Власти решили закрепить схему «вези или плати» на РЖД

Все новости — Транспорт

2025-08-12T19:23:00Z

В Москве из-за ДТП на МКАД образовался затор

2025-08-12T19:10:00Z

Минтранс Подмосковья поделился статистикой аварийности на дорогах за 7 месяцев

2025-08-12T18:59:16Z

На МКАД столкнулись фура и грузовик, есть пострадавшие

2025-08-12T18:49:14Z

Глава Нурлатского района доставил более 60 тонн груза в зону СВО

2025-08-12T18:44:42Z

Что за город Анкоридж, где пройдут переговоры Путина и Трампа?

2025-08-12T18:43:00Z

Жителям Подмосковья напомнили о получении почтовых отправлений по QR-коду

2025-08-12T18:42:00Z

Продавцы начали использовать разработанную в Татарстане онлайн-кассу с элементами ИИ

2025-08-12T18:28:19Z

В Петербурге убрали несколько нелегальных понтонов из реки Мойки

2025-08-12T18:12:44Z

Прощай, тепло? Синоптики рассказали, какой будет середина августа в России

2025-08-12T18:02:56Z

Отдых в Турции с «все включено» дешевле, чем Сочи без питания

2025-08-12T18:00:00Z

Проводница: «Пассажир попросился вниз к столику, так ему потом всю ночь не давали спать»

2025-08-12T17:36:10Z

Хуснуллин сообщил о появлении музыкальной дорожной разметки под Владимиром

2025-08-12T17:33:48Z

В Домодедово показали самые эффектные виды России с высоты птичьего полета

2025-08-12T17:30:00Z

Как мы провели недельный отпуск в Абхазии: чего ожидать и что включено?

2025-08-12T17:21:56Z

По номеру телефона. Почему лучше платить через терминал, а не переводом

Власти решили закрепить схему «вези или плати» на РЖД

Власти решили закрепить схему «вези или плати» на РЖД

2025-08-12T15:52:21Z — Власти вернулись к обсуждению законодательного закрепления принципа «вези или плати» для перевозок по железной дороге. Участники процесса опасаются дискриминации по отношению к отправителям из-за введения этой схемы


