40 места в списке регионов по размеру пенсий

Как читать закон "О рекламе"?

Как читать закон "О рекламе"?

2025-08-13T12:54:00Z — Ежегодно в рекламном законодательстве появляются новые дополнения и нормы. Влияние на закон оказывают финансовые, технологические и даже геополитические факторы. Иногда сложно разобраться в том, что реклама, а что - нет, при этом заплатить за ошибку можно дорого. Где проходит граница между легальным продвижением и нарушениями, рассказали юристы.


Ежегодно в рекламном законодательстве появляются новые дополнения и нормы. Влияние на закон оказывают финансовые, технологические и даже геополитические факторы. Иногда сложно разобраться в том, что реклама, а что - нет, при этом заплатить за ошибку можно дорого. Где проходит граница между легальным продвижением и нарушениями, рассказали юристы.

Рекламное законодательство начало развиваться в России еще в 1990-х. Первый закон "О рекламе" приняли в 1995 году, а в 2006 его заменили новым, который с изменениями действует до сих пор.

Однако закон не всегда поспевает за рынком, поэтому в нем образуются "серые зоны". Например, соцсети Meta, X (Twitter) и LinkedIn признали экстремистскими и запретили в России еще в 2022 году, но запрет рекламы в них вступит в силу только в сентябре. Долгое время не регулировалась и реклама у блогеров - маркировка стала обязательной лишь с 1 сентября 2022 года.

Но регулятор старается успеть за развитием рынка. Так, в июле 2025 года правительство РФ издало постановление о критериях рекламы в онлайн-сегменте. Теперь для маркетплейсов, классифайдов с суточной аудиторией от 100 000 пользователей из РФ, поисковых систем и соцсетей с суточной аудиторией от 500 000 пользователей из РФ однозначно установлено, что является рекламой. Помимо соответствия общим критериям рекламы из ст. 5 ФЗ "О рекламе", информация должна отвечать трем критериям одновременно: привлекать внимание и формировать интерес; не являться справочно-информационной или аналитической; размещаться как объявление физических или юридических лиц, связанное с предпринимательской деятельностью.

Постановление закрепило, что собственные сервисные элементы (например, результаты поисковой выдачи или размещаемые объявления) маркетплейсов, классифайдов, социальных сетей и поисковых систем не признаются рекламой. Пробелы, конечно, все еще остаются. Зачастую они приводят к спорам между участниками рынка и долгим судебным тяжбам. В общей сложности за прошлый год ФАС оштрафовала нарушителей закона "О рекламе" на 161,3 млн рублей.

Что считается и не считается рекламой

Проще говоря, реклама - это не индивидуальное сообщение (адресовано неопределенному кругу лиц), которое привлекает внимание к конкретной компании, продукту или услуге, вызывает интерес и мотивирует потребителя сделать активное действие - например, приобрести товар или услугу. Такое сообщение можно передавать в офлайне (наружная реклама) и в интернете (баннеры, таргетированная реклама и др.). Важно, что признака возмездности в определении рекламы нет.

При этом закон "О рекламе" не распространяется на целый пласт информации, которой обмениваются с потребителем. Например, на предвыборную агитацию, обязательную информацию для потребителей, нейтральные вывески с логотипом, элементы дизайна на упаковке товара, а также естественные упоминания брендов в произведениях искусства. Эти случаи не считаются рекламой, даже если содержат названия компаний или товаров.

Сложности с определением рекламы в онлайн-сегменте

Сегмент наружной офлайн-рекламы устоялся - закон четко регулирует размещение билбордов, вывесок и других форматов. Больше споров вызывает онлайн-сегмент, который меняется быстрее. Сложно прописать однозначные нормы - даже если в закон вносятся необходимые изменения или регулятор дает разъяснения, то рынок быстро придумывает какие-то новые способы рекламы, которые еще не попадают под регулирование.

До выхода постановления правительства РФ в июле 2025 года о критериях рекламы в онлайн-сегменте велись активные дискуссии относительно отнесения платного поискового продвижения к рекламной деятельности. Данный инструмент используется как в поисковых системах (Google, Яндекс), так и на маркетплейсах.

В поисковых системах платное продвижение проявляется в виде повышения позиций гиперссылок в выдаче. С одной стороны, компании действительно оплачивают более высокое расположение своих карточек товаров в результатах поиска, что может рассматриваться как признак рекламного характера. С другой - даже платные результаты остаются частью поисковой выдачи, которая формируется исключительно на основе запроса пользователя, а не по инициативе рекламодателя. Важным отличием является и то, что такое продвижение не делает акцент на конкурентных преимуществах товара. Однако новое постановление подсказывает нам, что подобное продвижение будет отнесено к рекламе.

Во многих случаях путаница возникает из-за того, что формулировки в законе довольно обще изложены. Например, посмотрим даже на определение "рекламы". Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Да, мы видим тут признаки, но более детальных критериев нет. Конечно, у ФАС есть разъяснительные руководства, которые помогают в понимании. При необходимости всегда можно обратиться за разъяснениями в ФАС - по точечному примеру или за общими разъяснениями законодательства.

Читайте также:

2025-08-11T12:05:37Z

Роскомнадзор может начать блокировать весь контент с бранной лексикой в интернете

Уже с осени Роскомнадзор может начать блокировать весь контент с бранной лексикой в интернете

2025-08-11T17:01:30Z

В полиции посоветовали осторожно относиться к рекламе заманчивой работы

С нестандартным предупреждением обратилась к людям, которые ищут работу, официальный представитель МВД России Ирина Волк. По ее словам, нужно быть особенно внимательными и осторожными, если условия трудоустройства предполагают вложение собственных средств в какие-либо проекты.

2025-08-11T08:44:07Z

В ГД предупредили о схемах обмана пенсионеров через фальшивую рекламу о выплатах

Депутат Немкин: аферисты используют символику государственных органов

2025-08-12T10:01:57Z

ФАС возбудила дело в отношении финансового маркетплейса «Сравни.ру» за телерекламу онлайн-вклада

2025-08-12T11:34:00Z

В Уфе изменили требования к размещению наружной рекламы

В Уфе изменили требования к размещению наружной рекламы