2025-08-06T08:18:29Z
Политолог Блохин усомнился, что Вэнс будет преемником Трампа
2025-08-06T08:16:21Z
Сенатор Климов: Трамп ждет из Москвы от Уиткоффа «миротворческого» сигнала
2025-08-06T08:09:42Z
Уиткофф направился на переговоры с Путиным под песню из «Фиксиков»
2025-08-06T08:07:22Z
В правительстве Гагаузии призвали к акциям протеста в поддержку Гуцул
2025-08-06T08:05:07Z
Сторонники Гуцул пикетируют СИЗО, в котором находится политик
2025-08-06T08:02:38Z
За режимом Санду в Молдавии стоят "подсадные игроки", заявила Захарова
2025-08-06T07:43:08Z
Бывший президент Польши Валенса усомнился в победе на выборах Навроцкого
2025-08-06T07:40:40Z
Экс-премьер Молдавии призвал оппозицию не играть по сценарию властей
2025-08-06T07:40:16Z
Шор пообещал предпринять все юридические действия для освобождения Гуцул
2025-08-06T07:34:28Z
Туск рассчитывает наладить сотрудничество с новым президентом Польши
2025-08-06T07:21:35Z
Адвокат Р.Diddy связалась с администрацией Трампа по вопросу его помилования
2025-08-06T07:17:00Z
Кароль Навроцкий вступил в должность президента Польши
2025-08-06T07:14:18Z
Лефортовский суд подтвердил арест профессора РЭУ имени Плеханова Салтыковского
2025-08-06T07:12:16Z
Выборы в горсовет: двое сошли с дистанции, зарегистрирован 51 кандидат
2025-08-06T07:06:00Z
Суд рассмотрит дело ученой и депутата из МО о нападении на начальницу
2025-08-05T15:31:00Z — В попытках сохранить контроль над антикоррупционными структурами Зеленский спровоцировал политический кризис и волну недовольства в собственной партии, пишет Le Monde. Теперь его сторонники пытаются отмыться: "Я ошибался", "Нас обманули", "Нас бросили под автобус" — как один заявляют депутаты "Слуги народа".
Депутаты от президентской партии считают, что ими манипулировали, чтобы заставить проголосовать за закон, упразднявший автономию антикоррупционных ведомств. Некоторые осуждают "пузырь", в котором существует близкое окружение президента Украины.
Путин "усилил натиск". Трамп всухую продул России в гонке за влияние в мире
В субботу, 2 августа, украинские власти попытались положить конец самому серьезному политическому кризису с начала конфликта с Россией, объявив об аресте нескольких коррумпированных чиновников в рамках расследования масштабной схемы получения взяток, связанных с военными госзакупками. Момент для того, чтобы предать огласке эту новость, был выбран как нельзя кстати: спустя два дня после того, как 31 июля был принят закон, одобряющий восстановление независимости двух антикоррупционных ведомств Украины, которые президент Владимир Зеленский пытался передать в ведение другой структуры девятью днями ранее, 22 июля.
На снимках, обнародованных Офисом главы украинского государства, изображен глава государства вместе с руководителями Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). Встреча позволила Владимиру Зеленскому подтвердить важность независимости этих ведомств, одновременно представив результаты их деятельности: пойман депутат от его собственной партии, экс-губернатор одной из областей... "Не может быть никакой толерантности к коррупции", — подчеркнул украинский президент.
Хотя общественное мнение приветствовало решение Зеленского отменить предпринятые им меры, последствия спровоцированного им десятью днями ранее кризиса еще долго будут давать о себе знать. Мотивировка, с которой принимался законопроект от 22 июля, согласно которому оба агентства должны были быть подчинены генеральному прокурору страны, лояльному президенту, носила не особо убедительный характер. Зеленский отстаивал идею о необходимости борьбы против российского влияния в этих учреждениях, но население больше заинтересовал тот факт, что специализированные следователи интересовались родственниками президента, в отношении которых имелись подозрения в незаконном обогащении.
