Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны

Все новости — Оборона и безопасность

2025-08-07T02:57:16Z

Yonhap: армии Южной Кореи и США проведут масштабные учения 18-28 августа

2025-08-07T02:52:43Z

На Кубани обломки БПЛА упали в поле и на территорию элеватора

2025-08-07T02:50:09Z

Глава Ростовской области сообщил об отражении атак дронов на севере

2025-08-07T02:49:36Z

Дрисколл: США впервые разместили за границей свои дальнобойные ракеты

2025-08-07T02:46:35Z

На Камчатке депутата осудили на шесть лет за коррупцию

2025-08-07T02:36:49Z

Российские ракетоносцы поднялись в небо после переговоров Путина с Уиткоффом

2025-08-07T02:36:39Z

Украина вычеркнула из списков на обмен тысячу пленных

2025-08-07T02:23:17Z

Защищенную до полной неузнаваемости бронемашину в зоне СВО сняли на видео

2025-08-07T02:23:12Z

Мэр Кравченко сообщил об отмене в Новороссийске угрозы применения безэкипажных катеров

2025-08-07T02:20:00Z

"Мы усилили Калининградскую область и подтянули С-400": эксперт про заявление Трампа об атомных подлодках

2025-08-07T02:18:25Z

В Южной Корее сообщили о перебежчике из КНДР

2025-08-07T02:17:25Z

Autonews объяснил, чем отличаются АИ-92 от АИ-95 и что будет при смешивании

2025-08-07T02:16:35Z

В Валаамском монастыре рассказали о картине с российским солдатом

2025-08-07T02:14:36Z

Baijiahao: Захарова шуткой о госдолге задела одну главную уязвимость США

2025-08-07T02:13:58Z

Экс-аналитик Джонсон назвал закупку оружия у США для Украины самообманом

Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны

2025-08-06T06:00:00Z — «Известия» одними из первых ознакомились с новинками форума «Беспилотные системы»


Сверхмалые космические спутники, «рои» на искусственном интеллекте и дроны вертолетного типа — такие новинки будут показаны на форуме «Беспилотные системы» в инновационном центре «Сколково». Компании из 30 стран с 7 по 17 августа представят в Москве свои новейшие решения. Мощный импульс развития беспилотным технологиям дала СВО, но и гражданские направления их применения имеют очень широкие перспективы. Специальный корреспондент «Известий» одним из первых ознакомился с передовыми разработками российских инженеров.

«Спутникс» — компания, которая 10 лет назад создала первый в России частный космический спутник. На сегодняшний день число аппаратов, сконструированных ее сотрудниками, перевалило за сотню, 80 из них находится на космической орбите. До конца 2025-го будет выведено еще 25. Началось всё с небольшого стартапа на базе «Сколково», теперь же «Спутникс» — самая крупная организация, работающая в инновационном центре.

Как рассказал «Известиям» ее коммерческий директор Анатолий Копик, специфика «Спутникса» — малые и сверхмалые космические аппараты.

— Их проектирование и производство — крайне сложная задача, — объяснил он. — В небольшую коробку нужно упаковать весь конструктив, сверхмощную аппаратуру. Вес наших моделей составляет от 2–3 до нескольких десятков килограммов, максимальный — 200 кг. Себестоимость производства 1 кг техники — $5–10 тыс. Преимущества такой компактности — снижение стоимости запуска, большое число единовременных пусков. Вывод на орбиту происходит с помощью ракет семейства «Союз» и «Ангара». Время работы в космосе — 3–5 лет.

В «Спутниксе» разработано несколько видов унифицированных платформ, на базе которых достаточно быстро собираются аппараты различного назначения. Среди их задач — дистанционное зондирование земной поверхности, климатических изменений, лесов, сельскохозяйственных угодий, городской застройки. Интересная опция — морской мониторинг, когда на ЖК-экране отображается картина движения практически всех судов в Мировом океане. Разными цветами обозначены танкеры, сухогрузы, рыболовецкие судна, отмечено — кто и куда направляется, порт приписки, сигнал сообщают специальные маяки, имеющиеся на борту. Эта картина позволяет отслеживать и оценивать вылов рыбы в различных зонах, помогает выстраивать безопасные пути следования, выявлять нарушение территориальных вод. Примечательно, что до 2022 года для этих целей в России использовались иностранные спутники, теперь — наши.

Камеры на носителях установлены сверхмощные, способные с высоты 500–600 км сфотографировать в высоком разрешении любой объект. Сами спутники напоминают непримечательные с виду коробочки с торчащими антеннами и солнечными панелями по корпусу: сразу и не угадаешь, что перед вами чудо техники. Всё — от программного обеспечения до «железа» сколковские специалисты производят сами. Среди проектов последнего времени — «Святобор-1», созданный для отслеживания лесных пожаров, UTMN 2 — для мониторинга экологической обстановки в Тюменской области, «Нанозонд-1» — для изучения воздействия космической среды на материалы самих спутников.

