2025-08-10T13:04:07Z
Умер Саид Садик, один из главных злодеев арабского кино
2025-08-10T12:59:38Z
40 лет назад на Дальнем Востоке взорвалась атомная подлодка К-431. Кто в этом виноват и что спасло мир от еще большей катастрофы?
2025-08-10T12:58:41Z
Врач Шуров назвал признаки послеродовой депрессии у убившей детей на Урале
2025-08-10T12:57:01Z
Известный телеведущий умер от пневмонии через четыре дня после своего юбилея
2025-08-10T12:41:26Z
Скулила и была вся в крови: Московский грумер случайно отрезал собаке кусочек уха
2025-08-10T12:40:40Z
Житель Кузнецка потерял 2,5 миллиона рублей в результате действий телефонных мошенников
2025-08-10T12:40:29Z
Смертельное ДТП под Оршей - один человек погиб, двое пострадали
2025-08-10T12:30:00Z
Два человека погибли, вылетев из машины после ДТП в Приморье
2025-08-10T12:29:19Z
Трагедия на фоне депрессии: в квартире обнаружили тела двоих детей и покончившей с собой матери
2025-08-10T12:26:00Z
В Заволжье погиб 49-летний мужчина
2025-08-10T12:24:45Z
Семья из Краснодара попала в кабалу из-за займа у соседки
2025-08-10T12:19:10Z
В Карелии участники вахты памяти нашли останки 11 погибших бойцов ВОВ
2025-08-10T12:19:00Z
Саратовская пенсионерка отправила и передала мошенникам свыше миллиона рублей
2025-08-10T12:18:51Z
В Конго 13 человек погибли и шесть школ сгорели из-за пожара
2025-08-10T12:18:34Z
Во Владимире подросток надышался газом из баллончика и погиб
2025-08-10T09:53:08Z — Около трети россиян (30,8%) уже пережили блокировку карт или переводов после введения лимита на эту операцию в размере 100 тысяч рублей при попадании в специальную базу ЦБ
Около трети россиян (30,8%) уже пережили блокировку карт или переводов после введения лимита на эту операцию в размере 100 тысяч рублей при попадании в специальную базу ЦБ. Об этомсвидетельствуют данные опроса портала «Финансы Mail». Еще 23% граждан лично не попадали под блокировку, но знакомы с теми, кто пострадал от неё. Так на жизни россиян отразилась работа закона, призванного защитить их от мошенников. Какие трудности теперь могут возникнуть при проведении платежей, и как избежать блокировки карт — в материале «МК».
«Сотрудница банка не поверила, что карта принадлежит моему мужу»
Анастасии из Иркутска 35 лет. Всю сознательную жизнь она работает медсестрой в одной из больниц родного города. Давно замужем, правда, детей у пары пока нет. По словам нашей героини, каждый месяц она откладывает с зарплаты небольшую сумму — 15 тысяч рублей — и переводит ее на вторую банковскую карту, оформленную на супруга. «Муж тоже научился копить. И отправляет на нашу общую карту ежемесячно некоторую сумму денег. Так сказать, на отдых, внезапные траты, незапланированный ремонт», — говорит Анастасия.
Не так давно у иркутянки после долгой и беспокойной работы наконец-то появился шанс на заслуженный отпуск. Но все с самого начала пошло наперекосяк. Неприятности обрушились на женщину, как гром среди ясного неба: перевод с зарплатной карты одного банка на другую через систему быстрых платежей (СБП) обернулся ледяным оцепенением. Деньги зависли на долгих полдня: «Сначала специалист банка назвала причиной сбой, попросила подождать, пока она будет разбираться с проблемой». Но спустя некоторое время женщине на телефон пришло сообщение о том, что перевод отклонен, а еще через три часа в мобильном приложении банка Анастасия увидела, что ее операция заблокирована.
На следующий день нашей героине позвонили из банка с одним-единственным вопросом: «Почему она решила перевести вместо ежемесячных 15 тысяч рублей сразу 40 тысяч?!» Ответу Анастасии, что она накопила эту часть суммы на предстоящий отпуск, и в этом месяце планировала перевести больше обычного, специалист не поверила: «Сотрудница банка в какой-то момент засомневалась, что карта принадлежит моему мужу. Заявив, что в последнее время участились случаи мошенничества, связанные с переводом денег с карты на карту». «Специалист начала выяснять подробности моей личной жизни! — возмущается Анастасия. — Понимаю, заботятся о моей безопасности, но, извините, я сама знаю, кому и сколько денег перевести!»
В итоге наша героиня общалась с представителем банка больше получаса. Ей пришлось отвечать на множество вопросов, вплоть до того, когда она последний раз снимала наличные, какую сумму, в каком магазине делала последнюю покупку. Таким образом она доказывала, что она не жертва мошенников и сама не намерена никого обманывать.
