2025-08-05T21:02:00Z
Два мужа, дети, карьера… Имея всё, Стриженова ушла в монастырь
2025-08-05T20:49:00Z
Программу «Пушкинского театрального фестиваля» объявили в Подмосковье
2025-08-05T20:23:50Z
"Солнечные часы" Церетели планируют открыть до конца 2025 года
2025-08-05T20:21:00Z
Почему посуда из ФиксПрайса выглядит как дорогая, но служит в разы меньше — секреты производства
2025-08-05T20:11:00Z
«Меняет облик городов и настроение людей»: в Лениногорске отметили юбилей «Нашего двора»
2025-08-05T19:51:41Z
Более 18 млн человек посетили «Москвариум» за 10 лет его работы
2025-08-05T19:46:34Z
Богомолов: масштаб личности Юхананова возрастет со временем
2025-08-05T19:09:00Z
Худрук Прикотенко рассказал о гастролях театра «Красный факел» в Петербурге
2025-08-05T18:43:33Z
ректор МАИ: авиаконструктор Микоян стал эпохой в развитии отечественной авиации
2025-08-05T18:42:09Z
Ansa: режиссера «Крестного отца» Копполу госпитализировали в римскую больницу
2025-08-05T18:36:05Z
В Черкесске концертом классической музыки открыли IV фестиваль "Выше звука"
2025-08-05T18:33:33Z
«Самая красивая спортсменка мира» снялась в ультракороткой юбке
2025-08-05T18:11:48Z
"Старший брат" Стоунхенджа раскопан в Иордании
2025-08-05T18:11:11Z
Певец Ян Осин призвал Макаревича воздержаться от критики Пахмутовой
2025-08-05T18:03:33Z
Во Вьетнаме рука монаха, отсеченная в дар Будде 46 лет назад, осталась нетленной
2025-08-05T08:00:00Z — В Москве завершилась конкурсная программа всемирного фестиваля циркового искусства "Идол". Победители будут выступать с гала-шоу до 17 августа на арене Большого Московского цирка. Народный артист России, генеральный директор цирка Эдгард Запашный в интервью ТАСС рассказал, насколько сложно было организовать фестиваль в этом году, об использовании ИИ в представлениях и о том, почему попытки запретить представления с животными на самом деле вредны
— В фестивале приняли участие представители 15 стран. Насколько сложно в нынешней политической обстановке собрать такое количество участников на арене?
— Прошла конкурсная программа нашего фестиваля. Гала-шоу продлится еще до 17 августа. Это говорит о том, что лучшие номера победителей нашего фестиваля с большим удовольствием остались еще на целый месяц в Москве. Столкнулись ли мы с трудностями? Да, конечно. Мы собрали самый большой фестиваль в нашей стране, может быть даже в мире.
Все-таки 190 иностранных артистов — действительно большая делегация, 15 стран (из них часть — те самые недружественные страны) тоже объединились под куполом Большого Московского цирка. Но для меня важен факт того, что у нас не было отказов: все приглашения, которые мы выслали для участия, были приняты. Это говорит о том, что, несмотря ни на что, артисты и цирковой цех очень сильно отличаются от многих своих коллег из других видов искусства.
— С какими трудностями вы столкнулись?
— В первую очередь возникли трудности с логистикой. Из-за этого фестиваль стал гораздо дороже в плане организационных моментов. Все остальное, к счастью, у нас получилось.
— Угроз никто не получал из участников зарубежных?
— Я публиковал копию поста, который позволила себе Жасмин Страга, одна из ведущих австралийских импресарио. Она написала достаточно говорящий пост о том, что только попробуйте поехать даже не в Россию, "а к Запашному". Она начала запугивать прежде всего австралийцев, которые у нас выступали, и делегатов из Эфиопии.
Она очень на них давила, мол, мы вам помогаем со строительством цирка… После я разговаривал с этими ребятами, спросил: "Ну и как вам?" Говорят: "Мы были к этому готовы, плевать".
— Благодаря фестивалю мы посмотрели на выступления зарубежных артистов, а когда за рубежом увидят наших? Планируете гастроли?
— Сразу после завершения конкурсной программы нашего фестиваля артисты Большого Московского цирка уже побывали на фестивале в Казахстане, где выиграли серебряные награды, а наши коллеги из компании "Росгосцирк" получили золото. Приятно, что мы достойно представили нашу страну сразу двумя дружественными друг к другу цирковыми компаниями.