Минтранс рассмотрит возможность закрепления долгосрочных договоров «вези или плати» (take-or-pay) между грузоотправителями и РЖД на законодательном уровне, сообщил РБК источник, знакомый с ходом обсуждения инициативы. По его данным, 14 августа в ведомстве пройдет совещание, где будет разобрана целесообразность внесения изменений в соответствующую статью федерального закона «Устав железнодорожного транспорта». Как сообщили РБК в Минтрансе, регулятор ведет работу над текстом документа с учетом «баланса интересов» всех участников перевозочного процесса. Согласно проекту (текст есть в распоряжении РБК), договоры планируется заключать не менее чем на год. В них должен быть обозначен фиксированный объем грузов, который отправитель обязуется предъявить к перевозке по согласованию и оплатить его, даже если фактически направит меньше (исключения — вина перевозчика или форс-мажор). На перегруженных участках железнодорожной сети правительство сможет определять, для каких грузов будет действовать этот принцип. Также предлагается закрепить ответственность за перевозчиком в случае, если он не принял согласованный сторонами объем груза: тогда он должен будет оплатить неустойку в размере общей суммы платежей за перевозку согласованных объемов грузов. Зачем нужна эта схема В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что механизм «вези или плати» позволит улучшить планирование производственной деятельности, рациональность загрузки железнодорожной инфраструктуры, а также гарантировать вывоз продукции в согласованных объемах по долгосрочным договорам. Он создаст условия для равномерной загрузки перспективных перевозочных мощностей, особенно на участках с ограниченной пропускной способностью, и обеспечит своевременную доставку грузов, в том числе в рамках международных обязательств России. 11 августа премьер Михаил Мишустин также утвердил план реализации Стратегии пространственного развития до 2030 года, среди положений которого — подготовка предложений об организации железнодорожных перевозок по принципу «вези или плати». Первый срок реализации этой задачи назначен на сентябрь 2025 года. По итогам обсуждения ответственные стороны — Минтранс, Минэкономразвития, ФАС и иные федеральные органы исполнительной власти с участием РЖД — должны представить доклад в правительство. Обсуждения вокруг внедрения схемы «вези или плати» продолжаются не первый год: РЖД предлагали ввести такие условия еще в 2016 году, но грузоотправители выступили против. Среди аргументов — появление у перевозчика права ограничивать доступ к инфраструктуре любым грузам на любых направлениях, что нарушает принцип публичности договора перевозки. В 2021 году вице-премьер Андрей Белоусов поручал РЖД ввести схему в отношении угля, чтобы разгрузить Восточный полигон. Вскоре после этого президент Владимир Путин поручил РЖД и добывающим компаниям заключить долгосрочные контракты о вывозе угля на восток. Минтранс разработал соответствующий законопроект, который должен был вступить в силу в начале 2025 года, но в мае 2023-го правительство отозвало его. В течение 2025 года РЖД регулярно говорят о необходимости перехода на такие договоры. Актуальность этого вопроса поддерживается невыполнением Кемеровской областью соглашения с РЖД о вывозе угля на экспорт в восточном направлении (в текущем году это единственный регион, получивший такую преференцию, в 2024-м аналогичные договоренности с перевозчиком были также у Хакасии, Бурятии, Якутии, Иркутской области и Тувы) — с начала года отставание от плана составило 820 тыс. т. Таким образом, регион фактически резервирует лимитированную инфраструктуру Восточного полигона, существенно снижая возможности приема к перевозке иных грузов, нарушая технологию и ухудшая экономику работы железнодорожного транспорта в целом, прокомментировал РБК представитель РЖД. В случае с Кузбассом, продолжили в пресс-службе, гарантом исполнения соглашения с РЖД выступает администрация региона, сами грузоотправители никакой ответственности за непредъявление оговоренного объема груза не несут. «При этом отсутствует механизм возмещения РЖД недополученных доходов в связи с невозможностью использования зарезервированной под уголь инфраструктуры для перевозки других грузов», — пояснили в компании. Это говорит о необходимости изменить форму соглашения: ввести использование прямых договоров с угольными компаниями только по принципу «вези или плати», что позволит хеджировать риски неиспользования железнодорожной инфраструктуры, повысить прогнозируемость грузопотоков и гарантировать окупаемость инвестиций. В ФАС РБК сообщили, что соответствующий законопроект поступил в ведомство и находится на рассмотрении. В пресс-службе Минпромторга вопросы переадресовали в Минтранс. В Минэнерго отказались от комментариев. Реакция бизнеса Инициатива уже столкнулась с негативной реакцией на рынке минеральных удобрений. Как следует из письма Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ, объединяет крупнейших игроков — «ФосАгро», «Еврохим», «Акрон» и других) от 12 августа в Минсельхоз (РБК ознакомился с документом, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием), решение законодательно закрепить схему «вези или плати» в условиях ограниченной инфраструктуры «непременно приведет к конфликтам и противоречиям» с действующим правовым регулированием, направленным на обеспечение недискриминационного доступа к железнодорожному транспорту (сейчас перевозки осуществляются в соответствии с Правилами недискриминационного доступа, в которых установлена конкретная очередность отправки грузов. — РБК). «В конечном счете существует риск ограничения или потери доступа к инфраструктуре для грузоотправителей, которые по тем или иным основаниям не перейдут на долгосрочные договоры «вези или плати», — говорится в письме. На это же обратил внимание собеседник РБК на металлургическом рынке: по его мнению, распространение механизма «вези или плати» на все отрасли приведет к фактической приоритизации грузов — «кто заплатил, тот и поехал». Действующая схема работы с РЖД, продолжает металлург, предусматривает, что грузоотправители должны до 15-го числа текущего месяца подать заявку о перевозках на следующий. «Но если заключать с РЖД контракт в формате take-or-pay, часть средств по году будет фактически замораживаться: оплату нужно внести независимо от того, воспользуемся мы услугой или нет», — пояснил источник. В РАПУ также опасаются, что производители не смогут получить полную компенсацию провозных платежей за отправку согласованных объемов, не принятых к перевозке, за исключением случаев непринятия грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя либо «непреодолимой силы». Эта выплата предусмотрена в виде неустойки, которая при рассмотрении спора грузоотправителя с РЖД в судебном порядке может быть уменьшена. Читайте РБК в Telegram.

Читайте также:

2025-08-11T19:34:38Z

В России хотят ввести систему «бери или плати» при передаче электроэнергии

До февраля следующего года в России хотят внедрить систему определения объема услуг передачи электроэнергии. Об этом сообщает РИА Новости. По данным источника, новая схема будет работать по принципу «бери или плати». Он предполагает оплату заранее оговоренного объема услуг независимо от реального их потребления. «Проект планируется распространить в отношении потребителей с энергопринимающими устройствами, максимальная мощность которых… Сообщение В России хотят ввести систему «бери или плати» при передаче электроэнергии появились сначала на Общественная служба новостей.

2025-08-12T09:57:00Z

РСТ выступил за отмену электронной путевки для внутреннего и въездного туризма

Президент РСТ Илья Уманский направил письмо в Минэкономразвития, отметив, что она не приносит пользы органам власти

2025-08-09T18:04:00Z

Война полок в поездах: как новые железнодорожные правила превратили пассажиров в врагов

С начала сентября вступили в силу обновленные правила перевозок пассажиров в железнодорожном транспорте, призванные упорядочить взаимодействие между пассажирами верхних и нижних полок.

2025-08-12T12:41:06Z

Сенатор поддержал введение санкций для авиакомпаний за нарушение прав пассажиров

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Вадим Деньгин поддержал введение санкций для авиакомпаний, нарушающих права россиян. Об этом 12 августа сообщает «СенатИнформ».

2025-08-12T16:11:27Z

Собирающимся в Крым на поезде россиянам дали совет