2025-07-30T02:22:30Z
В Сахалинской области сообщили об открытии горячей линии после землетрясения
2025-07-30T02:08:21Z
Нападение крупного питона на человека сняли на видео
2025-07-30T02:08:08Z
Мужчины рассказали о самых странных секс-правилах партнерш
2025-07-30T02:03:31Z
Следствие по делу экс-замглавы ГУ МЧС по Кубани продлевают из-за его особой сложности
2025-07-30T01:32:35Z
Российским туристам отдых в Абхазии запомнился бытовыми трудностями и кражами
2025-07-30T01:20:46Z
Юрист Феттер: на раздел имущества при разводе дается три года
2025-07-30T01:15:07Z
MilliyTV: певица Зебои Жахон оказалась задушена в собственном доме
2025-07-30T01:14:00Z
Сыщики оренбургского уголовного розыска разыскивают почти полтысячи граждан
2025-07-30T01:01:58Z
Полиция Чили передала ФБР украденные в 2023 году часы Киану Ривза
2025-07-30T01:01:04Z
Прокуратура требует ужесточить наказание экс-замглавы МЧС Павлу Барышеву
2025-07-30T01:00:54Z
Постельная сцена в эфире популярного шоу заставила зрителей испытать приступ тошноты
2025-07-30T01:00:00Z
Кот Бурак нелегально пересек границу и нашел новый дом
2025-07-30T01:00:00Z
Охвативший шесть частных домов пожар в Самарской области локализован
2025-07-30T00:45:00Z
Продать почку и умереть. Выходит страшный триллер о черном рынке органов
2025-07-30T00:38:42Z
Правозащитник рассказал о схеме мафии, подставившей Котельникова
2025-07-29T12:15:49Z — Россиянин, ложно обвиненный в ограблении банка в Европе, почти 30 (!) лет собирал доказательства фальсификации в его деле
В борьбе за свое честное имя Сергей Рыжков потерял здоровье, близких людей, а еще пережил, как он уверяет, покушение. Теперь он хочет реванша. Свои моральные и физические страдания за все эти годы он оценил в 40 миллионов евро.
Трагичная история русского «гангстера», на которого сначала объявили охоту европейские силовики и который спустя годы затеял войну с ними, — в материале обозревателя «МК».
Как россиянин бельгийский банк «ограбил»
В далеком 1997 году в маленькой деревушке Борсеме, расположенной на границе Бельгии и Нидерландов и известной своими ветряными мельницами, случилось «ограбление века» (для местных жителей, коих около 2 тысяч, это действительно было из ряда вон выходящее событие).
Итак, примерно в семь часов вечера 2 апреля в местный банк ворвались трое в масках, вооруженные пистолетами и кувалдой. Бандиты уложили всех на пол, потребовали денег. То ли охранник банка, то ли кто-то из посетителей оказал сопротивление, и это вылилось в настоящую перестрелку. Несколько сотрудников банка были ранены. Бандиты с солидной добычей (в материалах дела сказано о «значительной» сумме в бельгийских франках) сели в машину марки BMW, за рулем которой, как утверждали очевидцы, был мужчина в бейсбольной кепке, без маски. Авто с гангстерами укатило в неизвестном направлении…
По горячим следам четверых преступников тогда найти не удалось. То ли грабители были суперпрофессионалы, то ли бельгийская полиция сплоховала. А в мае 2000 года по подозрению в участии в этом грабеже на белорусско-польской границе был задержан и потом экстрадирован в Бельгию 32-летний россиянин Сергей Рыжков. По версии следствия, именно он был за рулем машины. Опять же по версии бельгийских правоохранителей — на серьезное преступление Сергей пошел потому, что остро нуждался в деньгах, так как до этого попал в переделку. Нашелся и свидетель, который опознал Сергея. Это был водитель грузовика, который стоял на парковке у банка и видел, как уезжали преступники. Когда ему показали фото Сергея, он опознал его с «уверенностью на 99%».
Забегая вперед, скажу, что остальных грабителей до сих пор не привлекли к ответственности. Одного из них нашли совсем недавно — в тюрьме. Он отбывал срок за другие преступления. Этот мужчина уже за решеткой вроде как рассказал обо всех своих злодействах, и в списке значилось ограбление банка в Борсеме в 1997-м. Но поскольку ему уже 70 лет (с момента ограбления прошло почти 30 лет), а он и так в тюрьме, то ему не стали предъявлять новое обвинение. Точнее, так: суд посчитал, что нынешний срок покрывает тот, что ему полагается за ограбление банка.
Как генерал Лебедь под статью «подвел»
В этом месте стоит подробнее рассказать о нашем герое — Сергее Рыжкове.