Сейчас готовимся к международному цирковому фестивалю в Китае, несколько номеров будет представлено из России и из Большого Московского цирка. Интерес к международному сотрудничеству есть: определенные взаимоотношения с дружественными странами сохраняются, а с другими странами мы работаем в индивидуальном порядке.
— В последнее время мы часто слышим про кризис идей в разных сферах: от экономики до кино. Есть ли такая проблема в цирковом искусстве?
— Что касается цирка — нет. У нас нет нехватки профессионалов, нет отсутствия идей, но есть недофинансирование, которое очень сильно сказывается, прежде всего на имущественном комплексе.
Надо отдать должное и Ольге Любимовой как министру культуры и ее предшественнику Владимиру Мединскому, который запустил процесс по привлечению внимания к цирковому искусству, но в ряде регионов все равно происходит торможение процессов. Например, в Пензе сменилось уже несколько губернаторов, а цирк никто так и не достроил. Это нехорошо.
— Раз мы затронули тему технического оснащения: в этом году в центре внимания общественности оказалось здание Большого Московского цирка. Снос отменился, но планируется реставрация. Известны сроки?
— На этот вопрос более точно ответит Департамент культуры и Департамент строительства Москвы. Могу только процитировать Сергея Семеновича (Собянина — прим. ТАСС), который официально сказал, что через некоторое время новый цирк в Мневниках должен будет открыть свои двери. До этого времени наш цирк будет работать в штатном режиме, но определенные действия с ним должны произойти. Мы с вами находимся в фойе, здесь достаточно жарко, и сейчас еще нет 3,3 тыс. зрителей, которые приходят на каждое представление. Здесь есть проблемы с вентиляцией, протекает крыша. Департамент строительства обещал в ближайшее время заняться устранением этих проблем.
— Вернемся к теме циркового искусства. Какие сейчас есть тенденции, что интересно зрителю?
— Трудно сказать, что зрителю нравится больше всего, гораздо легче ответить на вопрос, чего нам точно не хватает в цирковом искусстве. Прежде всего это вопрос юмора, клоунады.
Сегодня это является болезненной точкой для циркового искусства, потому что после того, как ушли Великие: Леонид Енгибаров, Карандаш, Олег Попов, Юрий Никулин, — на их место не пришла плеяда новых артистов. До сих пор не существует таких личностей, которые могли бы держать зрительный зал в тонусе столько, сколько надо.
Это связано, наверное, и с самими исполнителями, и с режиссерами. Этот вопрос пока плохо решается, но это распространяется не только на нашу страну, все то же самое происходит в мире. Можно пересчитать по пальцам клоунов, за которыми гоняются импресарио, заключая с ними контракты на несколько лет вперед, лишь бы они выступали.
— А если говорить о современных технологиях? Например, на "Идоле" прошла премьера номера Аскольда, вашего брата, с использованием робота. Есть будущее у номеров с роботами?
— Конечно, возможности, которые сейчас появились у человека: использование искусственного интеллекта, робототехники — они применимы в цирковом искусстве, как и в других сферах.
Кому-то понравилось, что гигантская промышленная рука взаимодействует с человеком. Кто-то сказал "нет, ребят, пускай лучше выступают акробаты", нежели мы используем какую-то железную многотонную машину, и это тоже хорошо. В споре рождается истина, не все принимается человечеством с первого раза.
В данном случае я считаю, что работа моего брата была крайне удачной, зрители приняли ее великолепно. Это то, что войдет в историю мирового цирка. Это сейчас уже печатается в цирковых журналах по всему миру. Эти фотографии разлетелись мгновенно, потому что это новый шаг, новые возможности, которые вряд ли сразу подхватят коллеги. Многотонная машина стоит в центре цирка, под нее нужно создать целую инфраструктуру.
— Я правильно понимаю, что это первый такой номер?
— В жанре жонглирования — да, это первый номер подобного характера. Что касается использования промышленной руки, то мы ее использовали несколько лет назад для номера "Эквилибр".
— Получается, вы первопроходцы. Но роботы и ИИ — вещи немного разные. Как можно применить искусственный интеллект в цирке?
— Я с определенным недоверием отношусь к интеграции искусственного интеллекта в нашу жизнь. Считаю, что здесь человечество не должно дать слабину и мы тотально должны все контролировать, иначе это может привести к чему-то очень плохому.
