Запрет на экспорт бензина: богатейшим нефтяникам плохо, рядовым россиянам еще хуже

Все новости — Экономика

2025-07-29T23:42:26Z

Ощущаемость землетрясения на Камчатке поднялась до 7-8 баллов

2025-07-29T22:41:30Z

Пушков: последствия введенных Трампом санкций будут и для самих США

2025-07-29T22:35:00Z

Какие пенсионеры в августе получат на карту единовременную выплату с четырьмя нулями

2025-07-29T22:19:00Z

Владимир Мау назвал три урока перестройки для России

2025-07-29T22:10:00Z

Зарплатные ожидания россиян сравнялись с предложениями работодателей

2025-07-29T21:55:00Z

В России массово отказываются от оформленных с кредитом страховок

2025-07-29T21:50:35Z

Сентябрьский фьючерс нефти Brent поднялся выше отметки в 73 доллара

2025-07-29T21:38:45Z

Чистая прибыль Visa в III квартале выросла на 3,8%

2025-07-29T21:35:43Z

Чистая прибыль Starbucks за три квартала снизилась в 1,7 раза

2025-07-29T21:35:00Z

Экс-глава МИД Австрии оценила эффект от антироссийских санкций на экономику ЕС

2025-07-29T21:25:00Z

Эксперты подсчитали долю критической инфраструктуры Украины под контролем Запада

2025-07-29T21:22:26Z

Госдолг Германии впервые превысил 30 тысяч евро на человека

2025-07-29T21:20:00Z

Сотни компаний попали в реестр недобросовестных работодателей

2025-07-29T21:10:10Z

США будут поставлять Китаю менее продвинутые чипы Nvidia

2025-07-29T21:04:12Z

Минвостокразвития: инвестиции в основной капитал в ДФО за 10 лет выросли на 99%

Запрет на экспорт бензина: богатейшим нефтяникам плохо, рядовым россиянам еще хуже

Запрет на экспорт бензина: богатейшим нефтяникам плохо, рядовым россиянам еще хуже

2025-07-29T11:06:19Z — Топливный рынок серьезно штормит. Как и российский бюджет. Правительству, чтобы остановить рост цен на АЗС, приходится применять экстренные меры. Но вот срабатывают они все хуже и хуже. Многолетнее правило — не повышать цены на бензин выше инфляции — под большим вопросом.


Екатерина Максимова

«Роснефть», «Газпром нефть», «Башнефть» и прочие нефтяные гиганты, чье присутствие на внутреннем топливном рынке самое значительное, все же получили от правительства временные ограничения на экспорт бензина.

Причина понятна: власти пытаются сдержать резкий рост цен на топливо. О чем прямо сообщается в тг-канале правительства России: «Решение принято для сохранения стабильной ситуации на внутреннем топливном рынке в период высокого сезонного спроса и сельскохозяйственных полевых работ».

Новая мера распространится на производителей нефтепродуктов до 31 августа.

Нельзя сказать, что ВИНКи (вертикально интегрированные компании. — Прим. ред.) попали под удар неожиданно.

Еще в начале июля прозвучал робкий сигнал о том, что правительство запретит экспортировать бензин и производителям топлива. До этого внешние рынки (с 1 марта по 31 августа) были закрыты только для «малышни». Это организации с производственной мощностью менее 1 млн тонн топлива в год, а также трейдеры (читай — перекупщики) и нефтебазы.

В Минэнерго вероятность такого сценария тогда не подтвердили, мол, ситуация на рынке контролируемая. Но вот и месяца не прошло, как позиция ведомства вдруг резко изменилась.

Не просто так топливный рынок месяц назад получил тревожный звонок. Биржевые цены на топливо летом просто взбесились. На Санкт-Петербургской бирже бензин марки АИ-92 за неполный июль подорожал до 66,4 тыс. рублей за тонну. С начала лета марка этого ходового бензина прибавила 16%.

Оптовая цена АИ-95 летом превысила 76,3 тыс. рублей за тонну, или +23% с января по июль. Совокупно только эти две марки бензина с начала года прибавили более 70%.

И это рекорд осени 2023 года, когда аграрии грозились устроить топливный бунт, утверждали, что ситуация критическая и «кричащая», это очень мягко сказано. Цены на горючку тогда росли неприличными темпами, да и ГСМ стали дефицитом.

То, что летом ситуация на топливном рынке нервная, далеко не новость. Ценовые конвульсии в сезон отпусков и сбора урожая случаются каждый год.

