2025-08-05T07:58:59Z
Город культуры. Фестиваль в «Зарядье» посетили более 18 000 зрителей
2025-08-05T07:51:47Z
Уехавший в США Цекало вернулся в Россию
2025-08-05T07:41:23Z
Танцоры Булановой рассмешили пользователей сети
2025-08-05T07:19:11Z
Дизайнер из Челнов сошьет сценический образ для певицы Иркэ и ее танцоров
2025-08-05T07:17:49Z
Жена Цекало показала фигуру в бикини
2025-08-05T07:10:00Z
Кинокритик Москвитин высказал мнение, что киноиндустрия в России пока не готова к созданию боди-хорроров
2025-08-05T07:07:00Z
Режиссер Войтинский сообщил, что запас сюжетов для ремейков советской классики постепенно исчерпывается
2025-08-05T07:05:01Z
8 августа в "Зарядье" пройдет премьера мультимедийного концерта Selen Orchestra
2025-08-05T07:02:24Z
Концерты каждый день в течение месяца: Салават Фатхутдинов собирает аншлаги в театре Камала
2025-08-05T07:01:46Z
В платье с подиума – в последний вагон: в Казани стартует Volga Fashion Show
2025-08-05T07:00:00Z
«Почему с теми, кого я люблю, случаются несчастья?» Гении фигурки обрели счастье, но жизнь готовила для них беды
2025-08-05T06:59:00Z
В Саратове начали изготовление памятника Алексею Боголюбову
2025-08-05T06:59:00Z
В Уфе почтят память выдающегося режиссера Михаила Рабиновича
2025-08-05T06:53:44Z
93 миллиона рублей изменили облик центрального парка Каменки
2025-08-05T06:40:32Z
В Дании разгорелись дебаты о судьбе статуи русалки
2025-08-05T05:00:10Z — Киновед Вячеслав Шмыров — о наследии режиссера Эльдара Шенгелаи, юморе и масштабе личности
Я первый раз узнал о режиссере Эльдаре Николаевиче Шенгелае, который ушел из жизни 4 августа, когда был подростком, благодаря журналу «Искусство кино». Прочитал его выступление на каком-то кинематографическом мероприятии. Это была речь человека, который в пору застойного соцреализма призывал вспомнить традиции советского киноавангарда 1920-х годов. Такое не могло не «царапнуть» и даже воспринималось как бунт. После этого я, конечно же, заинтересовался фильмами этого режиссера и его личностью.
Эльдар Николаевич родился в известной и очень влиятельной кинематографической семье. Его мама Нато Вачнадзе была настоящей кинозвездой, а отец Николай Михайлович Шенгелая — кинорежиссером, одним из отцов грузинского кино. Брат Георгий Николаевич Шенгелая впоследствии, как и Эльдар Николаевич, тоже учился во ВГИКе. И так вышло, что оба брата долгие годы формировали облик грузинского кино.
А в советское время это была одна из самых успешных кинематографий страны. По крайней мере, по количеству народных артистов СССР среди режиссеров. Эльдару Николаевичу был присущ очень тонкий юмор. Он много работал в жанре трагикомедии и видел за бытовыми деталями метафизическую подоплеку жизни. Шенгелая никогда не делал прямых морализаторских заявлений — напротив, его фильмы построены на мягком юморе, легкой гротескности, которая вдруг раскрывается как философское размышление о свободе, достоинстве, судьбе.
Особое место в его биографии лично для меня занимает фильм «Необыкновенная выставка» по сценарию Резо Габриадзе. Действие этой истории происходит на кладбище, где сельский скульптор смог применить свои таланты. Он делал прекрасные памятники, но парадокс оказался в том, что именно кладбище стало его выставочным залом.
Если бы мне нужно было показать один фильм Шенгелаи человеку, который никогда не видел его картин, то я бы выбрал именно «Необыкновенную выставку». Она самая легкая, ироничная, смешная и по-человечески очень понятная. К тому же там прекрасно играла московская актриса Валентина Теличкина.
Шенгелая умел работать с парадоксом: в его мире трагическое всегда соседствует с комическим, а национальный колорит не превращается в этнографическую иллюстрацию. Он становится естественным дыханием фильма. Именно благодаря этой двойственности — иронии и тихой мудрости — его картины переживают свою эпоху и продолжают звучать современно.
Недаром еще один его важный фильм назывался «Чудаки». В каком-то смысле чудаки и были основными персонажами Эльдара Шенгелаи. Хотя он снимал и грузинскую классику. Например, «Мачеху Саманишвили» по одноименной повести Давида Клдиашвили.
Шенгелаю интересовала и актуальная сатира. Достаточно вспомнить фильм «Голубые горы, или Неправдоподобная история». По сюжету молодой автор принес свой рассказ в издательство в надежде, что его напечатают. Однако редакция занята исключительно своими делами. В этой картине мы как раз видим прекрасный пример того, как Эльдар Николаевич высмеивает бюрократию порой в ее чрезмерных и даже глупых формах. И в его последнем фильме «Кресло», который был создан на почве новой грузинской государственности, отчетливо видны сатирические мотивы.
Кому-то могло показаться, что Эльдар Шенгелая был недооценен в советском кино по сравнению с Георгием Данелией или Тенгизом Абуладзе. Но на самом деле это не так. Думаю, в каком-то смысле его влиятельная фамилия сформировала в нем не только маститого кинорежиссера, но и общественного деятеля. Да, он снимал не так часто: одну картину в несколько лет. Но при этом был председателем парламентской комиссии по культуре, заместителем председателя парламента Грузии и долгие годы возглавлял грузинский Союз кинематографистов. В маленькой республике каждый известный человек всегда представляет собой нечто большее, чем просто писатель, артист, кинорежиссер. Он берет на себя полномочия полпреда этой республики.
Фильмы Шенгелаи не раз бывали на разных международных кинофестивалях, но широко известен он был прежде всего в родной Грузии и внутри кинематографической среды.
В 1960-е годы, когда московские кинематографисты между собой говорили, что приедет Эльдар, то имели в виду не Рязанова, а именно Шенгелаю. Он любил принимать гостей, демонстрировал столь ожидаемое москвичами знаменитое грузинское гостеприимство, даже когда ушел с общественных и государственных должностей. Но дружеское застолье всегда было обязательной частью программы. И за этим столом могли оказаться и сверстники Эльдара Николаевича, наши классики Андрей Смирнов и Али Хамраев, и режиссеры новых поколений, например Клим Шипенко. Всем Грузия в лице Шенгелаи была рада!
Это был прежде всего человек общенационального масштаба, который в любые исторические моменты чувствовал ответственность за Грузию. За ее культуру, великую кинематографическую традицию. Последний его фильм — короткометражный — был про небо, про птиц, которые кружат в воздухе. Скорее всего, этот фильм Шенгелая снимал только для себя и своих друзей. Получилась поэтичная самоэпитафия.
Автор — российский киновед, кинокритик, редактор, организатор кинофестивалей, сценарист, педагог, член Российской академии кинематографических искусств «Ника»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора
Источник:
2025-08-04T11:44:00Z
Народного артиста СССР и выдающегося грузинского режиссёра Эльдара Шенгелая похоронят 7 августа в Тбилиси. Церемония пройдёт в Дидубийском пантеоне писателей и общественных деятелей. Об этом ТАСС сообщил директор некрополя Бадри Кутателадзе.
2025-08-03T20:11:47Z
Подобные события укрепляют дружбу между народами, отметил Бадра Гунба
2025-08-02T09:32:30Z
Он открылся в кинотеатре "Иллюзион" психологической драмой "Бестиарий"
2025-08-04T06:07:01Z
2025-08-04T04:03:40Z
Для этого нужно время, отметил Народный артист России