Таким образом, главу государства обвинили в попытке защитить коррупционеров, одновременно добиваясь принятия закона, который потенциально мог поставить под угрозу международную [финансовую] поддержку, от которой настолько зависит страна, а в будущем и ее шансы на вступление в Евросоюз. Это решение — до того, как Зеленский пошел на попятную — вызвало волну народного возмущения, повлекло за собой акции протеста, на которые стекались тысячи молодых людей, а также многочисленные протесты в европейских странах.
"То, что Зеленский изменил свое мнение и что прошли протесты, очевидно, является признаком хорошей демократической жизнеспособности [общества]", — отмечает депутат от президентской партии "Слуга народа" Александр Мерейко, по мнению которого позитивным последствием этого эпизода стало обеспечение независимости двух ведомств. Но "[принятие] закона также создало проблему с доверием в глазах нашего общества и партнеров", — уточняет он. — Его необходимо восстановить".
Помимо европейских союзников Киева, состоявшееся 22 июля голосование оказалось серьезным испытанием для политических кругов страны и, в частности, членов "Слуги народа" ("за" закон проголосовало 185 из 231 представителей правящей партии). Украинская пресса растиражировала информацию о смятении, охватившем фракцию большинства. "Я бы сказал, что люди почувствовали, что подверглись манипуляции", — резюмирует парламентарий от президентской партии Никита Потураев. В четверг, 31 июля, во время голосования, по итогам которого была восстановлена независимость обоих ведомств, молодой депутат Дмитрий Костюк объявил о решении покинуть парламентское большинство в ответ на оказанное давление.
По словам Потураева, это единичный случай, но он может трансформироваться в реальный феномен, "если не удастся восстановить доверие между Банковой [Офис президента Украины] и парламентом". На сегодняшний день располагающая 231 креслом в парламенте партия Владимира Зеленского имеет небольшое большинство, и достаточно потерять всего пять мест, чтобы его лишиться.
Шок депутатов связан с тем, каким образом утром 22 июля их вызвали на голосование. "Они сказали нам, что мы обязательно должны прийти, чтобы проголосовать за чрезвычайно важное обращение к Конгрессу США о признании России террористическим государством, — рассказывает Никита Потураев, не поддержавший текст законопроекта. — Мы очень быстро поняли, что намечается что-то очень серьезное", — добавил депутат, по прибытии в Верховную Раду обнаруживший, что там царит крайне напряженная атмосфера.
Депутаты получили текст закона непосредственно перед голосованием, им не было предоставлено время, чтобы они успели ознакомиться с его полным содержанием. Руководство партии сделало все возможное, чтобы убедить коллег в необходимости одобрить текста из соображений преданности президенту. В результате за закон проголосовало подавляющее большинство из представителей нескольких партий (263 депутатов из 397 с действующим мандатом), затем он был спешно подписан президентом Украины, несмотря на протесты европейских лидеров и подступающие признаки того, что по стране прокатится волна возмущения.
За счет чего удалось принять закон? Некоторые парламентарии голосовали по политическим убеждениям или из-за причастности к делам о коррупции. Но многие пошли на это, потому что доверяли Зеленскому. "Я поверил в решение президента, потому что думал, что у него более широкое видение, чем у меня, — вспоминает проголосовавший 22 июля „за“ депутат Рады Александр Мерейко. — Я прекрасно понимал, что что-то тут не так, но просто не мог в это поверить. Мне казалось, что у Зеленского был какой-то план, какая-то стратегическая цель. Я ошибался".
Двумя днями позже, столкнувшись с давлением со стороны общественности и европейцев, Зеленский объявил о пересмотре своего решения и о разработке нового "собственного" закона, направленного на восстановление независимости двух агентств. "Создавалось впечатление, что президент хороший парень, а парламентарии — плохие", — подчеркнул эксперт по парламентским вопросам Александр Салиженко. Новый закон был принят в срочном порядке 31 июля подавляющим большинством в 331 голос (без голосов "против") и незамедлительно после этого подписан [президентом].