«После долгой беседы перевод все-таки разблокировали,— вздыхает Анастасия. — Но неприятный осадок остался. Я понимаю, что они пытаются защитить меня от мошенников, но неужели нельзя как-то более деликатно решать такие вопросы?! Просто заблокировать перевод, а потом терроризировать по телефону — это, мягко говоря, из ряда вон ситуация».
Женщина надеется, что её случай станет уроком для банков. По ее мнению, безопасность, безусловно, важна, но когда она превращается в навязчивый контроль и необоснованные подозрения, то вместо защиты разрушает доверие и отталкивает клиентов.
«Теперь я вообще боюсь пользоваться своей банковской картой»
Другой наш герой, 43-летний Александр из Омска, счастливо женат, работает руководителем отдела на одном из заводов. Уверенно владеет банковскими онлайн-сервисами, привык к скорости и комфорту денежных переводов. Помочь родителям, оплатить учебу сына, возложить ответственность на бригаду рабочих, делающих ремонт на даче — все это он решал за несколько кликов, не выходя из дома. Но однажды эта налаженная практика дала серьезный сбой, превратив мужчину из обычного клиента в… подозреваемого в мошенничестве.
В тот день Александру понадобилось срочно перевести крупную сумму своему знакомому, который выручил его в сложной ситуации. Операцию он хотел организовать следующим образом: с одной карты на другую, внутри одного банка. Ничего, казалось бы, не предвещало проблем. Но через несколько минут в переводе нашему герою было отказано.
«Я сначала подумал, что это какой-то технический глюк, — говорит Александр с явным раздражением в голосе. — Ну, бывает, всякое случается. Пробовал еще раз, но результат тот же — отказ!» Очередные попытки повторить перевод оказались безуспешными. Вскоре раздался звонок из банка. Не из службы поддержки, а из отдела безопасности.
«И тут произошло самое интересное, — вспоминает мужчина. — Звонит мне девушка и начинает задавать вопросы. «Вы знаете человека, которому хотели перевести деньги? Не становились ли вы ранее жертвой мошенников?». Я чуть дар речи не потерял!»
Представители службы безопасности банка начали рассказывать Александру про какие-то схемы, про фишинговые сайты, про то, как эти мошенники требуют свои деньги. «Я все понимаю, но какое это имеет отношение ко мне? Я сам, между прочим, неплохо разбираюсь в вещах, и уж точно не собираюсь переводить деньги каким-то сомнительным личностям!», — говорит мужчина.
«Я говорю им: «Послушайте, я понимаю, что вы хотите меня защитить, но вы же видите, что я обычный человек, законопослушный гражданин!», — жалуется наш герой. — Для разблокировки карты и проведения перевода мне потребовалось пройти целую процедуру идентификации, предоставить кучу документов и ответить на множество вопросов».
Александр потратил около двух часов, чтобы доказать, по его словам, что «он не верблюд». В конце концов, все благополучно разрешилось, но мужчина все это время чувствовал себя каким-то преступником, тогда как он просто пытался помочь близкому человеку.
«В конце нашей душещипательной беседы я сказал, что если они еще раз заблокируют мой перевод без веских на то оснований, то я просто закрою все счета и перейду в другой банк! — говорит Александр. — Пусть найдут себе других клиентов, которых они будут подозревать во всех смертных грехах!».
«Я понимаю, что сейчас много мошенников развелось, и банки должны бороться с этим злом, — заключает мужчина. — Но нужно же хоть немного думать и учитывать интересы клиентов. А то получается, что ради какой-то безопасности мы теряем самое главное — доверие».
Александр намерен в ближайшее время рассмотреть возможность смены банка. Он считает, что финансовая организация должна быть не только надежной, но и уважать своих многочисленных и многолетних клиентов. «Я понимаю, что банки защищают мои деньги, но неужели нельзя как-то более разумно подходить к этому вопросу?! Теперь я боюсь вообще пользоваться своей банковской картой».
Между безопасностью и удобством
По данным ЦБ, во втором квартале объем похищенных мошенниками средств составил 6,33 млрд рублей, что на 33% больше, чем в тот же период 2024 года. Эта печальная статистика давно подвигает власти на активные действия по защите граждан от действий злоумышленников. Одним из них и стал заработавший с 1 июня закон о приостановке подозрительных переводов для проверки банками. «Пока нет точной информации о том, сколько карт было заблокировано российскими банками: ЦБ пока не делится информацией, нет обязательств сообщать об этом и у его подопечных, — отмечает доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова Ильяс Зарипов. — Еще один участник процесса — Росфинмониторинг — также пока хранит молчание. Экспертных оценок мало. Однако, можно предположить, что подобные «блокировки и ограничения» в первое время могут коснуться порядка 5-10% экономически активных граждан».
Владельцам карточных счетов следует помнить, что закон направлен на защиту их же интересов, и банковские учреждения выполняют обязательные функции, налагаемые законодательством. По мере отработки алгоритмов и совершенствования скоринговых систем удастся максимально исключить нарушение прав добросовестных клиентов, сделав процедуру проверки незаметной, быстрой и эффективной, уверен ученый.