Например, тот же номер с промышленной рукой: она в буквальном смысле ею владела, передвигала ее (речь идет о номере "Парное жонглирование "Клик" в исполнении Рудольфа Прокопова-Левицкого и Евгении Дьяченко, в котором артистка парит над сценой, зажатая в промышленной руке — прим. ТАСС). И возникают плохие мысли: какой сбой программы может произойти и успеем ли мы среагировать, если вдруг робот даст сбой. Или какой-то вирус попадет в программное обеспечение и что из этого может выйти. Всегда плохое начинаешь фантазировать.
— Продолжая тему трендов: на фестивале было всего четыре номера с участием животных. Есть тенденция на снижение интереса к номерам с ними? И могут ли они в перспективе вообще исчезнуть из программы?
— Запроса общества на запрет животных в цирке сейчас нет. Я об этом говорю смело, потому что могу это быстро доказать: один из самых популярных вопросов, с которым обращаются в наш кол-центр, — какие животные сегодня в программе. А второй — почему так мало?
— Тогда, если спрос есть, почему возникает дискуссия, в том числе на политическом уровне, что нужно запрещать представления с участием животных?
— В Большом Московском цирке чуть больше 40 животных. Если наши политики так сильно беспокоятся о судьбе 40 животных, почему никто не беспокоится о миллионах животных в ресторанах быстрого питания? Но в эту сферу политики лезть боятся, потому что у ресторанов быстрого питания многомиллиардные бюджеты, и любого политика, который на полном серьезе начнет выступать против, они просто уничтожат. А это и есть цинизм.
То есть 40 животных мы прям сильно как любим, а несколько миллионов животных: кур, коров, уток, кролей, баранов, свиней… Почему-то никто даже не переживает за них, а это миллионы, а по всему миру — миллиарды.
Поэтому все это политтехнологии и политический цинизм, желание быть упомянутым. Кстати, только что подписал очередные приглашения на нашу открытую репетицию депутатам из партии "Новые люди", которые трижды уже выносили законопроекты о запрете животных в цирках.
— Как считаете, у законопроекта есть шансы на принятие?
— Мы можем запретить все что угодно. Но скорее вам раньше запретят разговаривать со мной, сидя в платье с открытыми плечами. И джинсы когда-то женщине нельзя было носить (это не поощрялось обществом), а теперь это норма, поэтому я ничему не удивлюсь. Но до тех пор, пока наша страна будет придерживаться собственных взглядов и курс в нашей стране будет направлен на адекватность, мы будем оставаться в русле нормального общения и взаимодействия и с животными.
Во многих небольших странах уже закрыли цирки с животными. Но в государствах с сильной экономикой они разрешены: в Германии, Италии, Франции, Англии, Америке, Китае, России. Поэтому закрыть легко, но дальше что? Запрет на домашних животных? Потому что это то же самое, только в домашних условиях. Та же дрессура, то же содержание животных в искусственных условиях — это то, что предъявляют цирку. Следующий шаг — зоопарки.
— Одна из основных претензий, на мой взгляд, которую можно предъявить, условно, цирку, — жестокое обращение с животными. Есть достаточно небольших цирков и зоопарков, где с животными действительно обходятся жестоко.
— Я считаю, что единичные случаи ни в коем случае нельзя переносить на целый пласт. Издевательства и случаи бытового насилия над животными кратно превышают то, что вы сейчас сказали.
Закон "Об ответственном обращении с животными" был принят несколько лет назад (27 декабря 2018 года — прим. ТАСС).
На протяжении всего этого времени не было зафиксировано ни одного случая жестокого обращения с животными в цирке. Это говорит о том, что те случаи, которые были, носят единичный характер.
А вот случаи бытового насилия над животными мы с вами можем приводить еженедельно или даже, может быть, ежедневно. Поднимаем ли мы с вами вопрос о запрете содержания домашних животных? Нет. Потому что мы адекватны и понимаем, что это единичные случаи. Почему поднимают вопрос по поводу цирка? Потому что это черный пиар определенных политических кругов, и все.
— Кстати, как вы относитесь к тому, что дома люди заводят хищных питомцев?
— Я неоднократно высказывался на эту тему и считаю, что с особо опасными животными из определенного списка должны работать исключительно профессионалы в соответствующих условиях. Я это не поощряю. Мне недавно прислали фото четырех тигрят, выставленных на продажу в Московской области, и тех, кто их продает, сейчас быстро найдут и накажут. Но заметьте, еще не было ни одного случая, чтобы наказывали тех, у кого они родились, кто первоисточник появления этих животных, а это значит, что коррупционная составляющая во всем этом есть и что на каком-то уровне этих людей тоже покрывают, потому что это большие деньги.
— К сожалению, животные часто попадают в опасные для жизни ситуации. Знаем, что вы всегда им помогаете, в том числе тем животным, которые находятся в зоне боевого соприкосновения. Из последних историй, кого спасали из-под огня?
— Еще давно я стал плотно общаться с мариупольским зоопарком, и некоторое время назад у них родились белые львята. Вольеров не хватает, и директор зоопарка попросил меня забрать хотя бы одного львенка. Я сказал, что с удовольствием заберу, и параллельно оказал финансовую поддержку, выкупив его, хотя отдавали совсем бесплатно.
Таких случаев было много. Еще была история, когда не могли вывезти тигрицу в приют, который находится под Санкт-Петербургом. Мои коллеги застряли на границе, потому что у тигрицы не было документов. А их нет и не может быть. В итоге мы прислали туда машину и, не без помощи товарищей, в ручном режиме, ночью, решали проблему: как перевезти животное, чтобы и никого не подставить, и чтобы животное как можно быстрее оказалось в комфортных условиях.
— А после вхождения новых регионов в состав России, получается, все животные оказались без документов?
— На Украине до сих пор 90-е, и я уверен, что если сейчас сделать рейд по циркам и зоопаркам, то мы с вами увидим многое из того, от чего уже ушли сами. То есть отсутствие и документов, и чипирования, и книг учета, и родословных. В Крыму этим вопросом занимался Олег Зубков (директор парка львов "Тайган" в Крыму — прим. ТАСС), он буквально стал чемпионом по судам.
Где взять документы на тигра, если этих документов никогда не было? А какое основание, чтобы этот документ теперь появился? Какой орган на себя возьмет ответственность? Какую экспертизу нужно провести? Ведь нужно узнать, это краснокнижный тигр или "дворняжка". Очень много подводных камней.
— Можете дать примерную оценку, сколько животных остаются без документов?
— Я не знаю. Никто не знает. Эта цифра исчисляется сотнями.
— Помимо вашей основной деятельности, вы еще немного занимаетесь кино. Например, Минкультуры на питчингах поддержал фильм "Встань и иди", где вы один из продюсеров. Расскажите, о чем фильм, как возникла идея?
— У меня есть друг, его зовут Виталий Смоленец. Дружба наша с ним началась после того, как Виталик попал в беду. Уже став успешным дрессировщиком хищных животных, он попал в страшную аварию и лишился обеих ног. Я принимал участие непосредственно в спасении его жизни, это нас и объединило.
Узнав его прошлое, общаясь с ним на протяжении длительного времени и видя то, как он не хотел жить, а затем начал бороться за жизнь, как он вернулся в профессию и стал первым инвалидом, работающим на протезах со львами, я понял, что об этой истории должны узнать все.
И вместе с генеральным продюсером фильма Арменом Ананикяном мы задумали снять кино про жизнь Виталия Смоленца. Это подвиг человека в хорошем смысле этого слова, подвиг, который он совершил.
Для питчинга нам нужно было провести пробы, сделать небольшую презентацию. И да, можно сказать, что съемки уже начались. О дате выхода в прокат говорить пока не могу.
— И мы приготовили блиц. Сценарий или импровизация?
— Импровизация.
— Зритель-ребенок или зритель-взрослый?
— Наверное, зритель-взрослый, потому что со зрителем-ребенком очень легко, а взрослого удивить сложнее.
— Дрессировка или акробатика?
— А это одно и то же. Мы же с вами такие же дрессированные, мы живем в дрессированном мире. У любого акробата есть тренер, это его дрессировщик.
— Работа в цирке или политическая деятельность?
— Работа в цирке.
— Гастроли или родной цирк?
— Родной цирк.
2025-08-05T03:01:39Z
Запашный: участники фестиваля «Идол» из Австралии и Эфиопии получали угрозы
2025-08-05T08:18:59Z
На вопрос зритель-ребенок или взрослый генеральный директор Большого Московского цирка также предпочел взрослого зрителя
2025-08-04T05:04:14Z
Это связано с тем, что никто не может гарантировать безопасность и отсутствие сбоев в программном обеспечении, отметил генеральный директор Большого Московского цирка
2025-08-05T13:58:34Z
2025-08-03T05:05:18Z
Гендиректор Большого Московского цирка народный артист России Эдгард Запашный убежден, что нелегальные продажи диких животных происходят по вине заводчиков.