2025-08-11T16:45:00Z
Пилоты в странах Азии и Ближнкго востока зарабатывают в 2-3 больше, чем в РФ
2025-08-11T16:40:31Z
Депутат Журова назвала новости об объявлении себя в розыск СБУ штатной ситуацией
2025-08-11T16:39:27Z
В США произошёл взрыв на заводе сталелитейной компании US Steel
2025-08-11T16:38:39Z
Бывшие бойцы ВСУ заявили о переходе в армию РФ ради защиты Украины
2025-08-11T16:37:15Z
ТАСС: генштаб ВСУ исказил данные о ситуации в Бессаловке Сумской области
2025-08-11T16:36:58Z
Тревожный август: беспилотники массово атакуют предприятия и НПЗ России
2025-08-11T16:35:00Z
В МФЦ Жуковского открылось приоритетное окно для бойцов СВО и членов их семей
2025-08-11T16:32:24Z
Польша будет использовать ветряки в военных целях
2025-08-11T16:31:24Z
Генерал заявил о возможном запуске дронов ВСУ из России и привел два аргумента
2025-08-11T16:24:53Z
Специалист Батюк: Европа не смогла стать важным центром силы в современном мире
2025-08-11T16:20:05Z
ТАСС: бригаду десантников ВСУ "сточили" в бессмысленных штурмах Юнаковки
2025-08-11T16:18:27Z
ТАСС: солдат ВСУ у Сум "раздает" женщина-замкомбата Гайка
2025-08-11T16:15:00Z
Зачем армия возвращается к калибру классического автомата Калашникова
2025-08-11T16:14:55Z
ВС России нанесли удар по району сосредоточения батальона ВСУ в Сумской области
2025-08-11T16:14:40Z
В КБР увеличили региональную выплату контрактникам до 1,8 млн рублей
2025-08-11T14:00:01Z — Патрушев: Россия создает флот, способный решать любые задачи в Мировом океане
Зачем была создана и чего достигла за год существования Морская коллегия, какие изменения ждут судостроительную отрасль страны и какие новые задачи и облик получит российский флот, в интервью "Российской газете" рассказал помощник президента, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев.
Николай Платонович, 13 августа исполняется год с момента образования Морской коллегии Российской Федерации. Многими наблюдателями в стране и за рубежом ее создание было расценено как намерение Москвы вновь заявить о своих интересах на морских просторах. Подтверждают ли эти оценки итоги первого года работы коллегии?
Николай Патрушев: Россия как одна из ведущих морских держав на планете обязана иметь и последовательно реализовывать свою морскую политику. История показывает, как многие государства, пренебрегавшие морским вектором развития, сходили со сцены, а страны, вовремя обратившие внимание на океаны, становились ведущими в мире.
Россия как одна из ведущих морских держав на планете обязана иметь и последовательно реализовывать свою морскую политикуДля развития и процветания страны требуется обеспечение национальных интересов. Важнейшим является укрепление ее обороноспособности и экономического морского потенциала. Для поддержания морской мощи государства крайне необходимо согласованное развитие военно-морского флота, торгового и пассажирского транспорта, морской научно-исследовательской деятельности, эффективное освоение морских ресурсов.
При этом сохранение за Россией статуса великой морской державы возможно только при высоком уровне межведомственной координации на данном направлении. Первый год работы Морской коллегии подтвердил значимость системного стратегического подхода к развитию морской деятельности на основе долгосрочного планирования, а также объединения усилий всех ведомств и организаций.
Необходим не просто долгосрочный, а дальновидный подход к морской политике. Мы ведь помним, как в 90-е годы под большим вопросом находилось существование нашего Военно-морского флота, а сегодня наблюдаем все возрастающие военные угрозы со стороны ВМС натовских стран на Балтике, Черном море и в Арктике.
Николай Патрушев: Морские просторы постепенно становятся едва ли не главной ареной антироссийской политики Запада. Осознав невозможность нанести прямое поражение России на поле боя, западники решили сосредоточить усилия на экономической войне, в первую очередь блокировании морских перевозок углеводородов, удобрений, продовольствия и другого стратегического экспортного сырья. В этой связи возрастает роль Военно-морского флота, демонстрирующего морскую мощь России и способного защитить национальные интересы. Без ВМФ и береговой охраны серьезно снижаются политические и внешнеэкономические возможности России на целом ряде направлений.
