2025-07-28T10:40:28Z
В Москве прошел музыкальной концерт с флейтой Николая II
2025-07-28T10:37:00Z
Свыше 300 юношей и девушек представят Подмосковье на фестивале «Таврида» в Крыму
2025-07-28T10:23:25Z
Раскрыта стоимость роскошного свадебного наряда блогера Литвина
2025-07-28T10:22:25Z
«Ленинград», «Чайф», Гоша Куценко, Юлия Пересильд и другие звезды выступили на фестивале «НАШИ В ГОРОДЕ»
2025-07-28T10:20:22Z
На одном из домов Петербурга появилась памятная табличка в честь Ксении Собчак
2025-07-28T10:15:13Z
В Оричевском районе прошел фестиваль «Истобенский огурец»
2025-07-28T10:11:33Z
Во дворе Московского театра «Современник» появится локация «Зеленый дворик»
2025-07-28T10:00:12Z
«Лента» регистрирует новый товарный знак для группы компаний
2025-07-28T09:59:41Z
Супруг Боярской Максим Матвеев впервые за долгое время показал сыновей
2025-07-28T09:58:01Z
Сергей Безруков сыграет в рэп-спектакле
2025-07-28T09:56:18Z
Российская певица рассказала о планах уйти в монастырь
2025-07-28T09:55:40Z
Михаил Швыдкой рассказал, почему его «называли безумцем»
2025-07-28T09:55:19Z
58-летняя Рената Литвинова в купальнике поплавала в море
2025-07-28T09:50:28Z
Форум «Содружество моды» в Петербурге перенесли на 19-21 ноября
2025-07-28T09:50:00Z
Поздравить со 100-летием Канаша приедут группа "Фабрика" и Алексей Гоман
2025-07-28T04:00:37Z — Алису Гицба хорошо знают не только в родном Сухуме, где она родилась. Обладательница уникального сопрано более 30 лет является солисткой Московской "Геликон-оперы". Сейчас она всю свою энергию тратит на подготовку к IV Международному музыкальному конкурсу-лаборатории, инициатором которого и является. Он пройдет в Москве и Сухуме. Талантливые исполнители от 18 до 45 лет могут до конца сентября подать заявки для участия в музыкальном конкурсе. Лучшие артисты выступят в Гала-концертах.
Мы увиделись с Алисой на летнем "Фестивале Роз и ботанических затей" в усадьбе Архангельское. Там в рамках проекта "Международная музыкальная лаборатория Алисы Гицба" под открытым небом прошел концерт лауреатов конкурса "Подмосковные вечера: Оперетта и кино". Как-то все гармонично сошлось: и классика советских культовых песен, и очарование подмосковной Юсуповской усадьбы и великолепные оперные голоса. Зрители аплодировали стоя.
Алиса Шавловна, вы умеете удивлять! В прошлый раз мы встречались с вами в самом сердце Кавказских гор, где вы в сопровождении симфонического оркестра солировали на одной из самых верхних точек смотровой площадки, на высоте более двух тысяч метров, популярного курорта "Архыз" в Карачаево-Черкесии в рамках ежегодного Фестиваля "Выше Звука". Вы любите эксперименты?
Алиса Гицба: Еще Антон Павлович Чехов в "Чайке" говорил, что "новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно".
Для меня и концерт в горах Архыза и выступление в розарии в подмосковной усадьбе - своего рода эксперименты, новые формы. Я никогда не исполняла на публику партии из классического репертуара с видом на Архыз или песню "Прекрасное далеко" из любимого многими поколениями фильма "Гостья из Будущего". В этом смысле, эти концертные программы стали для меня уникальным творческим опытом. Организаторы мероприятия в Архангельском попросили приготовить что-то легкое, любимое всеми, учитывая тот факт, что петь придется под минусовки и на открытом пространстве. Опера не может хорошо звучать в таких условиях, поэтому репертуар мы собирали сами. Так летним вечером в Архангельском прозвучали песни Муслима Магомаева, Анны Герман, Валентины Толкуновой, Шарля Азнавура. Мы очень долго репетировали и мне кажется, зрители не были разочарованы.
С нашей Музыкальной лабораторией мы много гастролируем по России, а еще выступали в рамках культурно-просветительского проекта "Лето в Москве" во многих подмосковных усадьбах: Кусково, Остафьево и других. Но антураж старинной усадьбы Юсуповых: благоухание цветов и необычное исполнение эстрадных хитов из любимых всеми кинофильмов покорили сердца зрителей.
