2025-07-28T21:38:33Z
Эксперт Пищальников: рабочий день будет сокращаться из-за проблем в экономике
2025-07-28T21:35:00Z
Доходы от депозитов свыше 210 тыс. рублей подпадут под налог
2025-07-28T21:25:59Z
Правила выдачи микрозаймов изменятся
2025-07-28T21:20:00Z
Россияне жалуются на многомесячные блокировки средств на картах
2025-07-28T21:14:00Z
Западные эксперты в панике: экономика России растет вопреки всему
2025-07-28T21:05:34Z
Россияне ощущают наиболее заметное снижение уровня счастья дважды в жизни
2025-07-28T21:02:00Z
Цифровой строй: в России изменится регулирование платформенной экономики
2025-07-28T21:01:19Z
Производители колбасы уведомили торговые сети о подорожании продукции
2025-07-28T21:01:00Z
Переводят за нос: банки стали на месяцы лишать россиян доступа к их деньгам
2025-07-28T21:01:00Z
Беленькая пошла: российская водка появится в Аргентине до конца года
2025-07-28T21:01:00Z
Учтенная ставка: доходы от депозитов свыше 210 тыс. подпадут под налог
2025-07-28T21:00:45Z
Гендиректор Корпорации МСП Исаевич: Каждый четвертый ИП - это молодежь до 35 лет
2025-07-28T21:00:00Z
Счетная палата сочла безрезультатными более трети трат на помощь отстающим регионам
2025-07-28T20:56:19Z
Китай нашел способ увеличить рождаемость
2025-07-28T20:22:50Z
Администрация Трампа планирует ввести сбор с патентов на основе их стоимости
2025-07-28T14:03:43Z — Евросоюз в январе прекратит импорт топлива из российской нефти
Ранее, до 2023 года ЕС получал основной объем ДТ из России, сейчас главными поставщиками стали перечисленные выше государства и США. Без Америки на них приходится от 18 до 40 процентов от общего объема импорта дизеля в ЕС, в зависимости от страны. Причем ни для кого не было секретом, что Европа закупалась топливом, сделанным из российской нефти. Это не было запрещено, хотя и не афишировалось. Теперь такая возможность у стран ЕС исчезнет.
Остается только понять, откуда европейцы возьмут недостающие объемы ДТ. С 2022 года новых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в Европе построено не было, даже наоборот - несколько предприятий закрылось. Индия и Турция могут поставлять излишки топлива на европейский рынок благодаря работе с дешевой российской нефтью и нефтепродуктами, переход на другое сырье поднимет цены для самих стран ЕС, и, вполне возможно, окажется невыгодным для индийских или ближневосточных НПЗ. Поставки дизеля могли бы, наверное, нарастить США, но они хоть и добывают больше всех нефти в мире, это все равно меньше, чем ее потребляют. То есть для роста производства Штатам придется увеличить импорт "черного золота". А предложение ограничено, и нарастить резко объемы добычи не так-то просто. К примеру, в США вопреки прогнозам сейчас производство нефти снижается.
Нам тоже сценарий отказа Европы от топлива из российской нефти не сулит ничего хорошего. Понятно, что часть нефти из России идет для обеспечения топливом индийского или турецкого рынка. Но если в Индии на эти цели может уходить более половины поставляемых объемов, то весь прирост экспорта нашей нефти в Турцию с 4,9 млн тонн в 2021 году до 16,2 млн тонн в 2024 году, вероятнее всего, связан с увеличением поставок с турецких НПЗ в другие страны, главным образом в Европу. То же самое касается других ближневосточных стран, которые использовали нашу дешевую нефть для наращивания экспорта нефтепродуктов. Если, как предполагают в идеальном сценарии инициаторы санкций, НПЗ третьих стран откажутся от работы с российской нефтью, то нам придется снизить ее экспорт, а соответственно и добычу (приблизительно на 0,8 -1 млн баррелей в сутки). Это ударит по доходам бюджета, поскольку нефтяные налоги в России платятся с валовых объемов производства. Но наш мир далек от идеала, и такой сценарий маловероятен, считают опрошенные "РГ" эксперты.
По словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, есть большие сомнения, что этот запрет будет эффективно работать. Абсолютно непонятно, как он будет администрироваться. Турецкий или индийский НПЗ, экспортируя топливо, нарисует любые бумаги. К примеру, что дизель произведен из азербайджанской или иракской нефти. Есть еще варианты со сменой владельца экспортируемого топлива, продажей через несколько трейдеров. Единственная возможность ЕС хоть как-то администрировать собственный запрет - отслеживать баланс закупок и отгрузок крупнейших НПЗ третьих стран каким-нибудь супераналитическим подразделением, которого у ЕС пока нет. Да и встанет вполне справедливый вопрос, почему компании из независимых стран должны разглашать свои коммерческие секреты представителям ЕС. Поэтому снижения экспорта нефти и ее добычи в России не произойдет.
Как замечает аналитик ресурсных секторов "Ренессанс Капитал" Марк Шумилов, практика последних трех лет показала - третьи страны при наличии экономической целесообразности и отсутствия четких механизмов контроля не особо стремятся соблюдать санкционный режим ЕС. В связи с этим не ожидается значительных перемен в объемах российского экспорта нефти и нефтепродуктов.
Симонов отмечает, что европейцы сами боятся своих санкций. Об этом говорит полугодовая отсрочка вступления в силу нового запрета. Они надеются найти другие источники поставок, но мощности нефтепереработки в мире ограничены. К тому же российская нефть Urals хорошо подходит для производства ДТ. Евросоюзу просто неоткуда будет взять "другой" дизель, не из российской нефти, или цены на топливо в ЕС взлетят. В Европе это многие понимают, уточняет эксперт.
Действительно, на днях глава TotalEnergies Патрик Пуянне заявил, что запрет ввоза нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, создает риски недостатка дизтоплива в странах ЕС. Последний пакет санкций Брюсселя сокращает количество доступных поставщиков дизеля в Европу, заметил он.
Фактически существует вероятность, что этот запрет останется "бумажным" и не окажет влияния ни на европейский, ни на мировой, ни на российской рынок. По мнению Шумилова, устойчивый рост цен на нефтепродукты в Европе произойдет только в случае, если санкции действительно будут работать в полную силу. "Пока у нас нет таких ожиданий, поэтому мы не ждем значительного влияния данного фактора на конъюнктуру рынков", - отметил он.
Что касается России, по словам управляющего партнера NEFT Research Сергея Фролова, никакого отрицательного влияния европейские санкции на наш рынок не оказывают. Но их исполнение может иметь негативный эффект для внутреннего топливного рынка ЕС.
Последний вопрос, который остается - могут ли эти рестрикции повлиять на стоимость топлива в России. Шумилов считает, что нет. Ценообразование на внутреннем рынке определяется с помощью механизма демпфирования, который был принят еще в 2019 году. Механизм позволяет стабилизировать цены на бензин и дизель в определенном ценовом коридоре, за это нефтяные компании получают компенсацию от государства, которая в большей степени возмещает часть экспортной маржи. На данный момент демпфер не собираются отменять, поэтому ждать значительных перемен в стоимости топлива в РФ не стоит - вероятнее всего, цены продолжат рост в пределах инфляции в долгосрочной перспективе, поясняет он.
Впрочем, недооценивать рестрикции ЕС тоже не стоит. В случае если к ним присоединятся США и другие страны G7, санкции могут заработать. Правда, пострадает от них не только Россия, но и вся мировая экономика и в первую очередь сам Евросоюз. Но пока к запрету на экспорт топлива из российской нефти не присоединился никто из G7, даже ближайший сосед ЕС - Великобритания.
Источники:
2025-07-18T07:48:55Z
Совет ЕС утвердил в пятницу 18-й пакет ограничительных мер в отношении РФ, который включает снижение потолка цены на российскую нефть до $47,6 за баррель, сообщается в коммюнике совета, комментирующем его постановление."Сегодняшним пакетом мер ЕС сокращает доходы России от энергоносителей посредством ряда различных мер.
2025-07-21T10:57:49Z
Санкции Евросоюза в отношении российской нефти окажут минимальное влияние на поставки, пишет Reuters. Аналитик Onyx Capital Group Гарри Чилигуирян, чьи слова приводит агентство, выразил мнение, что новый пакет ограничений ЕС необязательно изменит нефтяной баланс. В связи с этим он допустил, что рынок серьезно не среагирует. «Россия же очень успешно обходит такие санкции», — сказал Чилигуирян.… Сообщение Reuters: Санкции ЕС против нефти из РФ окажут минимальное влияние на поставки появились сначала на Общественная служба новостей.
2025-07-28T07:09:43Z
Старший аналитик по нефтегазовому сектору компании "Эйлер" допустил, что 18-й пакет санкций ЕС может привести к краткосрочному увеличению скидок на российское топливо
2025-07-05T03:06:00Z
Пока Евросоюз делает попытки отказаться от российских энергоресурсов, страны БРИКС демонстрируют растущий интерес к нашему СПГ, нефти и углю. Более того, спрос на нефть превышает доступные объемы. Какие есть способы их увеличить - в материале "Прайм".\
2025-07-21T12:18:18Z
18-й пакет санкций ЕС, вероятно, окажет минимальное влияние на поставки российской нефти, ведь снижение цен на фьючерсы продолжается, пишет Reuters. В Кремле заявили, что у России выработался иммунитет к санкциям