Именно поэтому определение будущего облика флота находится в числе важнейших приоритетов Морской коллегии. По нашей инициативе впервые были разработаны и утверждены президентом России Стратегия развития ВМФ на период до 2050 года и Стратегия развития корабельного состава органов ФСБ. В этих документах сформулированы основные требования к будущему составу и перспективному облику флота, его основные задачи в мирное и военное время. В настоящее время завершается разработка программы кораблестроения до 2050 года и программы кораблестроения органов ФСБ. Документы позволят планировать весь жизненный цикл кораблей, определят их количество, тип строящихся кораблей и судов, серийность. В обозримой перспективе флот будет преображаться. Мы берем курс на создание подлинно сбалансированного флота, способного решать любые задачи во всех значимых для России районах Мирового океана.
В обозримой перспективе российский флот, порты и торговые пути будут кардинально преображаться. Фото: Валентин Егоршин / ТАССВладимир Путин одно из недавних совещаний Совета безопасности РФ посвятил вопросам повышения эффективности национальной морской политики. Можете ли рассказать в общих чертах, какие были приняты решения?
Николай Патрушев: По предложению Морской коллегии Совет безопасности уделил внимание документам стратегического планирования в морской сфере. Определено, что при подготовке таких документов ведомства обязаны обеспечить их согласование с Морской коллегией. В ближайшее время необходимо актуализировать Морскую доктрину Российской Федерации, обновить Стратегию развития морской деятельности до 2030 года, Основы государственной политики в области военно-морской деятельности на период до 2030 года.
Разумеется, обсудили и более прикладные задачи. По итогам совещания главой государства даны поручения по модернизации и долгосрочному развитию судостроительной промышленности. В частности, предусмотрено активное использование отечественных передовых разработок для исключения зависимости от иностранных технологий и комплектующих.
Среди прочего речь шла об усилении экологического контроля и ужесточении ответственности за нарушения, допущенные при осуществлении морской деятельности, которые привели к возникновению техногенных катастроф.
Имелась в виду авария с танкерами "Волгонефть" в Керченском проливе?
Николай Патрушев: В том числе. По нашим данным, почти половина всех аварийных случаев в море связана с техническими неисправностями судов. Поэтому строительство и модернизация гражданского флота находятся на особом контроле Морской коллегии. С целью обновления как военного, так и гражданского флота, а также судостроительных мощностей правительством страны недавно принята Стратегия развития судостроительной промышленности до 2035 года. В настоящее время готовится план ее реализации.
Известно, что Морской коллегией готовится проект федерального закона "О судостроении". Сами судостроители признают, что такой закон уже давно назрел, но пока еще не знают, как он будет работать на практике, чтобы не допускать возникающих системных противоречий. Например, когда конструктор, заказчик и исполнитель могут видеть будущий проект совершенно по-разному, а на выходе со стапелей через годы вообще получить уже устаревший корабль, который никому не нужен.
Николай Патрушев: Действительно, в судостроении в последнее время накопилось много проблем. Для их решения необходимы изменения в нормативно-правовой базе. Предлагаемый законопроект будет способствовать формированию целостного правового регулирования деятельности в области судостроения.
Завершается разработка программ кораблестроения ВМФ и органов ФСБ до 2050 года. Они определят тип, серийность и количество новых кораблейДля дальнейшего развития отрасли крайне важно упорядочить взаимоотношение судостроительных предприятий с заказчиком, отношение верфей с заводами, выпускающими комплектующее оборудование. Остро назрела необходимость навести порядок в отношениях, возникающих при ремонте, переоборудовании, модернизации и утилизации кораблей и судов. За год работы мы изучили проблемы, с которыми сталкиваются конструкторские бюро и научно-исследовательские институты. Считаем, что их работу также необходимо структурировать. Так, предлагаемый закон позволит восстановить научно-технический задел судостроительной отрасли.
А кто-то сейчас уже отвечает за перспективное развитие морской науки и техники?
Николай Патрушев: Стоит отметить, что за выработку новых направлений в работе научного сообщества в морской сфере стал отвечать созданный научно-экспертный совет Морской коллегии. Он уже предложил комплекс мер, касающихся развития научно-исследовательского флота, освоения Арктики, использования новых материалов в судостроении, разработки и применения беспилотных подводных и надводных аппаратов.
