Нельзя недооценивать. В Египте оценили роль влияния России в новой Сирии

Все новости — Международные новости

2025-08-10T00:25:37Z

КП: Трамп разрушил миф об изоляции России, позвав Путина на Аляску

2025-08-10T00:23:09Z

Колумбия может присоединиться к конвенции ООН о борьбе с наемничеством

2025-08-10T00:18:56Z

Встреча Путина и Трампа не будет похожа на прошлый саммит, заявил эксперт

2025-08-10T00:13:00Z

В Польше раскритиковали план Европы и Украины по урегулированию конфликта

2025-08-10T00:08:25Z

NYT узнала требования Украины и ЕС к США при урегулировании конфликта

2025-08-10T00:00:00Z

Что русскому норма, для немца - стыд: в Германии такое не укладывается в голове

2025-08-09T23:51:52Z

NYT: Европа настаивает на сохранении возможности для Киева вступить в НАТО

2025-08-09T23:14:59Z

В ВШЭ рассказали, чем грозит отказ США Украине в обмене разведданными

2025-08-09T22:35:36Z

В Иране выступили против создания коридора через Армению

2025-08-09T22:35:13Z

Лидеры ЕС выступили за переговоры о территории Украины по линии боевого соприкосновения

2025-08-09T22:34:56Z

Пакьяо возглавил рейтинг полусреднего веса WBC

2025-08-09T22:31:33Z

Захарова: лишь благодаря РФ стала возможна нормализация отношений Еревана и Баку

2025-08-09T22:18:47Z

Эксперт Бреннер: Трамп пытается избежать поражения Украины и Запада

2025-08-09T22:05:37Z

Президент Колумбии призвал Трампа уважать суверенитет в борьбе с наркокартелями

2025-08-09T22:05:17Z

Профессор Малинен посоветовал Трампу быть непреклонным в отношении Зеленского

Нельзя недооценивать. В Египте оценили роль влияния России в новой Сирии

2025-08-09T21:21:00Z — Новое руководство Сирии рассматривает Россию не только как влиятельную сверхдержаву, но и как стратегического партнера, способного сыграть ключевую роль в обеспечении стабильности в переходный период, пишет Noonpost. Роль Москвы не стоит недооценивать, считает автор статьи.


Визит министра иностранных дел Сирии Асаада аш-Шейбани в Москву стал важным событием во внешней политике постасадовской Сирии. Это первый визит высокопоставленного сирийского чиновника с тех пор, как в Дамаске было сформировано новое правительство. Этот шаг сделан в рамках последовательного курса на установление стратегических отношений с Кремлем. Он также связан с необходимостью противостоять растущим внутренним проблемам и внешнему давлению, которое становится все более ощутимым.

Новое сирийское руководство, по всей видимости, осознает, что, несмотря на свою прежнюю поддержку Асада, Москва не закрыла двери для нового сирийского режима. Кремль, судя по заявлениям и дипломатическим действиям в отношении Сирии, демонстрирует готовность адаптироваться к происходящим изменениям, сохраняя при этом свои стратегические интересы в этой стране.

Поскольку МИД Сирии называет свою встречу с президентом России Владимиром Путиным "исторической", возникает вопрос: действительно ли Дамаск делает ставку на прочные отношения с Москвой как на путь решения острых вопросов? И является ли Москва надежным партнером Дамаска во время переходного периода в Сирии?

Москва — ключ к успокоению побережья

С каждым новым обострением ситуации в прибрежной части Сирии внимание к Москве возрастает. Именно она, возможно, единственная, способна поддерживать хрупкое равновесие в этом регионе, который был оплотом бывшего режима. Россия, располагающая мощной военной базой в Тартусе и тесными связями с алавитами и остатками военного истеблишмента свергнутого режима, стала, по сути, самым влиятельным игроком на побережье. Ее влияние обусловлено как военной силой, так и влиянием на местах.

Дипломатический источник сообщил журналистам, что Москва отрицает свою причастность к военным действиям, которые имели место в марте. Это заявление подчеркивает, что обвинения в поддержке остатков режима не имеют под собой оснований. Тот же источник акцентировал внимание на том, что Россия выступает за единство Сирии и не желает, чтобы страна погрузилась в хаос или стала ареной гражданского конфликта.

Тем не менее, как отмечает исследователь по Сирии Махмуд Хамза, влияние России в регионе продолжает расти. Он считает, что у Москвы тесные связи с сирийским побережьем, особенно с алавитской общиной. Тысячи офицеров свергнутого режима проживают в России, и некоторые из них пользуются прямой защитой, включая самого Башара Асада.

Российское влияние в регионе базируется на двух ключевых факторах: военно-морской базе в Тартусе и тесных политических и социальных связях с местными авторитетами на побережье. "Это дает Москве реальный козырь в любом будущем политическом урегулировании. Она получает возможность сдерживать или пресекать любые военные передвижения, которые не будут подчинены новому сирийскому государству", — говорит он.

В других аналитических материалах, включая доклад, опубликованный Центром Карнеги* на Ближнем Востоке, говорится, что Россия стала "негласным гарантом безопасности" на побережье благодаря сложной сети интересов, которая охватывает местных лидеров, бывших ополченцев и влиятельных офицеров в постасадовской Сирии. Эта сеть позволяет Москве, при желании, сыграть ключевую роль в урегулировании ситуации или, наоборот, использовать побережье как инструмент в более широких региональных вопросах.

Влияет ли Москва на СДС?

С момента появления "Сирийских демократических сил" (СДС) Москва понимала, что столкнулась с формирующийся силой, которую нельзя игнорировать. Хотя Россия всегда выступала за территориальную целостность Сирии и не поддерживала сепаратистские идеи, она выбрала более прагматичный подход к СДС, основанный на мягком и скрытом влиянии, а не на прямой конфронтации или союзе.

Российско-курдские отношения возникли не в постасадовскую эпоху, а имеют давние исторические корни. 10 февраля 2016 года Курдская автономная администрация открыла официальное представительство в Москве. Это стало беспрецедентным шагом в развитии отношений, который был подкреплен встречами между военным руководством СДС и российскими офицерами, состоявшимися в том же месяце.

Дело не ограничивалось дипломатическими отношениями. Оно также включало в себя непосредственное взаимодействие на местах. Российские офицеры обучали бойцов курдских "Отрядов народной самообороны*" (YPG) в районе Африна. Москва оказывала авиационную поддержку силам СДС во время их боев с группировками "Свободной сирийской армии" (ССА). Это представляло собой существенное изменение позиции России в отношении курдов.

После падения режима Башара Асада и начала переходного периода в Сирии влияние Москвы на СДС возросло, особенно в связи со снижением роли США и изменением позиции Дамаска. Россия, которая уже давно высказывала недовольство по поводу поддержки Соединенными Штатами СДС, сейчас имеет тесные связи с этими силами, несмотря на отсутствие каких-либо предварительных договоренностей или официального альянса.

Хамза подтверждает, что одним из признаков неформальной координации между Москвой и СДС является переброска Россией военной техники на авиабазу Эль-Камышлы, которая находится на подконтрольной СДС территории. Это свидетельствует о существовании тайных договоренностей, возможно, достигнутых по просьбе Дамаска, который стремится разрешить курдский вопрос без прямой конфронтации. Хамза считает, что это укрепляет позиции Москвы как закулисного игрока, способного влиять на решения СДС, формировать их позицию и, возможно, подготовить их к интеграции в структуру нового сирийского государства в соответствии с четким российским видением, основанным, с одной стороны, на сохранении единства и стабильности Сирии, а с другой — на защите собственных интересов.

Москва и Тель-Авив: между эскалацией и координацией

Несмотря на ухудшение отношений с Израилем, Москва все еще имеет значительное влияние в Сирии, особенно на юге, где она выступает в качестве "гаранта безопасности". Аналитики утверждают, что Кремль способен пресекать нарушения со стороны Израиля, которые угрожают сорвать усилия по восстановлению страны и укреплению стабильности в новой Сирии.

Визит министра стратегического планирования Израиля Рона Дермера в Москву в прошлом ноябре, когда Россия выражала недовольство в связи с массовыми убийствами в секторе Газа, стал ярким примером попытки Израиля восстановить координацию, которая, очевидно, ослабла после того, как Тель-Авив встал на сторону Украины в ее конфликте с Россией.

Со своей стороны, российский советник по внешней политике Рами аш-Шаер считает, что Москва стала активнее участвовать в процессе сдерживания Израиля в Сирии. Он убежден, что этот вопрос был поднят во время недавнего визита сирийской делегации в Москву.

Постоянный представитель России в Совете Безопасности прилагает максимум усилий для предотвращения израильских атак, а спецпредставитель президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев подтвердил продолжающиеся военные контакты с израильской стороной по поводу перемещений на сирийской территории.

Россия и новое партнерство по обеспечению стабильности в Сирии

Дамаск рассматривает Москву не только как влиятельную сверхдержаву, но и как стратегического партнера, способного сыграть ключевую роль в обеспечении стабильности в переходный период и политической поддержки в условиях давления со стороны Запада. После падения режима Асада новое сирийское руководство ожидает, что Россия пересмотрит свой дипломатический имидж и повысит свою репутацию в глазах международного сообщества.

Эта уверенность основывается на четком официальном заявлении, сделанном в феврале Михаилом Богдановым, специальным представителем президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки. Богданов отметил, что необходимо отменить односторонние санкции, введенные против Сирии. Он также призвал не использовать политизированный подход и оказать международную поддержку в восстановлении страны.

