Эксперт Малинин оценил ущерб от хакерской атаки на авиацию

Все новости — Транспорт

2025-07-28T20:29:00Z

В Подмосковье рассказали про эволюцию советского мусоровозного парка

2025-07-28T20:04:27Z

Аэропорт Сочи работает в штатном режиме

2025-07-28T20:00:53Z

Петербургский автозавод приостановил сборку на три недели

2025-07-28T19:39:00Z

Втулки от туалетной бумаги собираю как сокровище: вот как их использую — очень полезная вещь для решения многих проблем

2025-07-28T19:34:00Z

Более 600 скамеек отремонтировали в подмосковных дворах с начала лета

2025-07-28T19:31:00Z

Акция «Морская почта» прошла в Кронштадте в честь Дня Военно-морского флота

2025-07-28T19:15:01Z

Из-за БПЛА в городе Абинске на Кубани перекрыли федеральную дорогу

2025-07-28T19:14:00Z

Ряд европейских стран планирует доставить в Газу по воздуху гумпомощь

2025-07-28T19:10:16Z

Вице-губернатор Линченко: в Петербурге в августе полностью перекроют Невский проспект

2025-07-28T19:00:00Z

Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

2025-07-28T18:57:20Z

Кондратьев: туристов в Анапе стало в четыре раза меньше

2025-07-28T18:55:00Z

Авиаэксперт Лукашевич: «Отношения „Аэрофлота“ с пилотами и аэропортами разорваны»

2025-07-28T18:54:00Z

Россияне начали активно бронировать зимние туры

2025-07-28T18:49:05Z

Регулярные рейсы между Петрозаводском и Калининградом продлили до конца года

2025-07-28T18:45:13Z

Очереди из пассажиров собираются у касс Аэрофлота в Пулково из-за отмены рейсов

Эксперт Малинин оценил ущерб от хакерской атаки на авиацию

Эксперт Малинин оценил ущерб от хакерской атаки на авиацию

2025-07-28T13:36:49Z — Российские авиакомпании столкнулись с масштабным сбоем в работе информационных систем, что привело к задержкам и отменам рейсов


«Возможны перебои в работе сервисов. В связи с этим ожидается вынужденная корректировка в расписании выполняемых рейсов, в том числе путем переноса и отмены», - сообщили компании.

Напомним, что к 10:12 мск было отменено 42 рейса из Москвы и в столицу, включая направления в Екатеринбург, Сочи, Санкт-Петербург, Казань и другие города. Через час список пополнился еще семью рейсами, среди которых — полеты в Калининград, Астану и Красноярск.

Хакерская группировка Silent Crow уже заявила, что сбой стал результатом кибератаки, в ходе которой были уничтожены около 7000 серверов и похищено 22 ТБ данных.

«Нам удалось: получить и выгрузить полный массив баз данных истории перелетов. Скомпрометировать все критические корпоративные системы, получить контроль над персональными компьютерами сотрудников, включая высшее руководство. Скопировать данные с серверов прослушки, включая аудиозаписи телефонных разговоров и перехваченные коммуникации, извлечь данные из систем наблюдения и контроля за персоналом» ,— похвастали хакеры.

Также они предупредили: «В ближайшее время начнется публикация части полученных данных».

Отметим, что Киберпартизаны BY в Беларуси признаны экстремистским сообществом, а Silent Crow ранее заявляли, что взламывали Росреестр.

Минтранс сообщил, что из-за отмены рейсов пострадали около 75 тыс. пассажиров. Московская транспортная прокуратура взяла ситуацию на контроль.

По словам Сергея Малинина, сам факт атаки не удивителен, так как они совершаются постоянно и защититься на сто процентов невозможно.

- А как такое вообще допустили? В чем у авиакомпаний может быть прокол?

- Самые простые вторжения осуществляются с помощью социальной инженерии. То есть, когда на служебную почту присылается письмо, например: «Пароль к вашей почте истекает, нажмите сюда», или письмо в бухгалтерию с темой «Ошибочный платёж» — что-то, что бухгалтер точно откроет. Получатель скачивает вложение с вирусом, запускает его, и злоумышленники получают контроль над системой.

Для самого получателя ничего заметного не происходит. Но в этот момент вредоносный код уже передает управление компьютером внешним злоумышленникам. Они получают доступ не только к этому компьютеру, но и к внутренней сети компании. Дальше — постепенное продвижение по системам, поиск новых уязвимостей и расширение контроля.