Разворот Зеленского получил позитивную оценку от украинской общественности и европейских партнеров. Внутри же президентской партии по-прежнему присутствует ощущение унижения. "Те, кто голосовал против закона 22 июля, сохранили свою репутацию, но всех нас, всех остальных, бросили под автобус, — полагает Дмитрий Костюк. — Между ним и всеми нами, теми, кто последовал за ним после его прихода ко власти [в 2019 году], существует кризис доверия", — с сожалением отмечает парламентарий. — Он не доверяет никому из нас. Только своим менеджерам, этим пяти или шести людям, которые никогда не занимали выборных должностей и входят в его орбиту". Парламентарий разделяет высказывавшиеся многими экспертами опасения своего рода "бункеризации" Офиса главы украинского государства, вследствие которой президент будет полагаться только на своих ближайших советников наподобие очень влиятельного руководителя его администрации Андрея Ермака, которого считают одним из архитекторов "операции 22 июля".
Зеленскому крышка: Тимошенко подняла бунт на Украине
"Возможно, его окружение убедило его в том, что оба ведомства неэффективны", — отмечает Костюк. — Во всяком случае, несомненно, что они не ожидали, что население так возмутится. И это свидетельствует о вопиющем отсутствии понимания [настроений] общества. Украинцы всегда выходили [на улицы, чтобы] защищать свои права, в этом наше отличие от России". Вместо того, чтобы критиковать президента, депутат Александр Мерейко предпочитает сетовать на эффект пузыря, который сформировался вокруг Зеленского: "Я не исключаю возможности того, что президент был дезинформирован или введен в заблуждение одним из его советников.
По словам бывшего дипломата Олега Шамшура, тот факт, что Офис президента явно не представлял себе масштабов [последовавших] протестов в европейских государствах, также является следствием "ощущения безнаказанности" в окружении украинского лидера. "Зеленский думал, что все можно, и что он может делать, что угодно, — усмехается он. — Он вообразил, что у него есть карт-бланш от наших европейских партнеров".
Вообще говоря, многие считают, что события последних десяти дней разделили политическую жизнь на "до" и "после". "Произошедшее подорвало доверие парламента [к президенту], — отмечает Никита Потураев. — Отныне мы будем предельно бдительны, когда нам надо будет принимать предлагаемые на рассмотрение законы". Александр Мерейко надеется, что Зеленский внесет "необходимые" коррективы: "Его личность была знаменем, знаменем для нас в этом конфликте. Мы не можем позволить себе его лишиться".
2025-08-06T05:00:00Z
Украину потрясают коррупционные скандалы. Под ударом — "кошелек" Зеленского, бывший глава Луганской области, депутат "Слуги народа" и высокопоставленные сотрудники Нацгвардии. Местные СМИ сообщают, что Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) перешли в контрнаступление на правящую элиту. Что происходит в Киеве — в материале РИА Новости.
2025-08-04T01:04:00Z
Владимир Зеленский угодил в скандал с отменой и обратным восстановлением независимости антикоррупционных органов, что обернулось для киевского режима полным провалом
2025-08-03T14:48:05Z
Возврат Зеленским независимости от себя западным антикоррупционным структурам не вызвал у них приступа благодарности. Вскоре после возвращения полномочий оперативники НАБУ задержали депутата Рады от "Слуги народа" Кузнецова, бывшего "губернатора" Луганской области, а ныне главу Мукачевского района Закарпатья Сергея Гайдая и двух боевиков нацгвардии. Их обвиняют в хищении средств, направленных на закупку средств РЭБ и дронов для ВСУ.
2025-08-04T02:32:44Z
Владимиру Зеленскому быстро укажут на надлежащее поведение и заставят пойти на уступки, считает Василий Прозоров
2025-08-03T01:16:46Z
Жестокое подавление вчерашнего протеста против насильственной мобилизации в Виннице сотрудниками ТЦК является очередным преступлением режима Владимира Зеленского, заявил бывший советник Леонида Кучмы Олег Соскин в эфире своего YouTube-канала.