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов напомнил «Новым Известиям», что рынок подогревают не только отпускники и аграрии. Летом на ремонт традиционно закрываются НПЗ, некоторые из которых изрядно «потрепали» украинские беспилотники.

Андрианов добавляет, что закрытие заводов происходит непредсказуемо для рынка. Нет ни четкого графика, ни понимания, какие установки будут выведены из эксплуатации.

Эксперт ТЭК Кирилл Родионов считает, что общий запрет на экспорт бензина (под который теперь попали и ВИНКи) кардинально проблему топливного рынка не решает. Это лишь временная передышка.

Закольцованный сюжет с ежегодным летне-осенним ростом цен на бензин приводит к тому, что правительство вводит запрет на его экспорт. После этого ситуация стабилизируется, но спустя какое-то время цены опять начинают свой разбег.

В том числе и розничные. Только за первые три недели июля бензин автомобильный, по данным Росстата, на АЗС подорожал на 1%. Официальная же инфляция с 1 по 21 июля составила 0,76%.

За первые полгода топливная розница прибавила 3,3%. С декабря 2024 года по 21 июля 2025-го топливо для населения подорожало на 4,3%. Заметнее всего изменилась цена на АИ-92 и АИ-95 — на 4,2% и 4,5% соответственно.

Оптовые цены в России, напомним, не транслируются в рознице «уже завтра», потому как розница с 2018 года живет по так называемому протоколу Козака. Именно экс-зампред правительства Дмитрий Козак сделал цены непосредственно на АЗС «ручными»: по итогу года они не должны повышаться выше официальной инфляции. Но протокол Козака — это лишь джентльменское соглашение, а не нормативный документ, обязательный к исполнению.

Куда важнее вопрос демпфера — компенсации, которую из бюджета получают производители, если экспортные цены для ВИНКов выгоднее, чем внутренние.

И текущие оптовые цены на Петербургской бирже, перешагнувшие психологический потолок в 66 тыс. рублей, уже подкрадываются к лимиту, позволяющему НПЗ получать демпферные плюшки из госказны. А если нет бюджетных компенсаций нефтяным компаниям, то выше налоговая нагрузка на всю отрасль.

Эксперт уверен, что очередная мера по сдерживанию цен не обвалит оптовые цены. Коррекция будет, но котировки АИ-92 не опустятся существенно ниже 60 тыс. рублей за тонну.

Чуть стабилизируется и розница, которой «приписывается» не бежать впереди официальной инфляции в стране, но рост цен на АЗС в инфляционные рамки втискивается уже с трудом.

Что и доказал 2024 год, когда розничные цены на бензин перешагнули инфляцию по итогам года на 1,6%. Итогом многолетнего сбоя стало то, что при официальной инфляции в 9,5% «горючка» в рознице подорожала на 11,1%.

Читайте также:

2025-06-26T09:51:48Z

Предпосылок для запрета экспорта бензина из России нет, считает эксперт

Топливный рынок в России стабилен, необходимости ограничивать экспорт бензина для нефтяных компаний сейчас нет, таким мнением поделился с РИА Новости управляющий партнер топливного трейдера "Пролеум" Максим Дьяченко.

2025-07-09T10:25:41Z

Решения о полном запрете экспорта бензина пока нет, но власти готовы к нему

Профильные ведомства будут мониторить топливный рынок, при ухудшении ситуации готовы быстро ввести полный запрет, заявили источники

2025-07-29T21:00:00Z

Мало огня: почему правительство запретило экспортировать бензин

Россия ввела полный запрет на экспорт бензина на август после серьезного подъема биржевых цен. К этому привел сезонный рост стоимости топлива, увеличение работающих на бензине, а не на дизеле фермерских устройств и серый экспорт. Как правительство в ручном режиме пытается управлять ценой бензина, разбирался Forbes

2025-07-07T06:08:00Z

Минэнерго заявило, что в РФ не рассматривается полный запрет на экспорт топлив

Минэнерго России не рассматривает полный запрет на вывоз топлива за рубеж: сейчас такой необходимости нет, а колебания цен носят сезонный характер, сообщили РИА Новости в министерстве.

2025-06-25T15:06:38Z

Участники рынка обсуждают запрет экспорта бензина для производителей на фоне роста цен

Участники топливного рынка обсуждают возможность полного запрета на экспорт бензина до конца октября, узнал РБК. В настоящий момент эмбарго действует до конца августа, но только для непроизводителей топлива