Профессор Юрий Жданов оценил поведение Трампа в духе абсолютного монарха

Все новости — Политика

2025-08-10T11:14:14Z

Пашинян получил от США гарантии неприкосновенности, считает эксперт

2025-08-10T11:00:00Z

Аляска и "кто первым сказал - не имеет значения". Главное по Путину за неделю

2025-08-10T10:07:00Z

Рябков отметил, что в Вашингтоне есть склонность действовать через давление

2025-08-10T10:02:18Z

Депутат Белик: государства ЕС усиливают давление на медиа

2025-08-10T09:45:41Z

ТАСС: сторонники Гуцул проводят акцию протеста у СИЗО в Кишиневе

2025-08-10T09:38:13Z

Полиция в Молдавии пытается сорвать акции в поддержку Гуцул, заявил депутат

2025-08-10T09:34:08Z

Майя Санду: месть лесбиянки* и ребенок от Элтона Джона или Рика Мартина? Семейные тайны

2025-08-10T09:33:53Z

В блоке "Победа" заявили о прессинге со стороны властей Молдавии

2025-08-10T09:26:02Z

«Сорвать любой ценой». Как Запад пытается помешать встрече Путина и Трампа

2025-08-10T09:23:21Z

Коррупционные преступления в России предложили считать прямой изменой Родине

2025-08-10T09:07:44Z

Сторонники Гуцул проводят массовый протест у СИЗО в Кишиневе

2025-08-10T08:53:23Z

Правнук Сталина не поддержал идею захоронения Сталина на родовом кладбище

2025-08-10T08:45:15Z

«Украинцы устали»: Кличко заявил, что Зеленский готовится принять тяжёлое решение

2025-08-10T08:40:35Z

Лидеру Гагаузии за решеткой разрешены два звонка в неделю

2025-08-10T08:23:05Z

Сенатор Климов: Для Трампа в августе наступает момент истины

Профессор Юрий Жданов оценил поведение Трампа в духе абсолютного монарха

Профессор Юрий Жданов оценил поведение Трампа в духе абсолютного монарха

2025-08-10T07:16:12Z — В США и Европе все больше жалуются на откровенно диктаторские замашки американского президента Дональда Трампа


В США и Европе все больше жалуются на откровенно диктаторские замашки американского президента Дональда Трампа. Мол, Трамп даже не пытается изображать соблюдение правил приличия и ведет себя, как абсолютный монарх. Чем же так обеспокоены на Западе, рассказал Юрий Жданов, профессор, заслуженный юрист России, доктор юридических наук, заведующий кафедрой Международного права РГСУ.

– Юрий Николаевич, Трамп и впрямь считает себя американским (иили пуще того – всемирным) императором? Или же это – игра на публику, эпатаж и, на самом деле, нормы демократии он не попирает?

– Многие американцы считают, что еще как попирает. Так, CNN Politics рассказывает, что в марте сего года президент Дональд Трамп подписал указ, направленный против Смитсоновского института, который начинался следующим образом: «За последнее десятилетие американцы стали свидетелями согласованных и широкомасштабных попыток переписать историю нашей страны, заменив объективные факты искаженным нарративом, основанным на идеологии, а не на правде».

Указ вызвал опасения, что это было завуалированной попыткой переписать историю в угоду Трампу. В указе, например, говорилось о желании устранить «неправильную идеологию» из таких учреждений, как Смитсоновский институт. Многие посчитали это «зловещей фразой».

– Какую историю собрались переписывать в трамповской Америке? И с какой идеологией борются?

– Если вы думаете, что речь идет о восстановлении правды о Второй мировой войне и роли СССР в победе над нацизмом, то я вас разочарую. Скандал разгорелся вокруг трактовки вокруг двух импичментов Трампа. Ну, не нравится нынешнему американскому президенту, как это трактуется Смитсоновским институтом. Поэтому он и требует «не искажать историю страны» и изменить «неправильную идеологию».

– Что, собственно, произошло?

– Смитсоновский институт сообщил, что из Национального музея американской истории была изъята табличка с информацией после проверки «исторического контента» музея. В сентябре 2021 года табличка была установлена перед существующей экспозицией, посвященной импичменту. Чтобы было понятнее: сама выставка посвящена «Пределам президентской власти». И вдруг оказывается, что примеров самых масштабных попыток Конгресса ограничить власть Трампа больше нет.

Газета The Washington Post, которая первой сообщила эту новость, со ссылкой на источник написала, что проверка контента была проведена после давления со стороны Белого дома с целью уволить директора музея.

Смитсоновский институт сообщает, что в обновленной версии выставки будут упомянуты все попытки импичмента, в том числе Трампа. Но все это довольно в духе Оруэлла. Причем, эпизод со Смитсоновским институтом – один из многочисленных случаев.

