2025-07-29T02:49:51Z
Медведев попросил «дедушку» Грэма* начать «работать» в интересах США
2025-07-29T02:48:07Z
В Харьковской области прогремели взрывы
2025-07-29T02:45:00Z
Живов: у ВСУ дефицит живой силы из-за дезертирства и недобора
2025-07-29T02:42:00Z
Музей Боевой славы в Уфе пополнился новым экспонатом из зоны СВО
2025-07-29T02:41:46Z
На Украине нашли необычный способ избежать мобилизации
2025-07-29T02:39:00Z
США и Канада собрались провести военные учения в Арктике
2025-07-29T02:35:37Z
Военэксперт Козюлин: ВСУ испытывают снарядный голод из-за сбоев в цепи поставок
2025-07-29T02:30:50Z
Bloomberg: США доставили ядерное оружие в Британию впервые с 2008 года
2025-07-29T02:30:40Z
Дешевле некуда: в РФ начались продажи ИЖ "Комби" в музейном состоянии
2025-07-29T02:23:00Z
Водитель в Харьковской области отказался подчиниться военкому без документов
2025-07-29T02:23:00Z
Кнутов: «Искандер» может уничтожить последний вертолет ВСУ «Черный ястреб»
2025-07-29T02:21:00Z
В Швейцарии рассказали о цели Зеленского на фоне ультиматума Трампа
2025-07-29T02:18:00Z
Дандыкин назвал уникальным присвоение звания капитана II ранга Путиным
2025-07-29T02:16:17Z
Подполковник Бод: Зеленский желает использовать ультиматум Трампа для передышки
2025-07-29T02:13:30Z
Александр Зимовский: Пока ВСУ думают о десанте на западе Крыма, Россия готовится к битве за Калининград
2025-07-28T17:36:01Z — Судостроение — одна из ключевых отраслей экономики Санкт-Петербурга. В городе работают более 40 организаций, включая крупнейшие верфи и конструкторские бюро.
Судостроение — одна из ключевых отраслей экономики Санкт-Петербурга. В городе работает более 40 организаций, включая крупнейшие верфи и конструкторские бюро. В отрасли занято свыше 60 тысяч человек, а ее доля в общем объеме машиностроительной продукции составляет более 20%.
«Петербург – город морской славы и флотских традиций. История кораблестроения у нас насчитывает более 300 лет», — не раз говорил губернатор Александр Беглов.
Ко Дню ВМФ рассказываем об успехах Северной столицы в этой области.
2024 год стал плодотворным для петербургских судостроителей. По словам губернатора, местные верфи передали заказчикам 13 кораблей и судов, и еще столько же спустили на воду. Сейчас на различных стадиях строительства находится около 60 судов.
На «Северной верфи» спустили на воду фрегат «Адмирал флота Советского Союза Исаков» — один из самых современных боевых кораблей, оснащенный высокоточным и гиперзвуковым вооружением. Там же спустили корвет «Проворный», предназначенный для ближней морской зоны, с интегрированным управляемым ракетным вооружением.
А в апреле этого года на Средне-Невском судостроительном заводе состоялся спуск на воду корабля противоминной обороны «Полярный». Судно названо в честь города воинской славы, где сегодня базируются корабли и подводные лодки Кольской флотилии. Это десятый корабль в проекте 12700 «Александрит», созданный по технологии, не имеющей аналогов: у него самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированного методом вакуумной инфузии. Масса такого корпуса значительно ниже, по сравнению с металлическим, при этом существенно увеличивается его прочность. Корпус не подвержен коррозии. Срок его службы при соблюдении норм эксплуатации неограничен.
Ранее, в 2024 году, там заложили два новых корабля проекта — «Семен Агафонов» и «Виктор Корнер» и спустили на воду «Афанасий Иванников».
На «Адмиралтейских верфях» спустили на воду патрульный ледовый корабль «Николай Зубов» и подлодку «Якутск». «Как всегда, корабелы города качественно выполняют поручение Президента. Спуск «Николая Зубова» — подтверждение нашей готовности к вызовам», — заявил Беглов.
Также стоит упомянуть, что на ПМЭФ-2025 подписали соглашение о модернизации «Северной верфи» — высокотехнологичного судостроительного комплекса. После обновления предприятие сможет увеличивать объемы производства в 16 раз и обрабатывать до 90 тысяч тонн металла в год. Проект планируют завершить к 2030 году, а объем инвестиций составил не менее 300 млрд рублей.
Судостроительная отрасль Петербурга активно внедряет 3D-принтеры, работающие по технологии селективного лазерного наплавления. Они позволяют изготавливать металлические детали с высокой точностью, минимальными потерями материала и почти без доработки.
«Слой за слоем формируется валик, и валик за валиком — уже целиковое изделие. Даже в автоматике бывают нештатные ситуации — мы следим за процессом, корректируем режимы, добавляем порошок или мощность», — поясняет инженер Института лазерных и сварочных технологий Леонид Ардашев.
По его словам, некоторые детали после печати сразу готовы к испытаниям в авиации или судостроении.
Петербургские судостроительные разработки все активнее выходят на уровень мировых стандартов, а местами даже их превосходят. Одним из важнейших направлений становится создание судов с альтернативными источниками энергии — в первую очередь электрических и водородных.
«Это инновационная разработка, потому что водородных кораблей в мире, пожалуй, нет», — объяснил председатель совета директоров АФК Система Владимир Евтушенков.
Евтушенков также рассказал, что электрические корабли уже успешно курсируют по Москва-реке, а также проектируются для эксплуатации в других регионах и за рубежом. Однако особенно интересны новейшие водородные разработки. Одним из таких является судно «Мойка», созданное специально для Петербурга. Судно может пройти до 300 км на одной зарядке, которая занимает всего 6–10 минут. Лодка уже эксплуатируется и демонстрирует технологические преимущества в городской среде.
Работы ведутся в рамках сотрудничества между компанией «Империум» и Морским техническим университетом. Отмечается, что в КБ задействованы студенты старших курсов, которые участвуют в настоящих производственных циклах: от проектирования до испытаний.
Рост загрузки отрасли требует новых специалистов. С 2022 по 2024 год на предприятия ОПК Петербурга привлечено около 9 тысяч человек, в промышленности города открыто свыше 6500 вакансий. Особую роль в системе подготовки кадров и внедрении инноваций играет «Корабелка» (Санкт-Петербургский государственный морской технический университет).
В ходе визита в Петербург Владимир Путин посетил учебно-лабораторный и научно-производственный корпуса «Корабелки». Президента сопровождали помощники Алексей Дюмин, Николай Патрушев и Андрей Фурсенко, министр высшего образования и науки Валерий Фальков, губернатор Санкт‑Петербурга Александр Беглов. Пояснения давал ректор СПбГМТУ Глеб Туричин.
«Кораблестроение — это сфера, где объединяются десятки инженерных дисциплин, и университет готовит специалистов, способных реализовать любой проект», — рассказал Глеб Туричин.
Эксперт также заметил, что корабли делаются руками и головами выпускников «Корабелки» с 1930 года и по сей день. Новейшие технологии, цифровые решения и наука приходят в судостроение именно отсюда.
«Петербургский государственный морской технический университет, наша легендарная «Корабелка», сегодня при содействии города создает кадровый резерв для отечественного флота и судостроения. Это единственный российский вуз, который готовит высококвалифицированных специалистов абсолютно по всему спектру кораблестроительных специальностей. Сейчас в нем обучаются более 6000 студентов, — подчеркнул губернатор Александр Беглов. — Для города особенно важно, что при участии вуза идет профориентация наших старшеклассников. В 27 из 106 созданных в Петербурге инженерных классах школьники обучаются по профилю «Судостроение».
Развитие Северного морского пути — еще одного стратегического для России проекта — невозможно без современных атомных ледоколов, и эту задачу решает российский лидер ледокольного судостроения — петербургский «Балтийский завод», который строит ледоколы новейшего проекта 22220 «Арктика».
Почти все из 12 атомоходов построены здесь. Так, десять лет назад был заложен головной ледокол «Арктика». За ним последовали «Сибирь» и «Урал». Эти три ледокола уже работают в полярных водах, обеспечивая круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Они играют стратегическую роль в реализации задач по освоению Севера, поддержке судоходства и обеспечению независимости России в этом регионе. В 2024 году на Балтийском заводе заложили ледокол «Ленинград» — самый мощный в мире.
Отдельное направление — строительство гражданских судов, которые, в том числе, и обеспечивают навигацию до уникального проекта «Остров фортов». Он реализуется по поручению президента РФ Владимира Путина и нацелен на развитие Кронштадта как культурно-туристического центра. Сейчас музейно-исторический парк «Остров фортов» расширяется и становится самым большим в мире музеем под открытым небом, посвященным истории Военно-морского флота.
Водное сообщение между Северной столицей и Кронштадтом запущено четыре года назад. Только в прошлом 2024 году свыше 200 тысяч поездок с причала «Остров фортов» совершили жители и гости Кронштадта.
Передвигаются туристы на катамаранах проекта 04580 «Котлин» производства Средне-Невского судостроительного завода — это принципиально новое скоростное пассажирское судно, созданное с учетом особенностей эксплуатации в акватории Петербурга. Всего на линии будут работать шесть таких судов, названных в честь кронштадтских оборонительных сооружений: форт «Кроншлот», форт «Петр Первый», форт «Александр Первый», форт «Тотлебен», форт «Обручев», форт «Шанц».
Кроме шести катамаранов проекта 04580 «Котлин», Средне-Невский судостроительный завод (входит в ГК «ОСК») построил три катамарана серии 04710 «Соммерс» (из четырех запланированных). Новые суда перевозят пассажиров в рамках существующего экскурсионного маршрута вокруг фортов. Кроме того, «Соммерсы» в теплое время года будут использоваться для сообщения с островными фортами «Кроншлот» и «Император Александр Первый», не имеющими сухопутной связи с Кронштадтом. Для четырех катамаранов проекта 04710 были выбраны названия в честь элементов фортификационных сооружений времен Петра Первого: «Бастион», «Равелин», «Габион», «Капонир».
В 2026 году Санкт-Петербург и Кронштадт примут Международный военно-морской салон «Флот». Распоряжение о проведении подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
Кронштадт вновь станет площадкой для демонстрации новейших кораблей, вооружения и технологий. Салон традиционно собирает десятки тысяч зрителей и специалистов со всего мира.
2025-06-29T06:07:38Z
2025-07-12T02:00:56Z
Современное судостроение - это комплекс самых современных высокотехнологичных производств, в том числе уникальные разработки, 3D-проектирование, электронные информационные модели. Это самый передний край науки и техники. Поэтому профессия кораблестроителя набирает все большую популярность у молодежи.
2025-07-27T10:01:27Z
Президент ознакомится с работой Молодежного конструкторского бюро электрического судостроения, посетит научно-производственный корпус, а также осмотрит Центр единоборств.
2025-07-03T07:19:03Z
Президент России Владимир Путин наградил петербургское конструкторского бюро «Алмаз» почётным знаком «За успехи в труде». Высокую награду коллективу предприятия вручил помощник главы государства, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев.
2025-07-08T11:45:59Z
Россия активно развивает кооперацию в сфере производства критически важного судового оборудования, в производственных процессах задействованы уже более 30 предприятий, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин.