2025-08-09T07:59:33Z
Военкор Стешин: конфликт на Украине может завершиться по грузинскому сценарию
2025-08-09T07:53:00Z
Турция приветствовала подписание декларации между Азербайджаном и Арменией
2025-08-09T07:48:16Z
Аналитик Ордуханян: Аляска — не чужое для России место
2025-08-09T07:46:28Z
"В полном смятении". Во Франции отреагировали на встречу Путина и Трампа
2025-08-09T07:45:02Z
Эйсмонт рассказала, почему Time не сразу выпустил интервью с Лукашенко
2025-08-09T07:36:10Z
Федор Лукьянов: Символический смысл встречи на Аляске в отсутствии посредников
2025-08-09T07:33:54Z
Я говорила, если Финляндия вступит в НАТО, я из нее уеду. О возвращении домой после 17 лет в Хельсинки
2025-08-09T07:32:00Z
Геомагнитный шторм: Земля переживает бурю планетарного масштаба — это надолго
2025-08-09T07:28:12Z
Депутат Чепа: встреча Трампа и Путина на Аляске заложат основы завершения СВО
2025-08-09T07:26:17Z
Грузия обвинила Украину в безразличии к депортированным из России украинцам
2025-08-09T07:23:20Z
Политолог Кошкин: конец конфликта на Украине — это трагедия для Европы
2025-08-09T07:11:52Z
Эксперт Сушенцов: давление Трампа на Индию окажется недолговечным
2025-08-09T07:05:12Z
У нарушающих миграционные правила остался месяц для легализации в России
2025-08-09T07:01:39Z
МИД: ФРГ вышла на второе место по оформлению электронных виз России
2025-08-09T07:01:38Z
Покойся с миром: туристы заявили о «смерти» любимого курорта с вечеринками
2025-08-09T03:32:00Z — Залужный вернулся в инфополе со статьей и фотосессией в журнале Vogue, которые явили украинцам не грубого генерала, а близкого человека из народа, пишет TAC. Складывается впечатление, что он уже потихоньку пытается сместить Зеленского — возможно, при поддержке США, отмечает автор статьи.
В конце июля бывший главнокомандующий ВСУ Украины написал статью и снялся для местного издания журнала Vogue. Хотя статья вышла в специальном выпуске “Лидеры”, Валерий Залужный нигде и никогда не заявлял о намерении баллотироваться на пост президента Украины. Возможно, ему и незачем.
Судя по всему, статья замышлялась как попытка “ребрендинга”. Представ перед общественностью в строгом костюме вместо привычной для украинцев военной формы, Залужный как бы “очеловечил” себя. Он рассказал о своем детстве и ни разу не обмолвился ни о продвижении по службе, ни о стратегии против России. Вместо военных стратегов или историков Залужный цитировал Василия Сухомлинского, украинского мыслителя и педагога, который воспевал красоту и природу, ценность человеческой жизни и святость того, когда ты даришь другим радость. Залужный сравнивал свое счастливое отрочество с мыслью Сухомлинского, что “годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца”. Сухомлинский, пояснил он, учил, что именно в детстве “закладываются моральные качества, отзывчивость и способность к сопереживанию”.
Это совсем не те слова и не тот тон, которые украинцы привыкли слышать от своего бравого военачальника. Залужный старательно выставлял себя человеком из народа. “Я родился в 1973 году в обычном украинском городе, в обычной украинской семье”, — писал он. В его семье, где все говорили по-украински, и в селе, где он рос, “пели много украинских песен”. Он вырос в “скромном дедовском доме”, где не было “ни одной русской книги”. В его детстве русский был языком городской шпаны. В его взрослой жизни Россия — “самый жестокий враг со времен фашизма”.
Особое внимание Залужный уделил “людям, которые объединены в государство Украина”. Точный перевод этого оборота непрост, но может показаться, что он пошел навстречу этническим русским Украины, вселив надежду на новый порядок — “и не монополярный тоталитарный, а хотя бы с шансом на демократические ценности”. Этот тон и очевидные уступки расходятся со строго монокультурными речами украинского правительства, которое после переворота 2014 года старательно стирает любые следы русского языка и культуры.
