2025-08-10T00:44:57Z
АТОР: цены на отдых в Турции подошли к пику и могут обрушить турпоток
2025-08-10T00:03:00Z
Экономист заявила о подозрительности большого числа переводов для банка
2025-08-09T23:45:00Z
Календарь индексаций. Названы все повышения пенсий, ожидающиеся осенью
2025-08-09T23:31:18Z
С 1 сентября изменятся пошлины, касающиеся регистрации и миграционного учета - ОП
2025-08-09T23:17:06Z
Говырин: средняя пенсия в России составляет 23,5 тысячи рублей в месяц
2025-08-09T23:05:41Z
Миронов предложил ограничить наценку на 25 основных продуктов
2025-08-09T21:39:00Z
С 1 сентября вступают в силу поправки в Трудовой кодекс. Как будут выплачивать премии и зарплаты
2025-08-09T21:12:52Z
Будут ли магнитные бури сегодня, 10 августа 2025 года?
2025-08-09T21:02:00Z
Интернет-лояльность: траты россиян на онлайн-шопинг увеличились на 36%
2025-08-09T21:01:00Z
Первым долгом: половина клиентов МФО берут займы для оплаты ЖКХ и базовых нужд
2025-08-09T20:48:49Z
Землетрясение магнитудой 6,1 произошло вблизи северных Курил
2025-08-09T19:04:28Z
Эксперт Лисоволик: Путин и Трамп могут улучшить экономические отношения двух стран
2025-08-09T18:20:22Z
Бразилия опасается введения пошлин США из-за закупок российского дизтоплива
2025-08-09T18:19:11Z
Польшу призвали объяснить закупку яхт и саун на деньги для восстановления
2025-08-09T17:54:13Z
Боуман из ФРС выступила за три снижения ставок в этом году
2025-08-07T08:43:49Z — На фоне падения доходов от нефтегазового сектора необходимо снижать масштабы теневой экономики, считает сенатор
Множество россиян до сих пор получают зарплату в конвертах, так малый и средний бизнес пытается сократить свои расходы. Ведь в отличие от крупных предприятий, где заработная плата составляет в себестоимости товаров около 30 процентов, у малых, где много ручного труда и большие трудозатраты, показатель порой доходит до 70 процентов. С этим явлением надо бороться для повышения доходной базы бюджетной системы страны. В то же время на приоритетные направления — социальную политику, здравоохранение и оборону — затраты нужно сохранить в полном объеме, а возможно, и увеличить. Подробно о бюджетных процессах в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов.
— В весеннюю сессию приняли существенные поправки в Бюджетный кодекс. На каких из них вы бы акцентировали внимание?
— Внесение поправок в ранее принятый закон о бюджете на текущую трехлетку — это ежегодная процедура. Почему это необходимо делать? Прежде всего, в связи с инфляцией мы должны были принять компенсирующие меры, в том числе по заработной плате бюджетникам, социальным выплатам и так далее. И это было сделано. Кроме того, конечно, с учетом меняющейся обстановки возникает целый ряд важных задач, которые надо решать и финансировать. Например, в сельском хозяйстве. Это касается затрат на приобретение, ремонт сельскохозяйственной техники. И многие другие вещи, связанные с достижением наших целей в технологическом развитии. Также были добавлены средства на льготные ипотечные программы.
— Что-то определенное о параметрах бюджета на 2026-2028 годы можно сказать?
— При рассмотрении Федерального закона «Об исполнении федерального бюджета за 2024 год» я в своем выступлении сказал, что исходя из текущей ситуации нам нужно приступать к бюджетной консолидации. У нас существенно падают доходы от нефтегазового сектора. Правда, по реальному сектору они у нас выросли на 800 с лишним миллиардов, и как раз на эту сумму мы и увеличили расходы. Но в целом, если прогнозировать итоги этого года, а в особенности следующую трехлетку, то нам не избежать этого процесса бюджетной консолидации.
— Что вы подразумеваете под этим — сокращение расходов?
— В первую очередь бюджетная консолидация означает мобилизацию всех ресурсов и резервов на пополнение доходной части. И такие резервы, которые мы еще не задействовали, у нас имеются.
— Например?
— Теневой сектор в экономике у нас еще достаточно велик и, соответственно, серые заработные платы. Сегодня много россиян получают зарплату в конвертах. Естественно, автоматически наблюдается уход от налогообложения. Но это не вновь появившаяся причина. Таким образом малый бизнес старается сократить свои расходы на производство продукции.
В отличие от крупного бизнеса, где заработная плата составляет в себестоимости товара где-то около 30 процентов, в малом бизнесе, где много ручного труда и большие трудозатраты, этот показатель доходит порой до 70 процентов, а то и больше. — Можно ли назвать повышенные проценты по НДФЛ эффективным способом пополнения бюджета? И эффективным ли было введение прогрессивной шкалы налогообложения?
— В прошлом году были приняты изменения, которые позволили существенно увеличить поступления в бюджетную систему налога на доходы физических лиц. Эти дополнительные деньги пришли прежде всего на финансирование национальных проектов. Тем не менее, как представитель законодательной власти, скажу, что некоторые расходы все же придется сокращать. Но не хотелось бы это делать огульно, например на 10 процентов, как это иногда бывало в прошлые годы. И туда попадает все — и что надо, и что не надо. Есть некоторые виды расходов, которые при любых сложностях надо осуществлять, и они не могут быть сокращены.
— Назовите их.
— Например, ремонт школ. Мы же далеко не решили эту проблему, у нас есть школы, в которых детишки бегают в любую погоду на улицу, в примитивный туалет. Как мы можем не ремонтировать эти школы? Или, например, реформа здравоохранения, которая реализуется в первичном звене. Там тоже проблемы далеко не решены. Или, например, расходы на оборону, их, наоборот, надо увеличивать.
— А где можно было бы поубавить?
— Есть такие расходы, которые не то чтобы не нужны, но никакой большой беды не случится, если мы их на пару лет перенесем. У нас есть в рамках реализации национальных проектов невостребованные средства, как это ни странно. Почему? Кто-то оказался не готов освоить деньги — то ли документации нет, то ли еще какие-то причины. Раз так получилось, можно на пару лет отодвинуть вправо финансирование того или иного проекта.
Кроме того, у нас очень много так называемых непроизводительных расходов. В том числе расходы на транспорт, на обеспечение деятельности органов власти, финансирование всяких ведомственных санаториев и так далее, и так далее. Сегодня бизнес предлагает большой спектр услуг в этом плане, и можно совершенно спокойно найти возможность, чтобы отдохнуть очень прилично. Для этого необязательно дотировать ведомственные санаторно-курортные учреждения, которые мы имеем в составе бюджетной системы в различных наших подразделениях, в том числе в министерствах, ведомствах, компаниях с участием государства. Все это требует бюджетных денег. Я уже не говорю, когда мы за счет бюджетных средств содержим профессиональные спортивные клубы. Это вообще просто безобразие.
— Насколько я понял, консолидация, мобилизация и оптимизация будут главными словами следующей бюджетной трехлетки?
— Консолидация и включает в себя и мобилизацию дополнительных ресурсов в бюджетную систему, и более рациональное их использование.
— Вы обозначили уже часть приоритетов, а социальная политика в их числе останется?
— Разумеется, никакие социальные расходы не подвергаем сомнению.
— Поддержка регионов будет учтена? Что делается и что можно сделать для наращивания их доходной базы?
— Повышение доходной базы субъектов РФ прежде всего зависит от того интереса, который есть у регионов к этому повышению. Вопрос: мы пробудили интерес у регионов к тому, чтобы они свою доходную базу наращивали? Нет. Конечно, у кого-то это получается. Но получается потому, что есть сознательные руководители регионов, которые хотят свои территории развивать, привлекать инвесторов, улучшать экономику. Им просто интересно видеть, как регион развивается. Но не всегда это приводит к бюджетному благополучию. Вот в чем беда. А это должно напрямую зависеть.
— Поясните.
— Региональные власти должны очень просто выстраивать свою бюджетную политику по отношению к муниципалитетам. Прежде всего задать себе вопрос: если бы регион оставил все поступления средств в бюджет муниципального образования, хватит ли этого на выполнение его полномочий? Если средств будет достаточно или почти достаточно, надо взять и оставить то, что в муниципальный бюджет поступило, там же, у него. И сказать главе администрации муниципального образования, — района или города: мы тебе все оставили, а то, что ты будешь наращивать, это будет твое. Я абсолютно уверен, что руководитель будет стараться наращивать доходы, но его нельзя обманывать. Такой же подход должен быть по отношению к региону. И тогда все начнут стараться, и мы потихоньку будем приближаться к бюджетной самодостаточности субъектов.
— Да, но не везде одинаковые условия. Есть удаленные и малолюдные территории, куда инвестор не решается ступить. Как быть?
— Именно таким регионам и надо помогать, их надо поддерживать. Но, если этот регион даже на спичечную головку прибавил, ему надо давать премию. Сказать ему: если прибавишь в следующем году на миллиард, мы тебе плюсом миллиард дадим. То есть появится интерес. К примеру, в Туве начнут овцеводством заниматься и более активно переработкой шерсти, кожи.
Везде что-то можно сделать. Но только через интерес. Это мое глубочайшее убеждение. Сейчас интерес пока отсутствует. Плюс у нас есть огромный пласт потенциальных доходов — и бюджетов регионов, и федерального, например, за счет приватизации. Мы имеем огромное количество имущества, которое, по сути дела, нам для осуществления публичных полномочий вообще никак не нужно.
— Раньше в качестве возможного источника пополнения бюджетов регионов упоминали и акцизы на табак. Тема по-прежнему актуальна?
— По табаку мы пока не пришли к единому мнению. Конечно, можно было бы частично оставить регионам, хотя бы процентов 5-10, но тема дискуссионная, и мы пока не нашли золотую середину. А Минфину, конечно, выгодно, когда все поступает в федеральный бюджет. Но мы этот вопрос с повестки дня не снимаем и в конечном итоге, я думаю, придем к разумному решению.
2025-08-08T07:00:00Z
Ситуация на внутреннем топливном рынке пока управляемая и стабильная, считают законодатели
2025-08-08T09:53:46Z
По мнению Бориса Копейкина, российская экономика почувствует последствия через "понижательное давление" на цены на нефть и другие товары в ближайшей и в более долгосрочной перспективе
2025-08-07T19:31:05Z
Зампред комитета по экономической политике предложил эту меру после отравлений в Сириусе
2025-08-07T13:53:43Z
Третью неделю подряд Росстат фиксирует отрицательные темпы роста цен
2025-08-07T10:52:36Z
Минэнерго признало, что рост цен на топливо опережает инфляцию. Не замечать этого уже нельзя: оптовые цены на АИ-95 за три дня торгов в августе выросли на 2700 рублей за тонну. Дорожает топливо на АЗС. Рынок игнорирует договоренности власти и нефтянки и не замечает запрета на экспорт. Что дальше?