Вы с детства поете и хотели быть оперной певицей?
Алиса Гицба: Как и многие дети Советского Союза, я еще до школы мечтала выступать на эстраде, виниловые пластинки с хитами из детских кинофильмов были затерты до дыр. Часами я стояла дома у зеркала и пела в воображаемый микрофон. В музыкальную школу родители отправили меня уже в пять лет. Там выяснилось, что у меня с рождения абсолютный слух. Будучи ребенком, я с легкостью подбирала на фортепиано любую мелодию. При этом мои родители не были музыкантами. Правда, мама великолепно играла на семиструнной гитаре и народных абхазских музыкальных инструментах. Видимо, ее музыкальный дар, передаваемый из поколения в поколение, перешел и ко мне. Мой отец служил в театре, был драматическим актером и поэтому все детство я провела рядом с ним, за кулисами. Театр завораживал меня. Я даже целиком выучила "Горе от ума" и каждый день декламировала его окружающим, думала поступать в театральную студию. Но в итоге выбрала музыкальное училище, а на одном из уроков литературы к нам зашла директор и увидела, как легко я разбираю оперу "Орфей и Эвридика" Глюка - пою и играю сразу за всех: и за Орфея, и за Фурий, и за Эвридику. Услышав мой голос, она пошла рассказывать про меня Жозефине Константиновне Бумбуриди, музыкальному педагогу, абхазской оперной певице (а еще солистке Сухумской государственной Филармонии и заслуженной артистке Абхазской АССР - прим. авт.). Кстати, у нее потом училась и Хибла Герзмава, моя однокурсница. Мы стали брать уроки вокала у этого прекрасного и талантливого педагога, и это навсегда решило наш вопрос - кем мы себя видим в будущем. Конечно, оперными примами!
Слышала, что вы были знакомы с Дмитрием Хворостовским. Как вы встретились?
Алиса Гицба: Впервые мы встретились с ним, когда я, будучи студенткой, приехала на международный конкурс вокалистов, и Хворостовский тогда был членом жюри. Там произошла какая-то странная ситуация, возможно, не очень объективно оценили мое выступление, посчитали что для моих 20 лет у меня слишком крепкий репертуар. После второго тура он сам подошел ко мне и сказал, что честно ратовал за меня и искренне хотел, чтобы я прошла дальше, но повлиять на решение жюри он не может. Я ему так благодарна за ту моральную и профессиональную поддержку. Тогда подумала, что, если на меня обратил внимание артист такого уровня и оценил мое выступление, значит чего-то в этой жизни я стою. А ровно через год мы случайно встретились с ним в Гнесинке на нашем спектакле "Женитьба Фигаро". Он пришел как зритель, после выступления я подошла к нему поздороваться. Он улыбнулся и сказал: "А я вас запомнил! Вы были на конкурсе в Перми, и очень рад за вас, теперь у вас есть достойное место в Москве и возможность совершенствоваться в своей профессии!"
Сегодня на сцене столько безголосых исполнителей, что порой думаешь, а так ли важно тратить время, чтобы получить специальное образование. Возможностей самовыражаться предостаточно...
Алиса Гицба: За последние пару лет появилось очень много самых разных культурно-просветительских форматов в искусстве: например, литературно-музыкальные камерные иммерсивные концерты, 3D-визуализации экскурсий в музеях и театрах и т.д. Сейчас такие форматы, как смешение стилей, жанров, подачи очень популярны. Но все-таки основа - это классическая музыка, она всегда была эталоном, золотым фондом мировой музыкальной культуры для публики. Но классическая симфоническая музыка требует к себе уважения и определенного рода подготовки. Человек, впервые, пришедший на концерт, например, в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, может, сразу и не воспримет все тонкости звучания произведения и исполнения его оркестром. Образование в музыкальной школе, занятия с педагогом, знакомство с детства с классической музыкой формирует вкус и создает ту самую культурную базу. Как говорит моя хорошая знакомая, Ольга Мироновна Зиновьева (руководитель Международного научно-образовательного центра им. А. А. Зиновьева философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Биографического института Александра Зиновьева, - прим. авт.), благодаря музыкальному образованию воспитывается не только профессиональный исполнитель, но и профессиональный слушатель.