Хотя точный перевод, опять же, затруднителен — содержание статьи Залужного в целом не впечатляет. Что касается ее структуры, Залужный перечислил десять уроков, которые украинцы усвоили “за последние, крайне трудные годы”. От бывшего высокопоставленного генерала можно было бы ожидать большего, однако уроки, по сути, следующие: “С соседями нужно дружить”, “А от тех, кто не хочет дружить — уметь защищаться”, и “Самый дорогой ресурс войны — это люди”.
Создается впечатление, что суть статьи — не в банальном содержании, а в том, чтобы переосмыслить образ Залужного как человека скромного и вдумчивого — и, конечно же, в фотографиях от модного украинского фотографа Анны Даки. После более чем года достойной, но неприметной службы в должности посла в Лондоне Залужный вернулся на украинскую сцену со статьей и фотосессией, которые явили соотечественникам не грубого генерала, а близкого человека из народа, который к тому же, не в пример Зеленскому, не чурается строгих костюмов.
Возвращение Залужного пришлось как нельзя более некстати для президента Владимира Зеленского, который впервые с начала конфликта столкнулся с сопротивлением, поношением и даже протестами сограждан, а также жесткой критикой в Европе.
Сейчас многие уже забыли, что до конфликта Зеленский, мягко говоря, не пользовался популярностью. В 2021 году его рейтинг стремительно падал. По некоторым опросам, его опережала “Оппозиционная платформа — за жизнь” — которую Зеленский поспешил запретить с началом российской спецоперации.
С началом боевых действий Зеленский превратился из борца с коррупцией, готового пойти на мировую с Россией, в героического лидера военного времени. В какой-то момент его рейтинг подскочил до 84%. Зеленский этаким современным Черчиллем вознесся в украинский пантеон, когда отверг предложение США об эвакуации и изрек поистине голливудскую остроту: “Идет борьба. Мне нужны патроны, а не такси”. Отличная фраза, что и говорить, вот только далеко не факт, что Зеленский действительно ее произнес. По данным газеты The New York Times, “команда Байдена сочла эту историю апокрифической, но впечатлилась мифотворчеством, которое служит действенным инструментом войны”.
Конфликт затягивался, перспективы мира таяли, украинцы все больше страдали под натиском могущественного соседа, и популярность Зеленского начала падать. Опрос Института Гэллапа, проведенный ближе к концу 2024 года, показал резкое падение с 84% до 60%. Тем временем Залужный зарекомендовал себя толковым военачальником и перещеголял Зеленского по популярности.
К декабрю 2023 года опрос Киевского международного института социологии показал, что доверие к Зеленскому упало до 62%, тогда как Залужному доверяли 88% украинцев. Внутренние опросы выявили еще больший разрыв: уровень доверия к Зеленскому составил 32% против 70% к Залужному. Журнал The Economist предположил, что Зеленский “проиграет будущие выборы Валерию Залужному с разрывом в 30–65%”. Бывший высокопоставленный чиновник правительства Зеленского заявил, что “частные опросы, что я видел, дают ему рейтинг ниже 10%”. Нечто подобное сообщил мне и социолог Владимир Ищенко: “По опросам, которые я видел, поддержка Зеленского составляет 16%”.
В феврале 2024 года газета The New York Times сообщила: “Рейтинги Зеленского рухнули, тогда как генерал Залужный, наоборот, сохранил стабильно высокий уровень поддержки. Высокий авторитет генерала Залужного среди украинской общественности породил домыслы и догадки, что он может стать соперником Зеленского на будущих выборах, что побудило некоторых в стране рассматривать их как политических соперников”.
Именно в этот момент Зеленский уволил Залужного и выслал его в Лондон послом.
Залужный был не первой и не последней угрозой, которую пришлось устранить Зеленскому. Когда в начале конфликта партия Виктора Медведчука “Оппозиционная платформа” начала опережать Зеленского по опросам, прокремлевский политик был подвергнут санкциям и брошен за решетку, а его партия запрещена. Позже санкциям подверглись и другие политические конкуренты-тяжеловесы: бывший президент Петр Порошенко и бывший советник Алексей Арестович*.
Ищенко рассказал мне, что, по некоторым опросам, Зеленский наверняка проиграет и начальнику Главного управления разведки Министерства обороны Украины Кириллу Буданову. В недавнем интервью Буданов рассказал, что Зеленский девять раз пытался его уволить, но помешал нажим американского посольства в Киеве.
Положение Зеленского может лишь ухудшиться — причем разительно. На фоне вполне реальной перспектива краха ВСУ, рухнувших мечтаний о НАТО, постоянно отдаляющегося членства в Европейском союзе и принудительного призыва популярность Зеленского меркнет, и вскоре из полубога президент может превратиться в глазах соотечественников в мерзавца.