При этом Банк России регулярно публикует данные о результатах работы по противодействию мошенничеству. Как напомнила заместитель руководителя проекта Народного фронта «За права заёмщиков», куратор платформы «Мошеловка» Алла Храпунова, согласно последнему отчету, в апреле-июне текущего года банки отразили 38,7 млн попыток мошенников похитить деньги у клиентов. Это в 1,5 раза больше, чем в среднем за предыдущие четыре квартала. Банки защитили 3,4 трлнрублей клиентов. Эти цифры наглядно демонстрируют, что закон работает, и он эффективен.
Однако блокировок карт было бы меньше, если бы борьба с мошенничеством касалась и действий мобильных операторов. «По нашему мнению, остается одно совершенно незакрытое «слабое» место — это отсутствие ответственности операторов связи, — говорит Храпунова. — Именно в их силах остановить звонок или сообщение, с которых всё начинается. Как ответственные участники системы противодействия мошенничеству, они должны делать это в обязательном порядке и бесплатно. Однако миллионы звонков и сообщений достигают своих жертв и улучшений в этой части не наблюдается».
Ну а после этого спасать деньги россиян от краж мошенников приходится уже банкам, в том числе с помощью блокировок переводов. «Ошибочные блокировки, действительно, тоже встречаются, но достаточно редко: по данным Банка России, удовлетворяются лишь порядка 10% обращений об исключении из базы дропперов», —подчеркнула Храпунова.
Для того, чтобы избежать блокировки карты, по словамгендиректора Национальной юридической компании «Митра» Юрия Мирзоева, необходимо выполнять следующие правила:
• Не переводить крупные суммы новым получателям без предупреждения банка. Можно позвонить и сообщить о планируемой операции.
• Разделять большие платежи. Не превышать лимит в 100 тысяч рублей. Если нужно перевести 200 тысячрублей, то лучше разбить сумму на две части и провести операции с разницей в несколько дней.
• Взаимодействовать с проверенными получателями. Переводы между своими картами или близким родственникам реже вызывают подозрения.
• Избегать транзитных схем. Если вам пришли деньги, а потом вы их сразу перевели дальше, банк может заподозрить дропперство.
• Хранить документы, подтверждающие ваши доходы и основания для переводов. Если у вас крупные суммы, будьте готовы показать справки о зарплате, договоры и т.д.
Если вашу карту уже заблокировали, то нужно быть готовым обратиться в банк и уточнить причины произошедшего и требования для разблокировки. «Предоставьте необходимые документы: подтвердите легальность своих операций или объясните ситуацию, —советует налоговый юрист компании «Эквипмент инжиниринг» Гаяне Фомина. — Если и это не поможет, и решение банка кажется необоснованным, обращайтесь в Центробанк или соответствующие органы защиты прав потребителей». Следите за обновлениями законодательства: будьте в курсе изменений правил и требований регуляторов, рекомендовала эксперт.
Если же всё прошло благополучно, и вашу карту разблокировали, то в реальности радоваться рано. Ваш случай, скорее всего, уже будет включен в статистику службы безопасности данного банка, а то и всей финансовой системы в целом.
«Учтите, что, заблокировав карту или счет, банк передает информацию об этом в специальную базу данных, и если он даже предложит закрыть счет и вывести деньги, это не уберет вас из «списков», — предупреждает генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности Эльман Мехтиев. — Будьте готовы смотреть на ситуацию глазами банка, для которого любая нестандартная для вас и «сомнительная», на его взгляд, операция — это риск потерять лицензию. И не забудьте подумать как доказать, что доходы, из которых осуществляются расходы — это расходы, с которых уплачены налоги».
Так что наиболее правильный совет — не вызвать подозрения у банка своими переводами и соблюдать рекомендуемые лимиты.
Источник:
2025-08-08T21:02:00Z
Какие уловки используют преступники и как на них не попасться
2025-08-08T11:13:00Z
В зоне внимания онлайн-преступников теперь не только федеральные бренды и сервисы
2025-08-08T14:50:00Z
В зоне внимания онлайн-преступников теперь не только федеральные бренды и сервисы
2025-08-10T00:03:00Z
Российские банки начали активнее блокировать подозрительные переводы в рамках борьбы с мошенниками и отмыванием денег. Как пояснила агентству «Прайм» эксперт РУДН Ламия Мамедова, теперь любые нестандартные операции могут приостановить на срок до 10 дней, а в особых случаях — до месяца.
2025-08-10T01:10:05Z
Колдуны, экстрасенсы и гадалки, обещающие решить проблемы человека за вознаграждение или оказывающие финансовые консультации – это мошенники, и в случае контакта с ними нужно делать скриншоты, сохраняя всю переписку и записи разговоров, чтобы потом при необходимости использовать эти файлы в суде, заявила РИА Новости эксперт проекта НИФИ Минфина России "Моифинансы.рф" Ольга Дайнеко.