Не во всех школах, увы, сегодня есть уроки музыки. Поэтому некоторые родители находят возможности и нанимают репетиторов по музыке для своих детей. Помните, как у Грибоедова в "Горе от ума": "Чтоб наших дочерей всему учить, всему. И танцам! и пенью! И нежностям! И вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам".
Ребенок должен вырасти гармоничной личностью. К сожалению, в 90-е годы этот момент напрочь упустили. Потом пришел Миллениум. И выросло целое поколение людей, которые очень сильно отличаются от предыдущих. У них сбиты системы настройки. Я выросла в Советском союзе, и образование, которое нам давали в обычной школе было исключительное. Мы тогда имели возможность сами выбирать свой путь. Я с начальных классов понимала, что математиком никогда не стану. Знала, что музыка - это мое и на уроках пения я была лучшей. Выучила почти весь репертуар советской эстрады.
В то время и уровень советской эстрады был такой, что на него равнялись даже зарубежные артисты!
Алиса Гицба: Верно! Потому что композиторы, которые писали те самые песни имели академическое образование. Возьмите, хотя бы, Алексея Львовича Рыбникова, он автор всем нам знакомых хитов из детских и взрослых кинофильмов. При этом я участвовала в исполнении его Симфонии №5 "Воскрешение мертвых", которую он написал для солистов, хора, органа и большого симфонического оркестра на слова Ветхозаветных пророков Иезекииля, Исайи, Даниила и т.д. Дирижером Мировой премьеры этого музыкального шедевра выступил Теодор Курентзис. Был грандиозный состав хора, оркестра и очень высоко написанная партия сопрано, которую я исполнила. И когда мне поступило предложение принять участие в исполнении симфонии Рыбникова, я сначала подумала, что я что-то не так поняла (смеется).
Замечательно, когда человек, еще с детства погружается в мир искусства, знакомится с творчеством композиторов, узнает о существовании разных стилей не только в живописи, литературе, но и в музыке, особенно классической.
Сегодня у людей сформировалось клиповое мышление, многие из нас не в состоянии долго сосредоточиться на каком-то одном предложении. Человек перегружен бесконечным ассоциативным рядом, постоянно отвлекается на звонки и соцсети. Происходит глобальный "расфокус". Само время диктует нам новые условия - и чтобы оставаться на гребне волны, необходимо экспериментировать. Кстати, в этом смысле и моя музыкальная лаборатория тоже своего рода эксперимент. К тому же у нас актуальный, на мой взгляд слоган: "Музыка - это диалог без границ и расстояний".
Насколько я понимаю, аналогов такого конкурса, как ваш, именно для оперных артистов, в России пока нет?
Алиса Гицба: Да, к тому же, наш конкурс имеет статус международного. У нас в разное время были лауреаты из Сербии, Молдовы, Китая и других стран. Проекту "Международная музыкальная лаборатория Алисы Гицба" уже четыре года, и он набирает обороты. Самый первый конкурс исполнителей проходил в 2022 году только в Абхазии, и тогда это было непростое время. Наш народ очень талантливый и музыкальный. Если господь наделил человека талантом, но он не может его реализовать, то будет самым несчастным человеком на свете. Поэтому детям нужны уроки музыки в школе, а взрослым музыкантам - возможность выступления на разных международных культурных площадках, участие в творческих конкурсах и т.д.
Приведу в пример лауреата нашего музыкального конкурса - молодого баритона из Санкт-Петербурга Алексея Юрковского. Он получил от нас специальный приз и номинацию - "Дебют в опере". Алексей какое-то время потом солировал в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А. С. Пушкина, а сейчас он поет в Мариинке. Музыкантам, которые уже не первый год в профессии, мы даем шанс громко заявить о себе, поэтому и возрастной ценз у нас весьма демократичный от 18 до 45 лет. Сегодня наш музыкальный конкурс развернулся на две страны: добавились мастер-классы по пению в Москве и в Абхазии, заметно увеличилось количество гастролей лауреатов.
Что нового в вашем музыкальном конкурсе в этом году?