Родился он в Барнауле. Будучи выпускником 10-го класса, в одиночку задержал двух вооруженных холодным оружием преступников, грабивших инкассатора. За это Сергей был отмечен администрацией школы на выпускном и благодарностью от начальника УВД города. Затем Рыжков окончил вуз по специальности «инженер». Прошел афганскую войну, что во многом определило выбор деятельности на «гражданке». Парень занялся строительством жилья для воинов-интернационалистов, был одним из руководителей МЖК (Молодежного жилищного комплекса). А потом начал еще и автомобили перегонять в Россию. Покупал за границей подержанные «тачки», растаможивал и продавал. Дело было в конце 90-х, тогда этот бизнес был вполне себе рядовым.
В апреле 1996 года, то есть за год до ограбления банка, Сергей купил в Бельгии подержанный автомобиль марки «Мерседес» у гражданина этой страны. Все официально — с прохождением технического контроля и оформлением документов в бельгийских инстанциях. В Германии во время перегона авто «Мерседес» проверила немецкая полиция, обнаружила, что он краденый, с искусно подделанным идентификационным номером на шасси. Сергея задержали.
Казалось бы, таких случаев полно. Арестовывают за них крайне редко, особенно если покупатель — добросовестный, правильно оформил документы. Но Сергею не повезло. Его поместили в тюрьму города Любек.
— Причина, как мы думаем, в фотографиях, — говорит юрист-международник Владимир Лисняк (в прошлом — советский дипломат, работал в посольстве СССР во Франции). — Во время обыска в его документах нашли две фотографии. На одной — Сергей вместе с другими солдатами в Афганистане рядом с генералом Лебедем и министром обороны Грачевым. На второй — он с Лебедем уже в неформальной обстановке. На тот момент — это был 1996 год — Лебедь был кандидатом в президенты. Вероятно, спецслужбы сделали вывод, что Сергей — не простой человек, имеет доступ к важным «телам». Именно поэтому его решили задержать, чтобы после подумать, как можно использовать тот факт, что у них в руках человек, который дружит с кандидатом в президенты огромной страны.
В действительности Сергей, как уверяет, никакими большими связями не обладал, Лебедя знал шапочно. Происхождение же двух фотографий Рыжков объясняет так:
— Я окончил школу партийного актива и был секретарем комсомольской организации роты в Афганистане. Так что когда приехал Лебедь, то мы сфотографировались. Ну а второй снимок связан уже с моей гражданской деятельностью по машинам. Многие видные люди интересовались автомобилями, так что с кем только не общался.
Но вернемся к немецкой тюрьме, где оказался Рыжков. По его словам, немецкий адвокат говорил ему: «Я знаю, что ты невиновен, но они могут продержать тебя долго… нужно пойти на сотрудничество». Такое впечатление, что речь шла о банальной вербовке.
Как бы то ни было, Сергей настаивал, что машину честно купил. Из немецкой тюрьмы его перевезли в бельгийскую, откуда выпустили в связи с недоказанностью преступного умысла — документы на «Мерседес» были подлинными. Тем не менее машину бельгийская полиция у него изъяла, а заодно и все деньги (10 тысяч долларов), которые у него при себе были. Наличность обещали вернуть через неделю. Забегая вперед, скажу, что не вернули до сих пор.
Начался гражданский судебный процесс по автомобилю, где Рыжков доказывал, что он добросовестный приобретатель. В 1999 году состоялось судебное заседание, о котором Рыжкова не оповестили. Решение: обязать выплатить за автомобиль деньги страховой компании. Тогда в первый раз в материалах прозвучала характеристика Сергея в формулировке «известен полиции». Что это могло означать? Читается так: человек неблагонадежный, подозрительный, у полиции на контроле.
— Динамика этой истории имеет свою специфику, — говорит Лисняк. — По ходу развития ситуации спецслужбы, судя по всему, использовали обстоятельства, которое складывались, для политических целей. А обстоятельства были такие: не раскрыто ограбление банка. И под подозрение неожиданно попал Рыжков. Аргумент такой: у него ведь деньги отобрали, значит, не было средств, он нуждался и потому пошел на преступление.
Россиянина в итоге обвинили по 4 статьям УК Бельгии, за которые по совокупности предусмотрено наказание до 20 лет лишения свободы. В октябре 1999-го выдали международный ордер на арест, объявили в розыск в Интерпол. Но он обо всем этом ничего не знал.