– То есть, Трампа обругали не только из-за какой-то таблички?

– Нет, конечно. Так, по сообщению CNN Politics, Трамп уволил главу Бюро трудовой статистики (BLS). Это произошло всего через несколько часов после того, как агентство сообщило Трампу очень плохие новости: худшие показатели по трудоустройству за три месяца без учета Covid с 2010 года.

Сторонники Трампа попытались объяснить, что увольнение доктора Эрики Макэнтарфер было оправданным, поскольку значительные изменения в количественных показателях свидетельствовали о некачественной работе. Но Трамп с прямотой римлянина заявил Newsmax, что «мы уволили ее, потому что не поверили сегодняшним цифрам». CNN считает, что доказательства в пользу увольнения Макэнтарфер были конспирологическими и ошибочными.

– Это похоже на то, как в древности казнили гонца, принесшего дурную весть.

– Вот и некоторые сенаторы-республиканцы назвали эту меру драконовской и предвзятой. Сенатор Синтия Ламмис из Вайоминга, например, назвала «несколько опрометчивым» увольнять главу BLS до того, как выяснится, действительно ли новые цифры неверны: «Статистик не виноват в том, что цифры оказались точными, но не такими, как надеялся президент». Заметим, что Ламмис нечасто критикует Трампа. Сенатор Том Тиллис из Северной Каролины добавил, что если Трамп «сделал это только потому, что им не понравились цифры, то им стоит повзрослеть». Сенаторы Рэнд Пол из Кентукки и Лиза Мурковски из Аляски обеспокоены тем, что из-за действий Трампа люди перестанут доверять данным, которые предоставляет администрация. И в этом заключается настоящая проблема. Трамп, опасаются в CNN, посылает сигнал всем остальным, кто находится в похожей ситуации. Этот сигнал говорит о том, что вам, возможно, стоит сделать так, чтобы эти данные и эти выводы понравились Трампу, иначе...

– В США опасаются, что пойдет внутренняя дезинформация собственного изготовления?

– Вот именно. CNN предупреждает: «Это верный способ получить множество недостоверных данных и сделать неверные выводы. И даже если информация окажется достоверной, она вызовет подозрения в том, что данные сфабрикованы, — как у обычных американцев, так и, что особенно важно, у тех, кто принимает ключевые решения, влияющие на экономику. Что произойдет, если следующий отчет о занятости будет хорошим? Поверят ли этому рынки?»

CNN напоминает и о других довольно грубых попыток Трампа контролировать подобные нарративы и «переписывать историю»: «В какой-то момент лояльный Трампу прокурор США пригрозил привлечь к ответственности людей, критиковавших тогдашнего союзника Трампа Илона Маска, даже за поведение, не являющееся преступлением. Трамп неоднократно заявлял, что критика в адрес судей, которые ему нравятся, должна быть вне закона, несмотря на то, что он регулярно нападает на судей, которые ему не нравятся.

Его президентский срок начался с того, что портреты военачальников, конфликтовавших с ним, были убраны из Пентагона. Он также начался с массовой чистки среди независимых генеральных инспекторов, которым было поручено привлекать администрацию к ответственности. Все это подтверждает мысль о том, что Трамп пытается укрепить свою власть, прибегая к довольно жестким и откровенным методам».

– От манер Трампа не в восторге, конечно, и в старушке-Европе...

– Это – очень мягко говоря. Два известный политолога Морено Бертольди и Марко Бути, например, утверждают, что США превратились в добывающую сверхдержаву.

– Добывающую – что? Все что-то добывают…

– Ресурсы. Причем, не просто добывающую, а отбирающую у других.

Бертольди и Бути доказывают, что с начала второго президентского срока Дональда Трампа страна быстро превратилась в ресурсодобывающую сверхдержаву: «Вместо того чтобы защищать стабильность и целостность глобальной системы, внешняя политика США теперь, похоже, направлена на извлечение ресурсов как из противников, так и из союзников с помощью политических, экономических, дипломатических и военных инструментов, имеющихся в распоряжении администрации Трампа».

– Как они это доказывают?

– Ссылаются на мировой опыт и своих коллег. Например, в своей книге 2012 года «Почему одни страны богатые, а другие бедные» нобелевские лауреаты по экономике Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон определяют экстрактивные институты как «созданные для извлечения доходов и богатства из одной части общества в пользу другой части».

В более широком смысле экстрактивная сверхдержава стремится переложить богатство и доходы остального мира на своих граждан — или, как в случае с Америкой Трампа, на их часть, как правило, наиболее привилегированную и политически связанную. Чтобы оправдать свою политику, администрация Трампа использовала в качестве оружия глубоко укоренившиеся обиды, главной из которых было убеждение, что США десятилетиями эксплуатировались другими странами и теперь должны исправить эту несправедливость.