Алиса Гицба: Мы будем возрождать позабытое, редкой красоты барочное пение в особом историческом антураже. Это направление преобладало в европейской профессиональной музыке в XVII - первой половине XVIII веков. Типичный оркестр периода барокко был основан на струнных инструментах (в основном скрипка и альт - прим. авт.). Оказалось, что многие наши вокалисты не знакомы с исполнением произведений в стиле барокко. Я намеренно ставлю им в конкурсную программу такое задание, чтобы они умели исполнять, например, причудливые произведения из Пери и Каччини, Монтеверди. Все хотят петь Моцарта. Но они не могут спеть ни одну оперу из барочной эпохи. Сейчас я веду переговоры с Рафаэлем Паласиосом - профессором Парижской Высшей национальной консерватории музыки и танца, где у него авторские семинары по прикладному музыкальному риторическому анализу и он сотрудничает с нашим Факультетом исторического и современного исполнительского искусства Московской Консерватории, которым руководит Михаил Дубов. Мы договорились о том, что они предоставят нам небольшой состав барочного ансамбля, а господин Паласиос преподаст небольшой курс лекций на тему барочной оперы. Все эти мастер-классы будем проводить в очень атмосферном месте: в Архиповском Концертном зале в Москве. Если все получится, следующим шагом будет создание специальной музыкальной программы "Возрождение барочного пения".
Мне кажется, идеальным местом для премьеры может быть потрясающей красоты Юсуповский домашний театр в их дворце на Мойке или театр Гонзаго в Архангельской усадьбе!
Алиса Гицба: Отличная идея, почему бы и нет! В любом случае, в мире российской музыки - это будет прорыв. Кстати, этим направлением сейчас занимается и мой коллега, дирижер Теодор Курентзис, с которым мы давно и плодотворно сотрудничаем в "Геликон-опере", а также Дмитрий Синьковский (российский дирижер, скрипач и вокалист) и Филипп Чижеский (российский дирижер, художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Светланова).
Из-за объявленных санкций отсутствие гастролей на Западе отразилось на вашей карьере?
Алиса Гицба: Это в большей степени сыграло в нашу пользу. Многие музыканты, дирижеры, солисты, постоянно выступавшие за рубежом, теперь доступны здесь и имеют больше времени и возможности посвятить себя творческим проектам.
Во всем надо искать положительные стороны. Но нельзя и впадать в крайности: существовать в замкнутом пространстве тоже неправильно, ведь культура - это постоянный взаимообмен ценностями и традициями. Сейчас, например, в составе жюри моего конкурса будут представители музыкального сообщества Испании и Мексики. Я очень жду этих музыкантов в России и Абхазии, считаю, что они внесут в атмосферу нашего музыкального соревнования новую, интересную нотку, поскольку у них немного другое "слышание" музыки, иной культурный код, что может стать новой точкой отсчета. Также среди членов жюри в этом году - главный дирижер и художественный руководитель Самарского академического театра оперы и балета Евгений Хохлов и художественный руководитель Абхазской государственной филармонии, музыковед, заслуженная артистка Абхазии Эсма Джения.
Как вам удается примерять на себя разные образы? Где вы - настоящая?
Алиса Гицба: В моей жизни присутствуют две полноценных семьи - это семья, мои родные и близкие люди, и театральная семья, без которой я себя также не представляю. Я пришла в "Геликон-оперу" еще во времена своего студенчества и выросла вместе с ним. С главным режиссером театра Дмитрием Бертманом у нас никогда не было противоречий. Другое дело, его видение меня часто удивляло, причем в хорошем смысле. Я никогда с ним не спорила, но всегда видела себя героиней Верди, Пуччини, полную страстей, трагедии, как говорится "моменто море - моментально в море", как в известном фильме Марка Захарова. Мои героини, одержимые страстями, полны драмы и жертвенности, как Тоска у Пуччини или Лиза из "Пиковой Дамы" или Вердивская Леди Макбет. И вот, после таких серьезных партий в театре начинают разминать постановку "Женитьба Фигаро" Моцарта. И я уже представляю себя в образе Графини, а режиссер ставит меня на Марцелину. А она в нашей постановке была в образе этакой советской гражданки, с голубыми тенями, с красной помадой, увешанная дешевой бижутерией, с накладными формами и сзади и впереди, шифоновое платьице, при этом на ногах кроссовки и парик, который я все время снимала, а под ним смешные, накрученные из волос, рогульки.
