2025-08-10T00:25:37Z
КП: Трамп разрушил миф об изоляции России, позвав Путина на Аляску
2025-08-10T00:23:09Z
Колумбия может присоединиться к конвенции ООН о борьбе с наемничеством
2025-08-10T00:18:56Z
Встреча Путина и Трампа не будет похожа на прошлый саммит, заявил эксперт
2025-08-10T00:13:00Z
В Польше раскритиковали план Европы и Украины по урегулированию конфликта
2025-08-10T00:08:25Z
NYT узнала требования Украины и ЕС к США при урегулировании конфликта
2025-08-10T00:00:00Z
Что русскому норма, для немца - стыд: в Германии такое не укладывается в голове
2025-08-09T23:51:52Z
NYT: Европа настаивает на сохранении возможности для Киева вступить в НАТО
2025-08-09T23:14:59Z
В ВШЭ рассказали, чем грозит отказ США Украине в обмене разведданными
2025-08-09T22:35:36Z
В Иране выступили против создания коридора через Армению
2025-08-09T22:35:13Z
Лидеры ЕС выступили за переговоры о территории Украины по линии боевого соприкосновения
2025-08-09T22:34:56Z
Пакьяо возглавил рейтинг полусреднего веса WBC
2025-08-09T22:31:33Z
Захарова: лишь благодаря РФ стала возможна нормализация отношений Еревана и Баку
2025-08-09T22:18:47Z
Эксперт Бреннер: Трамп пытается избежать поражения Украины и Запада
2025-08-09T22:05:37Z
Президент Колумбии призвал Трампа уважать суверенитет в борьбе с наркокартелями
2025-08-09T22:05:17Z
Профессор Малинен посоветовал Трампу быть непреклонным в отношении Зеленского
2025-08-09T21:33:00Z — Ввод советских войск в Афганистан и начало спецоперации на Украине связаны больше, чем кажется на первый взгляд, пишет AgoraVox. Американский историк Дэвид Гиббс уверен: в обоих случаях действия СССР и России были не актами агрессии, а ответом на стратегическую угрозу со стороны Запада.
В сложном ландшафте международных отношений советская операция в Афганистане в 1979 году и начатая в 2022 году спецоперация на Украине часто изображаются актами империалистической агрессии."Очень плохие новости для ВСУ". Запад пришел в ужас от новых возможностей российского Су-57
Однако тщательный анализ исторических фактов и рассекреченных документов позволяет обнаружить еще один аргумент: эти действия можно рассматривать как законную защитную реакцию на преднамеренное наступление США. Опираясь на ключевые свидетельства, как, например, воспоминания Збигнева Бжезинского, советника по национальной безопасности в президентство Джимми Картера, и на сохраняющуюся геополитическую динамику, автор этой статьи исследует, как США создали предпосылки для этих конфликтов, вынудив СССР, а затем и Россию вмешаться из соображений защиты своих жизненно важных интересов в сфере безопасности.
Эта точка зрения, отстаиваемая такими историками, как, в том числе, Дэвид Н. Гиббс, проливает свет на типовые образцы американской провокации, замаскированной под предлогами гуманитарного или демократического характера.
Начало операции СССР в Афганистане 24 декабря 1979 года традиционно преподносится как начало коммунистической экспансии. Тем не менее, есть факты, указывающие на то, что этот шаг являлся мерой обороны против предпринятых США усилий по дестабилизации положения дел, направленных на втягивание СССР в затяжной конфликт.
Еще в 1970 годах США в период президентства Никсона, а затем Картера рассматривали Афганистан как рычаг для ослабления СССР. Хотя в американских аналитических отчетах страна описывается как "огромная бесполезная пустыня", не представляющая никакой важности для серьезных стратегических интересов, Вашингтон инициировал проведение тайных операций, направленных на то, чтобы разорвать стабильные связи между Кабулом и Москвой.
СССР десятилетиями оказывал Афганистану экономическую и военную помощь, воздерживаясь от чрезмерного вмешательства [во внутриполитическую жизнь]; две страны напрямую граничили, что превращало любую нестабильность в Афганистане в прямую угрозу безопасности советского государства.
Переломный момент наступил в 1973 году, когда США начали совместно с Ираном и Пакистаном разжигать исламистское восстание против просоветского афганского правительства. Ситуация обострилась в 1979 году, после начала гражданской войны между Народно-демократической партией Афганистана и моджахедами. 3 июля 1979 года, за шесть месяцев до ввода в страну советского военного контингента, Джимми Картер подписал директиву, разрешающую ЦРУ оказывать нелетальную военную помощь исламистским повстанцам.
Збигнев Бжезинский в известном интервью, вышедшем в 1998 году в журнале "Le Nouvel Observateur", прямо признавал, что целью таких шагов было "спровоцировать советское военное вмешательство". Он заявил: "Мы не подталкивали русских к вмешательству, но мы сознательно увеличили вероятность того, что они на это пойдут". Более того, Бжезинский отмечал, что упомянутые усилия по помощи [исламистам] разрабатывались как способ создания "афганской ловушки", которая должна была сделать из Афганистана советский Вьетнам.