По предложению Морской коллегии Владимир Путин одобрил идею создания Национального исследовательского центра судостроения имени академика А.Н. Крылова. Этот шаг обеспечит интеграцию исследовательского, конструкторского, технологического и кадрового потенциала в единой структуре. Более того, президент РФ поручил ряду министерств и ведомств принять дополнительные меры, направленные на актуализацию целей и задач НИОКР, прикладных научных исследований, проводимых в интересах создания современных образцов морской техники, и, что немаловажно, обеспечить внедрение полученных результатов научной деятельности.
Также главой государства принято решение сформировать единую долгосрочную программу морских научных экспедиционных исследований и подготовить стратегию обновления научного флота.
Известно, что научно-экспертный совет - не единственный рабочий орган Морской коллегии, которая по сути стала постоянно действующим координирующим органом в области морской политики.
Николай Патрушев: Вы правы. В составе Морской коллегии помимо президиума заработали советы по стратегическому развитию ВМФ, по защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике, по развитию и обеспечению морской деятельности Российской Федерации. По линии всех этих советов уже подготовлены дополнительные меры, направленные на укрепление позиций государства в Мировом океане, на развитие флота, транспортной инфраструктуры и морской науки.
Кроме того, для нас крайне важно, чтобы национальная морская политика реализовывалась в приморских регионах, каждый из которых имеет свою специфику, свои проблемы. Поэтому в этом году на новый уровень поднята деятельность региональных морских советов. Завершается их формирование в новых субъектах Федерации, чья экономика неразрывно связана с использованием Азово-Черноморского бассейна. Отдельный акцент в их работе сделан на безопасности судоходства и морской инфраструктуры.
За этот год удалось лично наблюдать, как вы активно работали по всей стране: от Балтики до Тихого океана. Посетили все флоты и флотилию ВМФ России, десятки судостроительных заводов, морских и речных портов в разных регионах страны, а также учебных заведений. Какое впечатление о состоянии наших морских дел сложилось по итогам поездок?
Николай Патрушев: Каждая поездка по регионам страны завершается выработкой мер, направленных на решение задач, возложенных на Морскую коллегию.
Порой выяснялось, что для искоренения проблем, с которыми годами не могут справиться судостроительные предприятия, нужна лишь грамотная координация. Например, при реализации гособоронзаказа критически важно, чтобы заказчик в полной мере учитывал финансовое положение заводов-исполнителей и соблюдал платежную дисциплину, а исполнители, в свою очередь, строго следовали графику выполнения заказов. Недопустимо, когда общегосударственные интересы подменяются ведомственными и корпоративными.
Возрастает роль Военно-морского флота, демонстрирующего морскую мощь России и способного защитить национальные интересыОтдельное внимание уделяем транспортной инфраструктуре. У морских и речных портов есть огромный нереализованный потенциал, поэтому после каждого посещения принимаем дополнительные меры, направленные на увеличение мощности портов, использование дноуглубительной техники. Кстати, по последнему вопросу уже даны поручения, связанные с созданием необходимой группировки российского дноуглубительного флота с использованием производственных мощностей и компетенций отечественной судостроительной промышленности.
Вообще говоря, порты не должны жить отдельной жизнью, нужно их плотно встраивать в общероссийскую транспортную систему. Поэтому совместно с федеральными и региональными властями и бизнесом прорабатываем создание сети мультимодальных транспортно-логистических центров. Они должны появиться по всей стране и обеспечить интеграцию водного транспорта с железнодорожным и автомобильным, создав равные условия их функционирования.
Как в целом российский морской транспорт сегодня вписывается в глобальную архитектуру морских перевозок? Удается интегрироваться?
Николай Патрушев: У нас нет цели куда-то вписаться или внедриться. Есть цель укреплять экономику страны. Россия обладает огромным потенциалом, над реализацией которого мы усиленно работаем. Акцент делаем на такие стратегические проекты, как Трансарктический транспортный коридор и МТК "Север - Юг".
Успешность запуска упомянутых коридоров зависит прежде всего от мощности нашей внутренней логистики, эффективного использования возможностей великих российских рек, транспортировка грузов по которым гораздо дешевле, чем наземным транспортом.
Поэтому президентом России поставлены задачи наращивания пропускной способности внутренних водных путей и железнодорожной инфраструктуры в интересах работы портов, а также организации новых логистических маршрутов, в том числе на базе уже имеющихся объектов.
Показательный пример - Беломорско-Балтийский канал. Его модернизация будет способствовать увеличению загрузки Трансарктического транспортного коридора и повышению эффективности МТК "Север - Юг".