— Я не скрывался, — говорит Сергей, — продолжал работать, перегонять машины. Периодически я звонил в бельгийский полицейский участок, чтобы узнать — когда-то же вернут мои 10 тысяч долларов наличными? Никто мне не сообщал там, что я в чем-то обвиняюсь, что в розыске. И вдруг 1 мая 2000 года, когда я пересекал границу в рамках обычных своих поездок, меня задержали в Польше. Поместили в польскую тюрьму. Я узнал, в чем меня обвиняют, стал объяснять, что я этого не совершал. Более того, как оказалось, у меня алиби: в день, когда было совершено ограбление (2 апреля 1997 года), я пересекал калининградско-польскую границу за много километров от места преступления, о чем в заграничном паспорте был проставлен штамп. Но даже это не помогло. В нарушение международных норм Польша экстрадировала меня в Бельгию.
— Польша в 2000 году вступала в ЕС, и, естественно, была заинтересована в тесном сотрудничестве с европейскими структурами, в том числе и правоохранительными, — комментирует юрист-международник. — А тут у них запрос из Бельгии на экстрадицию по делу об ограблении. И министр Польши подписал решение об экстрадиции.
Бельгийская тюрьма россиянина Сергея встретила неприветливо.
— В тюрьме меня «обрабатывали», — говорит Рыжков. — Применяли разные психологические методы. Это все было крайне тяжелым испытанием.
Помогли друзья и адвокаты, которые раздобыли доказательства: в день ограбления Сергей не просто пересекал границу, а был за рулем автомобиля, что отражено в документах. Более того, обнаружились и фото.
— Поскольку мы стояли 10 часов на границе, то от скуки сделали несколько снимков с приятелями, — говорит Сергей. — Они поняли, что опровергнуть это нельзя. И, вероятно, лжесвидетелю дали команду не опознавать меня. И на очной ставке он сказал, что не может сказать — я или нет, потому что был вечер (весной в Бельгии темнеет рано) и гангстер был в бейсбольной кепке, которая закрывала лицо.
В итоге меня отпустили. Но никаких извинений не принесли. А меня убивала сама мысль о том, что не будь я в день ограбления на границе и не будь у меня отметки в паспорте, то я бы попал в тюрьму на 20 лет.
Турецко-бельгийский след
Сергей решил, что негоже все это так оставлять. Но проблема была в том, что ему на руки не выдали ни одного документа. А как без бумаг говорить о нарушениях?
Рыжков начал действовать. Первым делом он решил встретиться с полицейским, который изымал у него 10 тысяч долларов и давал расписку о том, что вернет их. Сергей считал, что сотрудник полиции участвовал в схеме по фабрикации дела против него. В ноябре 2002 года Рыжков прилетел в Бельгию и появился на пороге полицейского участка.
— Эрик Даниелс был удивлен, что я не в тюрьме, — рассказывает Сергей. — Испугался. У него прямо руки тряслись. Попросил мой паспорт (забегая вперед, скажу — там написано, что выдан он был в Барнауле). Он с ним дважды убегал куда-то. А я понял, что ничего от него не добьюсь, развернулся и уехал. Прошло несколько дней. И неожиданно в Барнауле пропал Рыжков Сергей Геннадьевич — мой полный тезка, который к тому же единственный имел регистрацию в городе! Объявления об этом были в местных газетах и по телевизору. Все мои друзья и знакомые думали, что это я, звонили, волновались. Вскоре на краю города было обнаружено тело моего тезки с признаками насильственной смерти. Согласно материалам дела, у него перерезано горло. Моя версия: совпадение не случайно и как-то связано с моими бельгийскими «приключениями». Схема могла быть такой: в Бельгии много мигрантов, задержали с наркотиками одного, предложили выбор — или тюрьма, или помочь им избавиться от назойливого русского. Я потом встречался со знаменитым французским адвокатом по политически ангажированным делам Полем Промтом. Он посмотрел материалы по убийству другого Рыжкова и сказал: «Я знаю, как они работают: нет человека — нет дела! Как ты еще жив остался?!»
Была ли смерть другого Сергея Рыжкова случайностью или нет — теперь уже вряд ли удастся установить.
Как бы то ни было, Сергей, выждав два года, обратился к местным адвокатам. Три юриста сначала брались ему помочь, но после звонка в прокуратуру «сливались». Наконец, по рекомендации он нашел молодую женщину-адвоката, которая взялась представлять интересы «русского гангстера». Как говорит Сергей, ее впечатлила его история. Но прокурор ее не допускал до дела больше 8 месяцев.
К тому моменту шел уже 2005 год… Когда до дела адвоката допустили, то там не оказалось целого ряда материалов, включая протоколы допроса.