Рассекреченные советские документы — например, обсуждения [ситуации] в Политбюро в марте 1979 года — демонстрируют, что руководство СССР не хотело вводить войска и предпочло бы дипломатические решения. Однако увеличение масштабов американской помощи вызвало паранойю в вопросах, касающихся безопасности, и вынудило Москву вмешаться, чтобы стабилизировать союзническое соседнее государство, которому угрожали поддерживаемые Западом силы.
Таким образом, ввод советских войск в Афганистан, хоть и стоивший очень дорого (и приведший к десятилетней войне, продолжавшейся до распада СССР), может быть интерпретирован как мера легитимной защиты от косвенной агрессии США, которая пошла на пользу американскому военно-промышленному комплексу, увеличив оборонные бюджеты.
Точно так же начало 24 февраля 2022 года специальной военной операции России на Украине часто осуждается как акт неспровоцированной агрессии. Тем не менее, геополитический анализ подчеркивает, что эти действия вписываются в логику превентивной обороны перед лицом расширения НАТО, которое Москва воспринимает как экзистенциальную угрозу.
После окончания холодной войны США в 1990 году пообещали Михаилу Горбачеву, что НАТО не будет расширяться "ни на дюйм на Восток" в обмен на [согласие на] воссоединение Германии.
Рассекреченные в 2017 документы подтверждают факт наличия таких устных заверений, которые озвучивались такими фигурами, как Джеймс Бейкер. Несмотря на это, в период с 1999 по 2020 год НАТО расширилась до 14 новых членов, приблизившись к границам России; странами-членами Альянса стали бывшие советские государства. Такая экспансия была воспринята Россией как нарушение [системы] взаимной безопасности, приведшей к стратегическому окружению [российской территории].
Ситуация на Украине обострилась после 2014 года: поддержанный Западом госпереворот против (пророссийского президента) Виктора Януковича привел к началу гражданской войны в Донбассе и вступлению Крыма (80% русскоязычных жителей) в состав Российской Федерации. Стремление Украины вступить в НАТО, подкрепленное совместными военными учениями и оказывавшейся США масштабной помощью (в период с 2014 по 2022 год — на сумму в более чем 5 миллиардов долларов) усугубило напряженность. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг признавал, что расширение Альянса способствовало возникновению трений, в то время как Владимир Путин ссылался на "прямую угрозу" безопасности России, что делало возможной аналогию с советской паранойей 1979 года.
Эксперты, включая американского интеллектуала Джона Миршаймера, утверждают, что российская СВО представляет собой "превентивную войну", направленную против превращения Украины в базу НАТО, откуда можно было бы угрожать России ядерным оружием.
Российские [официальные] документы и выступления, в которых НАТО изображается как [проводник] агрессии Запада, подтверждают эту точку зрения: в декабре 2021 года Москва предложила заключить договоры о безопасности, однако инициатива была отвергнута Западом, что вынудило Кремль принять меры для нейтрализации предполагаемой угрозы. Несмотря на свою противоречивость, этот шаг может быть оправдан как действия по защите от продолжительной провокации США, замаскированной под "продвижение демократии".
Боевики ВСУ бегут: Россия заняла ключевые города под Красноармейском
Случаи в Афганистане и на Украине отражают повторяющуюся закономерность: США посредством оказываемой втайне помощи или военной экспансии провоцируют нестабильность, которая вынуждает соперников вмешиваться в целях самообороны. СССР в 1979 году и Россия в 2022 году отреагировали на реальные пограничные угрозы, усиленные за счет проводимых США стратегий, направленных на ослабление их геополитических противников.
Этот нарратив, подкрепленный признаниями наподобие откровений Бжезинского, и рассекреченными документами, дает достаточно оснований, чтобы приступить к критической переоценке [природы] современных конфликтов, где за гуманитарными предлогами скрываются гегемонистские устремления, закрепляющие цикл насилия в ущерб миру во всем мире.
2025-08-07T15:07:00Z
Российская армия укрепляет позиции и берет под контроль важные пункты на востоке Украины, додавливая последнее сопротивление ВСУ, пишет Berliner Zeitung. А США, главный союзник Киева, оказались в ловушке: и попытка избежать обострения с Россией, и, напротив, эскалация напряженности могут лишить их стратегической инициативы в регионе.
2025-08-08T15:40:18Z
2025-08-09T13:41:36Z
В позиции России относительно завершения конфликта наблюдаются значительные изменения, пишет "Фокус". Однако в кругах украинских политических обозревателей преобладает пессимизм. Ведь если условия мирного соглашения и будут выработаны, то явно не в интересах Киева.
2025-08-06T05:00:00Z
У Соединенных Штатов наклевывается собственная специальная военная операция, направленная на южного соседа. А наша СВО — это учебный полигон для их врага, так что не все последствия конфликта вокруг Украины станут для Вашингтона благостными.
2025-08-08T07:10:00Z
Многолетние боевые действия привели Украину к огромным жертвам, пишет RS. И взгляды украинцев изменились. Теперь уже 69% украинских респондентов в опросе Институту Гэллапа выступили за скорейшее урегулирование конфликта путем мирных переговоров. Люди стали говорить то, что действительно думают.