В своей недавней книге The Great Trade Hack экономист Ричард Болдуин называет этот клубок обид «доктриной недовольства».

– Что это за доктрина такая?

– Ярким примером является объявление Трампа 2 апреля о тарифах «в честь Дня освобождения», которое ознаменовало начало его глобальной торговой войны: «На протяжении десятилетий нашу страну грабили, разоряли и опустошали как ближние, так и дальние соседи, как друзья, так и враги. Американские сталелитейщики, автомеханики, фермеры и квалифицированные ремесленники — многие из них сегодня здесь, с нами, — они действительно сильно пострадали. Они с болью наблюдали за тем, как иностранные лидеры крали наши рабочие места, иностранные мошенники грабили наши заводы, а иностранные мародеры разрушали нашу некогда прекрасную американскую мечту».

– Демагогия?

– Скорее, риторический прием. На самом деле принцип, лежащий в основе его программы, лучше всего сформулировал французский баснописец XVII века Жан де Лафонтен: «Аргумент сильнейшего всегда самый убедительный».

Действия Трампа ясно показали, что старые правила больше не действуют. Его программа – «победитель получает все».

– Каковы симптомы этой программы?

Бертольди и Бути их приводят: «Тревожные признаки серьезного и, возможно, необратимого сдвига во внешней политике США слишком очевидны, чтобы их игнорировать: ликвидация Агентства США по международному развитию (USAID); выход из Всемирной организации здравоохранения и Парижского соглашения по климату 2015 года; неприкрытое презрение к давним союзникам, которое вице-президент Джей Ди Вэнс демонстрирует каждый раз, когда приезжает в Европу; требование к Украине отказаться от своих обширных запасов полезных ископаемых в обмен на военную помощь; введение масштабных и неизбирательных тарифов.

Закрытие USAID, пожалуй, стало самой яркой демонстрацией приоритетов администрации Трампа. Это не было ни случайным, ни результатом плохо разработанного алгоритма, примененного Департаментом эффективности государственного управления Илона Маска (DOGE). Это было преднамеренное и показательное политическое решение. В конце концов, добывающая сверхдержава не «тратит» ресурсы на помощь другим странам только ради того, чтобы завоевать их расположение. Считая помощь в целях развития, борьбу с бедностью и гуманитарную помощь не соответствующими своей программе «Америка прежде всего», администрация Трампа сократила финансирование профилактики и исследований в области ВИЧ/ СПИДа в Африке, урезала поддержку поставок вакцин в страны Глобального Юга и фактически закрыла двери для просителей убежища и иммигрантов из более бедных стран».

- Европейские эксперты – такие филантропы?

– Не без этого, конечно, но уважаемых ученых волнуют и более прагматичные вопросы: «Его (Трампа) агрессивное продвижение ископаемого топлива, производимого внутри страны, отмена налоговых льгот для владельцев электромобилей и его попытки заставить торговых партнеров покупать американскую энергию по ценам выше рыночных, чтобы избежать повышения тарифов, подчеркивают экстрактивный характер нынешней политики США».

- Как они отреагировали на новую «военную» политику США?

– Ожидаемо критически: «Конечно, Трамп прав, утверждая, что союзники Америки должны больше и лучше тратить на оборону и снижать свою военную зависимость от США. Однако, в качестве условия для подтверждения своей приверженности статье 5 Североатлантического договора (в которой говорится, что нападение на одного члена альянса является нападением на всех), США фактически установили для своих союзников произвольный целевой показатель расходов на оборону в размере 5% от ВВП, не проведя при этом углубленной оценки их реальных потребностей в сфере безопасности. Учитывая, что европейские страны закупают примерно две трети своей военной техники в США, новые повышенные целевые показатели расходов приведут к резкому увеличению закупок американского оружия, зачастую по завышенным ценам из-за растущего спроса.

После июньского саммита НАТО начался масштабный переток ресурсов из Европы в США, и то же самое происходит с союзниками Америки в Азии».

- Украину, надо полагать, европейские аналитики тоже считают невинной жертвой Трампа?

– Ну, такой в Европе сейчас тренд. Эксперты убеждены: «Эксплуататорская логика, лежащая в основе внешнеполитической программы Трампа, особенно ярко проявилась на Украине. В поисках компенсации за военную помощь, администрация Трампа вынудила Украину подписать грабительскую сделку, по которой США получают значительную долю прибыли от будущих продаж огромных запасов полезных ископаемых страны. Совсем недавно США согласились возобновить поставки противоракетных систем и оружия на Украину — при условии, что европейские члены НАТО оплатят счет».

- В сфере торговли Трамп действует так же беспардонно?

– Так же, как и в любой другой сфере: «Когда дело доходит до торговли, стратегия Трампа, начиная с его первой президентской кампании, заключается в том, чтобы заставить экономических партнеров Америки подчиниться. Для Трампа торговые переговоры — это игра с нулевой суммой, в которой есть явный победитель (США) и явный проигравший (все остальные). Идея взаимовыгодных соглашений кажется ему совершенно чуждой; в лучшем случае можно договориться об условиях капитуляции. Его недавнее заявление о произвольных «ответных» пошлинах на широкий спектр товаров из десятков стран, — яркий тому пример. Более того, Трамп использует тарифы — наряду с угрозами принять ответные меры в отношении иностранных компаний, которые отказываются инвестировать в США, — чтобы перенаправить производственные ресурсы в американскую экономику. Но, несмотря на его обещания, такое выкачивание ресурсов не вернет золотой век американского производства. Вместо этого оно нарушит глобальные цепочки поставок и будет способствовать созданию расточительных и убыточных предприятий.

– Какой выход из ситуации предлагают европейцы? Если, конечно, предлагают.

– Морено Бертольди и Марко Бути считают, что настало время Европы: «Превращение Америки в ресурсодобывающую сверхдержаву неизбежно нанесет значительный экономический ущерб, не принеся США долгосрочной выгоды. Какие бы краткосрочные выгоды ни давала добыча ресурсов, они, скорее всего, не перекроют издержки: замедление роста из-за политической неопределенности, инфляция, вызванная тарифами, увеличение макроэкономических дисбалансов и неэффективное распределение ресурсов — неотъемлемая черта ресурсодобывающей модели, которую продвигает Трамп.

Европейский союз, в идеале в сотрудничестве с другими крупными демократическими государствами, имеет возможность и обязан разработать альтернативную, неэкспортную модель многосторонних отношений. Эти усилия должны начаться с двух ключевых шагов.

Во-первых, ликвидация USAID привела к дефициту финансирования в размере 60 миллиардов долларов. Team Europe – инициатива по оказанию гуманитарной помощи и помощи в целях развития, состоящая из институтов ЕС и отдельных государств–членов, - должна начать заполнять этот пробел путем перераспределения части своего бюджета примерно в 90 миллиардов евро (105 миллиардов долларов). Это должно сопровождаться усилением поддержки проектов в области экологически чистой энергии в беднейших странах мира. ЕС должен подавать пример, поощряя другие страны с развитой экономикой брать на себя аналогичные обязательства.

Во-вторых, ЕС должен углублять свои экономические и политические связи с аналогично мыслящими развитыми экономиками и развивающимися рынками, чтобы уменьшить свою зависимость от США. Как прямо сказал премьер-министр Канады Марк Карни, «старые отношения, которые у нас были с Соединенными Штатами, закончились». Партнеры Америки должны сейчас противостоять этой реальности и объединиться. Учитывая это, Европейская комиссия должна созвать международную конференцию, чтобы сформировать повестку дня для свободной и справедливой торговли с участием стран-единомышленниц из развитых стран и стран Глобального Юга после ухода США. Только всеобъемлющее соглашение дает реальную надежду на то, что неопределенность, хаос и раздробленность, которые развязал Трамп, удастся обратить вспять».

- Как это сделать конкретно?

– По мнению экспертов, в рамках подготовки к этим переговорам Совет Европейского союза должен в срочном порядке ратифицировать торговое соглашение между ЕС и МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой). В то же время Еврокомиссия должна ускорить переговоры с Индией, Мексикой, Швейцарией, Австралией, Индонезией и другими странами АСЕАН, а также начать обсуждение соглашения о сотрудничестве в рамках Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (CPTPP).

Возможно, говорить о «закате Европы» еще преждевременно.

Читайте также:

2025-08-07T10:14:48Z

«Это очень выгодное предложение». В Европе изложили план Трампа по урегулированию на Украине. Какие условия он поставит Москве?

Политолог Перенджиев: Трамп должен ответить на вопрос о военной помощи Украине

2025-08-09T09:00:01Z

Лицом к лицу и третий лишний – как Трамп добивался встречи с Путиным

Почему встреча с Путиным Трампу важнее всего и как президент США добивался этого полгода

2025-08-09T04:34:40Z

Трамп пытается замазать скандал с Эпштейном в стиле Билла Клинтона

Невероятно остроумная карикатура вышла на днях в британской The Guardian

2025-08-07T09:22:22Z

Трамп торопится: глава Белого дома заявил о «хороших шансах» на скорую встречу с Путиным

Сенатор Джабаров назвал причину, по которой в Вашингтоне так спешат поговорить с Москвой.

2025-08-10T05:12:53Z

Эксперт Эпископос: Трамп уверен в досягаемости сделки по Украине

Научный сотрудник вашингтонского Института ответственного государственного управления имени Куинси считает, что новые дипломатические усилия отличаются от предыдущих попыток более высокой степенью совпадения взглядов между Вашингтоном и Москвой