Такой подход не только отражает гуманитарные и экономические интересы России, но и свидетельствует о том, что она осознает ключевую роль политической стабильности в Сирии как основы для любых будущих региональных решений. Исследование, опубликованное Progress Policy Center (март 2025 г.), подтверждает, что новое сирийское руководство хорошо понимает, что Москва обладает значительным дипломатическим влиянием. Оно обусловлено ее союзами с такими крупными державами, как Китай и Иран, особыми отношениями с Израилем и возможностью использовать право вето в Совете Безопасности. Это означает, что ее позиция может стать как движущей силой, так и препятствием на пути Дамаска к восстановлению международных связей.

Исследование приходит к выводу, что у различных международных держав, действующих в Сирии, есть свои разнообразные и порой противоречивые интересы. Это требует от Дамаска сохранять баланс в своих отношениях с ними. При этом Кремль сохраняет свою особую роль, которую не следует недооценивать. Активное участие Москвы в поддержке нового сирийского правительства позволит ослабить внешнее давление, отсрочить резкие изменения в расстановке сил на международной арене и проложить путь к более сбалансированному политическому пути на этапе восстановления и укрепления международной легитимности сирийского государства.

Запад проявляет обеспокоенность

Запад, особенно некоторые крупные европейские столицы, такие как Париж, Берлин и Лондон, с большим подозрением относится к растущему сближению нового сирийского руководства с Москвой, видя в этом угрозу "демократическому переходу", которого они стремятся достичь перед снятием санкций с Дамаска. Евросоюз призывал Дамаск избавиться от российского военного присутствия и даже выдвигал условия для снятия санкций. Среди этих условий было улучшение государственного управления, ликвидация российских баз и снижение политического и военного влияния Москвы в стране.

Однако в условиях меняющейся геополитической ситуации Москва оказалась в выгодном положении. Ее отношения с Вашингтоном значительно улучшились во время президентства Дональда Трампа, в то время как отношения с Европой, наоборот, стали напряженными. Это укрепило позиции Москвы на переговорах и открыло путь к новым соглашениям с Дамаском, которые позволили бы ей сохранить свои базы и влияние, хотя и в рамках обновленных договоренностей.

Советник Рами аш-Шаер уверен, что любые попытки сближения между Россией и странами региона не получат одобрения со стороны Запада. Соединенные Штаты в настоящее время не заинтересованы в достижении стабильности на Ближнем Востоке. Мир движется к многосторонней международной системе, которая положит конец эпохе американской гегемонии. По словам аш-Шаера, новое сирийское руководство прекрасно это понимает и выстраивает свои дипломатические отношения соответствующим образом.

Политолог Махмуд Хамза, в свою очередь, утверждает, что Дамаск проводит политику открытости в отношении различных международных субъектов, руководствуясь принципом "ноль проблем", и стремится выстраивать сбалансированные отношения, отвечающие его национальным интересам, а не внешним интересам или давлению. Он предполагает, что Запад, возможно, не будет доволен сближением Сирии и России, но в конце концов примет это как данность и поймет, что новая Сирия действует в соответствии со своими национальными интересами, а не с учетом позиции других стран.

*Организация, признанная нежелательной в России

Читайте также:

2025-08-06T21:14:00Z

Вашингтон ошалело разинул рот: Россия выдавила США с Ближнего Востока

Будущая роль России в Сирии будет во многом зависеть от отношений между Кремлем и Белым домом, пишет колумнист Al Mayadeen. По мнению журналиста, Вашингтон не одобрит усиление влияния Москвы на побережье Средиземного моря. Однако при этом на текущий момент отношения между Россией и новыми властями Дамаска остаются хорошими.

2025-08-06T15:53:00Z

"Какой бы ни была цена". Путин подтвердил, что не допустит раздела Сирии

На днях министр обороны и министр иностранных дел Сирии прибыли в Москву с визитом, пишет Al Hadath. Путин и Лавров четко обозначили: единственная цель России — стабильность и единство Сирии, без раскола и внешнего вмешательства. И Кремль готов обеспечить это "любой ценой".

2025-08-08T10:07:56Z

Эксперт Хадар: Трамп не понимает бессмысленности давления на Иран

Как считает старший научный сотрудник Института внешнеполитических исследований, американские удары по иранским ядерным объектам не укрепили позиции Вашингтона в переговорном процессе

2025-08-06T18:49:01Z

Связи России и Малайзии достигли небывалого уровня, считает эксперт

Король Малайзии Султан Ибрагим, находящийся в России с визитом, не скрывает своего особого отношения к РФ даже при сотрудничестве с Западом, и российско-малайзийские отношения теперь достигли абсолютно нового уровня, высказал мнение в разговоре с РИА Новости после переговоров монарха с президентом РФ эксперт по международным стратегическим коммуникациям, гендиректор коммуникационного агентства SPN Communications Андрей Баранников.

2025-08-09T07:11:52Z

Эксперт Сушенцов: давление Трампа на Индию окажется недолговечным

Член научно-экспертного совета при Совете безопасности России считает, что Соединенные Штаты рассматривают республику как стратегического партнера в контексте противодействия Китаю и стремятся к тому, чтобы она признала первенство Вашингтона