Однако любую передовую идею нельзя будет воплотить в жизнь, что называется, "в железе", если не будет тех, кто сможет строить новые суда, обладая самыми современными знаниями и навыками. Но и построенная новейшая техника окажется безжизненна без тех, кто сможет ей управлять. Удастся ли в ближайшей перспективе преодолеть ситуацию кадрового дефицита, который сохранялся в морской отрасли долгие годы?
Николай Патрушев: Подготовка кадров является одним из первостепенных вопросов. Регулярно в рамках полномочий Морской коллегии поручаем минобрнауки, минпросвещения, минпромторгу, минтрансу, Объединенной судостроительной корпорации принимать меры, направленные на усиление обеспеченности судостроительной и транспортной отрасли квалифицированными кадрами всех профессиональных и образовательных уровней.
Подготовка судоводителей, судовых механиков и электромехаников, гидрографов проводится с использованием последних достижений науки и техники в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге.
Ведущим вузом страны по подготовке инженерных кадров для судостроения является Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. Ежегодно обновляется его научная и образовательная база, открываются новые лаборатории, научно-производственные цеха и конструкторские бюро.
Чтобы заинтересовать молодежь стать судостроителями, в общеобразовательных школах страны создаются профильные инженерно-технологические судостроительные классы.
Продолжается совершенствование единой системы довузовских образовательных учреждений ВМФ в составе Нахимовского военно-морского училища с его пятью филиалами и Кронштадтского морского кадетского военного корпуса. Приятно отметить, что завершился первый учебный год в новом филиале Нахимовского училища в Мариуполе. Воссоединившиеся с Россией регионы уже готовят юных моряков, которые, не сомневаюсь, в будущем составят славу Российского флота. С удовлетворением отмечаем, какие трудолюбивые и высокопрофессиональные люди работают на море, верфях, в конструкторских бюро и смежных отраслях, какую сложнейшую работу они выполняют, насколько велик их творческий потенциал. Их опыт внедряем на предприятиях других регионов страны. Ходатайствуем перед президентом России о награждении государственными наградами граждан и организаций, внесших наибольших вклад в морскую деятельность нашей страны. Государство высоко ценит их нелегкий труд, поддерживает и продолжит поддерживать.
Источник:
2025-08-11T14:00:50Z
Россия разработала комплекс мер для укрепления своих позиций в Мировом океане. Об этом заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Николай Патрушев в интервью «Российской газете».
2025-08-11T14:02:47Z
Разработка программ кораблестроения до 2050 года и кораблестроения органов ФСБ почти завершена, сообщил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Николай Патрушев."Мы берем курс на создание подлинно сбалансированного флота, способного решать любые задачи во всех значимых для России районах Мирового океана", - сказал Патрушев в интервью "Российской газете", опубликованном в понедельник."В ближайшее время необходимо актуализировать Морскую доктрину Российской Федерации, обновить Стратегию развития морской деятельности до 2030 года, Основы государственной политики в области военно-морской деятельности на период до 2030 года", - сообщил помощник президента РФ.Патрушев также отметил, что ранее по инициативе Морской коллегии были разработаны и позже утверждены президентом Стратегия развития ВМФ на период до 2050 года и Стратегия развития корабельного состава органов ФСБ.
2025-08-08T11:43:57Z
Помощник президента, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев встретился с советником премьер-министра Индии Аджитом Довалом. Они обсудили сотрудничество двух стран в море — выяснили, в каком состоянии сейчас находится это взаимодействие, и высказали свои взгляды на его будущее.
2025-08-11T14:03:56Z
Помощник президента и председатель Морской коллегии Николай Патрушев сообщил, что коллегия дает поручения министерствам по подготовке кадров для судостроения и транспортной отрасли. «Регулярно в рамках полномочий Морской коллегии поручаем Минобрнауки, Минпросвещения, Минпромторгу, Минтрансу, Объединенной судостроительной корпорации принимать меры, направленные на усиление обеспеченности судостроительной и транспортной отрасли квалифицированными кадрами всех профессиональных и образовательных уровней»,-- сказал Николай Патрушев в интервью «Российской газете».
2025-08-11T14:04:28Z
Новый федеральный закон "О судостроении" поможет обеспечить целостное правовое регулирование для решения проблем в этой стратегически важной области промышленности, заявил помощник президента России, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев.