Доцент Колесников: Сокращение рабочей недели на автозаводах - временное решение

Все новости — Транспорт

2025-07-30T04:44:52Z

В Москве 2 и 3 августа ограничат движение по Садовому кольцу

2025-07-30T04:41:00Z

В Уфе перекрывают Затонский мост

2025-07-30T04:33:07Z

Россиян предупредили о подорожании доставки из соседней страны

2025-07-30T04:31:31Z

Российские туристы интересуются поездками на Мадагаскар

2025-07-30T04:16:00Z

Nissan закрывает ещё один старейший завод с 60-летней историей

2025-07-30T04:08:52Z

Солнечно и до +30 ожидается в Нижнем Новгороде 30 июля

2025-07-30T04:03:51Z

Татарстан планирует эксплуатировать новые "Метеоры" на маршрутах в Болгар и Тетюши

2025-07-30T04:02:23Z

В Запорожской области впервые установили размер оплаты за техосмотр автомобилей

2025-07-30T04:02:16Z

Кировчанам рассказали, что делать в условиях ограничения услуг мобильной связи и интернета

2025-07-30T04:00:31Z

Соло-путешественники предпочитают отдыхать в России этим летом

2025-07-30T04:00:00Z

Сергей Иванов: Благодаря трассе М12 начали развиваться туристические проекты

2025-07-30T04:00:00Z

У жителей Татарстана не будет длинных выходных в августе

2025-07-30T03:50:00Z

Производство внедорожников УАЗ и Sollers приостановлено

2025-07-30T03:45:00Z

В центре Уфы из-за выпускного на два дня перекроют дороги

2025-07-30T03:40:00Z

Новая версия «китайского Cadillac» в России: дилеры ждут GAC GS8 GL без третьего ряда и с премиум-опциями в течение месяца

Доцент Колесников: Сокращение рабочей недели на автозаводах - временное решение

Доцент Колесников: Сокращение рабочей недели на автозаводах - временное решение

2025-07-29T15:27:35Z — Сразу три российских автопроизводителя - КАМАЗ, ГАЗ и АвтоВАЗ - сообщили о планах сокращения рабочей недели из-за кризиса в отрасли. Эксперты отмечают: сложности временные, но недооценивать их не стоит - затяжной простой может привести к падению выручки и ослаблению производственно-сбытовых связей.


Первым о вероятном сокращении рабочей недели сообщил АвтоВАЗ. В его пресс-службе отметили, что с 29 сентября компания может перейти на четырехдневку из-за "общих тенденций" на российском авторынке. В их числе названы высокая ключевая ставка, ужесточение требований к заемщикам по автокредитам и массовый ввоз в страну автоимпорта.

Следом о вынужденном сокращении рабочей недели заявил ГАЗ. Меры объяснили падением рынка коммерческого транспорта. По оценкам предприятия, за первую половину года продажи среднетоннажных грузовиков просели почти на 40%, легких коммерческих автомобилей - на 30%, автобусов - на 60%.

КАМАЗ также сообщил о введении на своих предприятиях неполного графика из четырех дней. В компании отметили сокращение рынка грузовиков почти на 60%, на фоне чего продажи самого автозавода упали почти на 30% без учета гособоронзаказа.

В отличие от АвтоВАЗа, где пока не приняли окончательного решения о переходе на сокращенную неделю, ГАЗ и КАМАЗ уже с 1 августа начнут работать в новом режиме.

По оценке научного сотрудника НИЦ пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ Президентской академии Дмитрия Евдокимова, снижение спроса на легковые и особенно грузовые автомобили в 2024-2025 годах вызвано в первую очередь высокими ставками по автокредитам и лизингу, а также замедлением инвестиционной активности. В сегменте грузовиков на ситуацию дополнительно влияет насыщение автопарка и снижение спроса со стороны малого и среднего бизнеса и региональных подрядчиков.