Еще сильнее светлый образ Зеленского запятнал закон, лишивший независимости важнейшие антикоррупционные ведомства Украины. После того, как на улицы страны высыпали разгневанные демонстранты, Зеленский отступиться и отменил его. Однако он впервые подвергся критике со стороны украинской и европейской элиты и впервые сменил курс по ключевому политическому вопросу.
Но ущерб репутации Зеленского уже нанесен. Антикоррупционные ведомства вели расследования в отношении высокопоставленных чиновников, парламентариев, министров высшего звена и людей из его ближайшего окружения. Его попытки за них вступиться были восприняты как коррупция и авторитарные замашки. Бывший высокопоставленный чиновник администрации Зеленского рассказал The Spectator, что украинские чиновники приходят к убеждению, что Зеленский “затягивает конфликт, чтобы удержать власть”. The Spectator также сообщил, что, по опросам, 70% украинцев также считают, что их лидеры наживаются на боевых действиях.
Но момент публикации статьи Залужного в Vogue неудачен не просто из-за внутриполитических трудностей Зеленского. Она последовала за сообщениями о том, что США считают Залужного лучшим кандидатом на замену Зеленскому в случае переворота.
18 июля ветеран журналистики Сеймур Хёрш, славящийся поразительной правотой, даже если поначалу его репортажи воспринимаются в штыки, написал, что Залужный теперь слывет “наиболее вероятным преемником Зеленского”. Это само по себе не новость. Но затем Хёрш выдал сенсацию: “Осведомленные чиновники в Вашингтоне сообщили мне, что он может занять этот пост уже через считанные месяцы”. Хёрш утверждает, что “Зеленский уже в опальном списке, если президент Дональд Трамп на это решится”, и что официальные лица США дали ему понять, что в случае, если Зеленский не уйдет добровольно, его “уйдут” силой.
Спустя несколько дней спустя российская Служба внешней разведки дополнила эту историю сведениями, которые могут оказаться как правдивыми, так и “вбросом”. СВР якобы располагает информацией о том, что представители США и Великобритании провели тайную встречу в Альпах с главой администрации президента Андреем Ермаком, Будановым и Залужным и обсудили “перспективы замены В. Зеленского на посту главы киевского режима”. Именно на этом фоне вышла статья Залужного в журнале Vogue, ставшая попыткой “ребрендинга”. Залужный не мог не знать всего контекста — а это, в свою очередь, поднимает вопросы: для чего же он все-таки написал эту статью и провел фотосессию именно сейчас и стоит ли Зеленскому начинать бояться?
Тед Снайдер — обозреватель издания Antiwar, пишет о внешней политике и истории США, также публикуется в Responsible Statecraft
____________________________________
* Внесен Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов
2025-08-06T20:44:00Z
США хотят использовать имидж "посредника" в российско-украинском конфликте, чтобы придать смысл своему существованию, пишет Sohu. Чего добивается Трамп, непонятно вовсе, поскольку его желание поспособствовать окончанию боевых действий никак не вяжется с отправкой нового оружия на Киеву.
2025-08-09T04:30:00Z
Одна из самых главных новостей последних дней — встреча Владимира Путина и Дональда Трампа
2025-08-08T06:24:00Z
Показное стремление Зеленского к миру является лицемерием, пишет NetEase. В последний раз, когда он "призвал к урегулированию", Киев приказал набрать в армию еще 900 тысяч мужчин и нанес удары американским оружием по объектам в Курской области. Поэтому Зеленского, считает автор статьи, можно считать разве что "режиссером войны".
2025-08-08T16:23:30Z
Уступка территорий России — это самый положительный сценарий для Зеленского, утверждает автор статьи в "Гордоне". Ведь остальные гораздо хуже: либо продолжение боевых действий с американской поддержкой до последнего украинца, либо же полное снятие киевского режима с довольствия Белым домом. И последствия любого из вариантов для Банковой будут плачевными.
2025-08-08T02:58:26Z
Зеленский формирует личную гвардию в попытке защититься от госпереворота, пишет infoBRICS. Глава киевского режима принял закон, расширяющий полномочия СБУ. Это происходит на все более открытой поддержки Западом Залужного в качестве фаворита на пост президента Украины, отмечает автор статьи.