Из тех материалов, что удалось посмотреть, следовало: полицейские в отношении Сергея действовали по закону, но «задержание было неэффективным». То есть ни ошибку, ни свою вину они не признали. Сергей стал это оспаривать в суде. Он предъявил и доказательства того, что тюремное заключение отразилось на всей его жизни.
Первое — от стресса развилась серьезная болезнь витилиго (кожа становится белой). На руках у Сергея были заключения нескольких врачей: российского доктора Суколина, итальянского профессора Лотти и швейцарского врача Мутату Кунел. Все они пишут примерно так: с большой степенью вероятности болезнь развивалась из-за стресса, связанного с перспективой получить 20 лет тюрьмы за преступление, которого он не совершал.
Второе — пока Сергей сидел в тюрьме, подошел срок внесения последнего платежа по квартире в новостройке. В итоге Рыжков квартиры лишился (ему просто вернули внесенные ранее деньги, а жилье перепродали).
Благодаря адвокату начался гражданский процесс, в котором Сергей просил принести ему публичные извинения и выплатить компенсацию морального и материального ущерба. В результате Рыжкову назначили 12 390 евро.
— Я с этим не согласился, подал жалобу в Высокую комиссию при кассационном суде, — продолжает Рыжков. — И начался снова долгий судебный процесс. Параллельно я пытался доказать, что меня задержали в результате не ошибки, а злонамеренной фальсификации.
Россиянин написал два обращения к королю Бельгии: в 2011 и 2019 годах. В них он ничего не просил, просто информировал его величество о безобразиях в правоохранительной системе страны. Получил два ответа из его канцелярии, оба довольно формальные (мол, «принято, понято»).
Но в своем расследовании наш герой продвинулся довольно далеко. Он получил абсолютно все документы по делу и установил (как уверяет) факт фальсификаций. Сейчас он требует компенсацию в 40 миллионов евро. Сумма заоблачная для Бельгии — кажется, никто еще такой иск к правоохранительной системе этой страны не предъявлял. Не особенно надеясь на результат, Сергей собирается подать иск в ЕСПЧ к бельгийскому правительству (сделает это не из России, а из Бельгии — подаст местный адвокат).
Почти 30 лет прошло. Зачем ворошить прошлое? Этот вопрос Сергею многие задают. Но он настаивает: есть вещи, которые нельзя забывать. Что касается сроков давности, ряда гражданских исков они не касаются, а по остальным он надеется оспорить сроки их истечения.
За все эти годы он выучил конституцию и законы Бельгии и знает их лучше, чем рядовой бельгиец. Цитирует наизусть: «Никто не может быть лишен против своей воли судебной защиты, установленной ему Законом» (Конституция Королевства Бельгия, статья 13), «Никто не может быть лишен своей собственности иначе как для общественной пользы, в случаях и порядке, установленных Законом, и при условии справедливого и предварительного возмещения» (статья 16).
Но каковы шансы у человека из страны, которая находится под санкциями и вышла из ряда международных соглашений, добиться справедливости? Вот тут, кажется, и настанет момент истины. Что важнее для Европы: ее же нормы соблюдения прав человека или политика? Знаменитый литературный сыщик Эркюль Пуаро, помнится, был бельгийцем. Мне кажется, сейчас он бы сгорел от стыда, узнав о методах своих коллег-потомков.
СПРАВКА «МК»
Граждане России могут искать правосудие через международные судебные инстанции, такие как Европейский суд по правам человека, несмотря на сложности в признании нарушений со стороны европейских государств. Также стоит учитывать возможности обращения в российские судебные органы, которые могут пересматривать решения международных судов.
Конституция Российской Федерации содержит несколько статей, которые касаются защиты прав и свобод граждан, а также их возможности обращаться за защитой своих прав. В Российской Федерации возможно подать иск к иностранному государству, однако это может быть затруднительно из-за принципа суверенного иммунитета. Сроки исковой давности могут быть приостановлены, если истец не имел возможности узнать о нарушениях, что может быть применимо в случае сокрытия фактов.
2025-07-24T14:12:05Z
Военные следователи возбудили уголовное дело по поводу организации незаконной миграции граждан из арабских стран и их транзита в страны Евросоюза.
2025-07-24T16:27:20Z
Как рассказывают наши правозащитники, речь идёт о схеме обмана, когда приехавшие в поисках работы в Анталью соотечественники попадаются на удочку мошенников.Их привлекают к незаконной морской перевозке арабских нелегалов из Турцию в Грецию, а по прибытии просто арестовывают
2025-07-24T16:54:50Z
Из Турции депортировали гражданина России, находившегося в международном розыске за махинации в жилищном строительстве.
2025-07-08T21:08:05Z
2025-06-26T19:01:49Z
По его словам, именно так стоит трактовать воровство активов РФ.