Иногда даже не нужна социальная инженерия — хакеры находят уязвимости в самом программном обеспечении (ПО). Они есть всегда, даже если софт сертифицирован.

Полностью избежать уязвимостей невозможно. Если хакерская группа целенаправленно атакует систему, рано или поздно она найдет способ проникнуть. У крупных авиакомпаний наверняка были мощные системы защиты. Но если две опытные хакерские группы объединяются и месяцами готовят атаку — шансов избежать взлома почти нет.

- Хакеры могли использовать что-то новое?

- В глобальном смысле — нет. Но постоянно появляются новые инструменты для взлома. Изучаются корпоративные системы, например, билетные сервисы авиакомпаний, совершенствуются методы социальной инженерии.

Не исключен и внутренний фактор. Например, если кто-то из сотрудников пошел на сговор с хакерами. Это маловероятно, но такой сценарий дает почти неограниченные возможности атакующей стороне.

Лучшая защита — полная изоляция критически важных систем от интернета. Так работает, например, Центробанк: их внутренние сети физически не подключены к внешним сетям. Риск взлома в таком случае снижается на порядки.

В целом грамотная защита строится на трех принципах: базовые технические меры, мониторинг аномальной активности во внутренних сетях и непрерывный процесс просвещения сотрудников компании о том, как не стать жертвой уловок хакеров.

- Хакеров можно найти и арестовать?

- Практически нет. Были единичные случаи, когда на Западе арестовывали «хакеров», но это чаще политические игры. Если группировка действует из враждебной юрисдикции, шансы на их поимку близки к нулю.

- Кто мог быть заказчиком?

- Многие хакеры действуют из идейных соображений — без заказчика. Но учитывая масштаб атаки, а именно год подготовки и участие нескольких известных групп, скорее всего, было стороннее финансирование. Заинтересованных сторон может быть много, устанешь загибать пальцы.

- Сколько это могло стоить?

- Есть два понятия: стоимость исполнения и цена заказчика. Например, хакеры могут провести атаку за $500, но заказчик заплатит $50 тыс.

В России есть легальные «хакерские конкурсы», когда компании платят хакерам за тестовые взломы, чтобы проверить уровень своей кибербезопасности и найти слабые места. За успешную атаку на банк, например, могут заплатить миллион рублей. Предположу, что реальные атаки сложных защищенных структур могут стоить заказчикам и миллионы долларов.

- Компании смогут оправиться от случившейся атаки?

- Главный критерий – насколько быстро компании смогут восстановить свою работоспособность. Важно понимать, что даже если у них есть резервные копии, восстановление может занять много времени, вплоть от полугода.

Читайте также:

2025-07-28T14:04:56Z

Тысячи людей застряли в аэропортах из-за хакеров, атаковавших системы «Аэрофлота». Что делать тем, чьи рейсы отменили?

2025-07-28T19:13:13Z

Цифровой террор: как атаки на "Аэрофлот" изменят будущее гражданской безопасности

Сегодня у "Аэрофлота" произошёл масштабный сбой информационных систем. Хакерская группировка Silent Crow совместно с "Киберпартизаны BY" объявила об уничтожении внутренней IT-инфраструктуры авиакомпании.

2025-07-07T05:50:31Z

Без связи, интернета и вылета: Аэропорты РФ погрузились в хаос из-за атак БПЛА

Уже третьи сутки в аэропортах РФ творится хаос: сотни рейсов задержаны и отменены из-за атак БПЛА, а толпы уставших пассажиров оказались заперты в аэропортах без питания, информации и возможности вылететь.

2025-07-20T12:03:27Z

МВД предупредило об участившихся кражах при покупке авиабилетов

Отпускники бьют тревогу: в интернете участились кражи денег на авиабилеты

2025-07-28T08:02:00Z

«Аэрофлот» парализован: массовые отмены рейсов, хакеры заявили об уничтожении 7000 серверов и похищении 22 ТБ данных

Восстановление систем "Аэрофлота" после кибератаки может занять от нескольких недель до полугода, а реалистичный ориентир ущерба от действий хакеров может варьироваться до 10 до 50 миллионов долларов, таким мнением с РИА Новости поделился ведущий аналитик отдела мониторинга ИБ "Спикател" Алексей Козлов.