Доцент РЭУ имени Плеханова Анатолий Колесников отметил, что из-за высокой ключевой ставки ЦБ произошел массовый возврат взятой в лизинг техники - более десяти тысяч единиц. При этом на складах наметился переизбыток ввезенных в 2024 году импортных грузовиков - свыше 30 тысяч машин.

В сложившейся ситуации, отмечают эксперты, переход на четырехдневную рабочую неделю - это антикризисная мера, позволяющая автопроизводителям сократить издержки и поддержать базовый уровень операционной деятельности.

"Сокращение рабочей недели позволит избежать увольнений, выплачивать зарплату, сохранить соцгарантии, при этом снизить издержки производства, а также изучить новые рынки сбыта, возможно, пересмотреть свой модельный ряд и адаптировать производство под текущие запросы покупателей", - пояснила доцент Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Астафьева.

Подобные меры - не редкость для автомобильной промышленности. Переходы на сокращенный режим работы применялись российскими компаниями в 2009-м, 2015-м и 2020-м годах. Аналогичные меры распространены и в международной практике, однако частота их использования указывает на нестабильность отрасли, подчеркнул Евдокимов.

В свою очередь Колесников предупредил, что сокращение рабочей недели - это временное решение, которое поможет компаниям пережить спад, но не устранит ключевых проблем: зависимости от импорта, высоких ставок по кредитам и низкого внутреннего спроса.

В оценках масштабов и последствий нынешнего кризиса для автомобильной отрасли мнения экспертов разделились. Так, Астафьева считает, что ситуация, скорее, носит временный характер, и автопроизводители смогут самостоятельно с ней справиться. При этом, возможно, им не помешала бы помощь государства в части ввоза зарубежных товаров и расширения госпрограмм по субсидированию спроса.

Евдокимов характеризует ситуацию как потенциально структурно-кризисную, способную привести к повышенным производственным издержкам. "Потери автопроизводителей могут выразиться как в сокращении выручки, так и в ослаблении производственно-сбытовых цепочек, особенно при длительном простое. Это негативно скажется на подрядчиках, смежных отраслях и региональных бюджетах", - полагает эксперт.

Наконец Колесников называет текущий кризис на авторынке затяжным и системным. По его итогам потери для компаний могут быть значительными и вылиться в сокращение производства, переполненные склады готовой продукции, потерю выручки, урезание инвестиций в новые модели и снижение технологической и кадровой базы. "В долгосрочной перспективе отрасли потребуется господдержка, например, субсидированный лизинг, стратегия импортозамещения критичных компонентов, стимулирование спроса через программы утилизации и корпоративные закупки", - резюмировал Колесников.

Он добавил, что оптимистичные прогнозы предполагают восстановление авторынка не ранее 2027 года.

Читайте также:

2025-07-22T06:00:15Z

Тяжёлая ситуация на рынке, заполненные склады и другие факторы могут заставить АвтоВАЗ перейти на четырёхдневную рабочую неделю

Компания «АвтоВАЗ» рассмотрит вероятность уменьшения рабочей недели с 5 до 4 дней. Нововведение может заработать уже с 29 сентября, сообщает РИА Новости.

2025-07-25T06:38:42Z

КАМАЗ с августа переходит на сокращенную рабочую неделю из-за падения рынка грузовиков

Часть подразделений «КАМАЗа» перейдёт на четырёхдневную неделю с 1 августа

2025-07-25T05:25:00Z

Крупнейшие автозаводы России переходят на четырехдневку из-за спада на рынке

2025-07-03T13:48:00Z

"КАМАЗ" в конце июля обсудит переход на сокращенный режим работы

 «КАМАЗ» официально прокомментировала информацию о возможном сокращение режима рабочей недели на своих заводах. Отмечается, что решение будет приниматься непосредственно перед текущим месяцем, начиная с конца июля, в зависимости от ситуации на рынке и количества заказов у нас. «Руководство компании предпринимает все необходимые меры по поиску заказов и загрузке производства в ...

2025-07-25T10:43:52Z

АвтоВАЗ опроверг слухи о введении сокращенной недели

АвтоВАЗ опроверг слухи о введении сокращенной недели