Когда я впервые, увидела себя, такую, в зеркале перед репетицией, я на всякий случай уточнила у Бертмана, действительно ли именно меня он видит в этом спектакле. "Это будет твоя VIP-партия, вот поверь мне!" - развеял мои сомнения наш гениальный режиссер. И не поверите, во мне откуда-то появилось вдруг столько комизма, сарказма, гротеска, который я еще еле сдерживала на сцене! И эта роль вошла в топ моих любимых ролей, которыми я горжусь. Еще вспоминаю свою партию Эмилии Марти в "Средстве Макрополуса" Леоша Яначека, эту роль в свое время примерила на себя Людмила Гурченко в фильме-водевиле "Рецепт ее молодости". Очень сложная роль, да еще и на современном чешском языке, о трагедии роковой женщины.
В каких необычных проектах поклонники вашего таланта увидят Алису Гицбу в новом сезоне? На какие эксперименты вы готовы пойти?
Алиса Гицба: Жизнь скоротечна и я считаю, что не стоит отказываться от предложений, если они исходят от талантливых людей! Просто нужно реально понимать свои возможности и то, как достойно воплотить в жизнь тот или иной проект. Это как в старом анекдоте: "Мойша, ты умеешь играть на скрипке? Пока не знаю не пробовал!" Надо попробовать, чтобы понять. Вы знаете, кстати, сейчас в тренде…Африка! В Алжире и Тунисе существуют прекрасные оперные театры - я не смогла пока отправиться туда с гастролями, но интерес с их стороны к нашей классической музыке растет с каждым днем. Они заинтересованы в сотрудничестве с российскими артистами. Насколько я знаю, наш Аскар Абдразаков отправился туда на выступления. А Валерий Макаров - солист Камерной сцены им. Б. А. Покровского Большого театра, напротив, недавно вернулся из турне по Африканским странам. Я видела его яркие фоторепортажи о гастролях в соцсетях и поразилась, сколько там молодых талантливых ребят, с отлично поставленными голосами! Сколько людей любят нашу российскую оперу! Он давал им мастер-классы, поскольку у них нет возможности учиться в консерваториях.
Алиса Гицба - заслуженная артистка России, обладает уникальным сопрано. Она стояла у истоков формирования труппы "Геликон-оперы", с 1993 года является его бессменной солисткой. Работала с выдающимися дирижерами современности: В. Гергиевым, Ю. Симоновым, В. Понькиным, Т. Курентзисом, М. Пекарским, Г. Рождественским, Е. Бражником, Э. Маццолой и другими.
Будущая оперная прима родилась в Сухуме, там же в 1989 году окончила вокальное отделение Сухумского музыкального училища, а в 1994 году Российскую академию музыки им. Гнесиных по специальности "сольное академическое пение".
В настоящее время в репертуаре примы около тридцати - в основном ведущих - партий: Татьяна и Лиза ("Евгений Онегин" и "Пиковая дама" П. И. Чайковского), Недда ("Паяцы" Р. Леонкавалло), Микаэла ("Кармен" Ж. Бизе), Антония ("Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха), Розалинда ("Летучая мышь" И. Штрауса), Мать Мария ("Диалоги кармелиток" Ф. Пуленка), Эмилия Марти ("Средство Макропулоса" Л. Яначека). Особое место в репертуаре певицы занимают центральные партии в операх Дж. Верди: Виолетта ("Травиата"), Аида ("Аида"), Алиса Форд ("Фальстаф"), Леди Макбет ("Макбет").
Источник:
2025-07-24T09:54:26Z
Концерт будет посвящен 80-летию со дня рождения Первого Президента Республики Абхазия Владислава Ардзинба
2025-06-24T12:33:17Z
Открытие фестиваля состоится в крупнейшем парке Черкесска "Зеленый остров"
2025-07-07T09:02:00Z
Певица из Уфы поделилась своими чувствами от концерта
2025-07-04T14:28:11Z
Хибла Герзмава даст два юбилейных концерта в Зеленом театре ВДНХ
2025-07-21T13:00:07Z
Крупнейший из российских музыкальных фестивалей открылся на побережье Черного моря. Продолжая традиции, Большой летний музыкальный фестиваль Сириус на протяжении полутора месяцев представит жителям и гостям Краснодарского края 24 концерта с участием звезд классической сцены. В афише этого сезона - выступления оркестров Большого и Мариинского театров, ГАСО России имени Е.Ф.Светланова и оркестра "Филармония наций"; оперные, камерные и симфонические программы; концерты Дениса Мацуева (фортепиано), сопрано Динары Алиевой, Ольги Перетятько и Елены Стихиной, Павла Милюкова (скрипка), Сергея Ролдугина (виолончель) и др.