Другое направление, где беспилотные системы активно завоевывают пространство, — сельское хозяйство. В «Сколково» агродроны проектирует и изготавливает компания «Синтез».

— В своей лаборатории мы производим всё — раму, двигатели, аккумуляторы, камеры высокого разрешения, вычислители, процессоры, — рассказал «Известиям» генеральный директор «Синтеза» Алексей Тращеев. — Причем та же рама рассчитана на использование в течение нескольких лет в отличие от китайских аналогов. Линейка беспилотников называется «Дон-дрон». Есть обычные, имеющие четыре двигателя, две батареи и грузоподъемность 80 кг. И грузовые, включающие восемь двигателей, четыре батареи, способные нести 120 кг, они способны совершать перелеты на 20–30 км.

Задача агродронов — мониторинг полей, распыление пестицидов и удобрений, анализ состояния растений, в некоторых случаях — полив, засев, то есть то, что называется точным земледелием, объясняет Алексей Тращеев. Смысл такого подхода — оптимизация ресурсов, автоматизация рутинных процессов, как следствие — повышение урожайности.

Среди новшеств, которое предложили разработчики, — включение в процесс ИИ.

— Ключевая проблема с агродронами — неправильные посадки, как следствие — частый выход их из строя, — поясняет наш собеседник. — Поэтому мы решили максимально автоматизировать эту работу, свести на «нет» человеческий фактор. Сделать из обычного дрона — умный дрон. Который может, к примеру выявлять препятствия, самостоятельно безопасно приземляться. Функции оператора сводятся к зарядке аккумулятора и общем контроле за процессом. Также мы предлагаем использовать не один БПЛА, а три, которые объединены в систему и выполняют работу быстрее и эффективнее. Стоимость одного аппарата — 1,5–2 млн рублей, окупается он за год.

В Азии (Китае, Вьетнаме) без агродронов уже невозможно представить себе функционирование сельского хозяйства, там существуют даже дронопорты и транспортные коридоры для БПЛА. Любопытно, что в Советском Союзе роль таких аппаратов выполняли знаменитые «кукурузники» — самолеты, которые имелись в большинстве крупных хозяйств. Сегодня на их место пришли беспилотники, только уже со значительно более широким функционалом.

Всем известны квадрокоптеры и беспилотники самолетного типа, но мало кто видел автономный вертолет. В небе их действительно мало. В России есть предприятия, которые уже создали и внедрили для использования такой агрегат, — например, национальный центр вертолетостроения в Томилино. Среди частных компаний, предлагающих свое решение, — сколковская компания «Омнитех». Разработка проекта идет несколько лет, сейчас она как раз на финальной стадии, в ближайшие восемь месяцев пройдут завершающие летные испытания, после чего будут поданы документы на сертификацию.

Как рассказала «Известиям» заместитель директора ООО «Омнитех» Светлана Торцева, в мире сегодня основной рынок БПЛА (75%) принадлежит беспилотникам мультироторного типа. На втором месте — самолетный тип. Третье занимают БПЛА вертолетной схемы.

— Наша модель называется В-120. Высота полета — 1,5 км, максимальная скорость — 100 км/ч, нижний порог температуры — 35 градусов мороза, но будем понижать ее еще больше, — поделился с «Известиями» гендиректор компании Алексей Урбанский. — Грузоподъемность — 50 кг. Топливо — бензин плюс масло. Дальность полета — 150 км. Основные цели использования — газоанализ на линиях магистральных трубопроводов. А также доставка грузов в труднодоступные точки. Экономия по сравнению с затратами на переброску на вертолете Ми-8 — минимум в два раза.

На 85% комплектующие беспилотного аппарата — собственного производства. В течение года компания поставила задачу выйти на показатель 95%. Импортозамещение для сколковских предприятий наряду с передовыми решениями является приоритетом.

Читайте также:

2025-08-05T12:01:20Z

Более 300 российских компаний представят разработки на форуме беспилотных систем в Москве

2025-08-05T17:15:08Z

Хроника СВО: Наши дроноводы стали применять в зоне СВО хитрые беспилотники

Сразу три новых российских беспилотника, испытываемые и применяемые сейчас в зоне СВО, значительно подпортили жизнь украинским военным. У каждого из них свои особенности, которые нивелируют возможности вражеских систем ПВО и РЭБ.

2025-08-05T21:01:00Z

Оружейный лад: Россия ответит на активность ядерных сил НАТО

Стратегический паритет могут сохранить новые ракетные комплексы в Азии

2025-08-04T02:14:00Z

Зона тишины: почему дроны оставляют регионы без мобильного интернета

Эксперт рассказал, почему мобильная связь отключается при тревогах БПЛА, как работают глушилки, и какие технологии могут сохранить интернет в будущем.

2025-08-06T06:35:05Z

Беспилотный вездеход пообещали показать на форуме в Москве

На международном форуме «Беспилотные системы: технологии будущего» в Москве покажут гусеничную платформу, способную перевозить грузы по пересечённой местности до 20 километров.