Историк КФУ рассказала о развитии кораблестроения в Казани в Петровскую эпоху

Все новости — Оборона и безопасность

2025-07-27T09:50:00Z

Auterion поставит Украине более 30 тыс. мини-компьютеров для управления БПЛА

2025-07-27T09:49:15Z

Политолог Халилов: ВМФ остается непоколебимым символом военной мощи России

2025-07-27T09:43:23Z

Die Welt: Австрия думает над вступлением в НАТО из-за России

2025-07-27T09:42:07Z

Ангелы на фронте: за жизнь бойца начинают бороться в окопах

2025-07-27T09:40:07Z

Офицер Фариназу: Европа перевооружается с прицелом на Россию

2025-07-27T09:36:00Z

В Казани отметили День военно-морского флота России

2025-07-27T09:35:36Z

Боец РФ после двух лет поисков встретился со спасенной в Артемовске девочкой

2025-07-27T09:34:27Z

Военный эксперт Кошкин назвал Калининград «мёртвой зоной» для НАТО

2025-07-27T09:31:40Z

МГЕР откроет отделения на ПАО "ОДК-Кузнецов" и ведущих вузах и колледжах Самары

2025-07-27T09:30:00Z

МЧС: в Татарстане в ближайшие сутки ожидается сильный ветер

2025-07-27T09:28:17Z

Володин: Будущее России и мира зависит от достижения целей спецоперации

2025-07-27T09:26:30Z

В Феодосии военные проведут учебные стрельбы

2025-07-27T09:23:04Z

Три неопознанных беспилотника вторглись в закрытое пространство над японской АЭС

2025-07-27T09:13:18Z

О планах НАТО на Калининград. Противники России очень хотят победить, но совсем не хотят умереть

2025-07-27T09:12:53Z

Стало известно о планах Киева признать дезертирами переданных Украине погибших бойцов

Историк КФУ рассказала о развитии кораблестроения в Казани в Петровскую эпоху

Историк КФУ рассказала о развитии кораблестроения в Казани в Петровскую эпоху

2025-07-27T05:00:00Z — Сегодня в России празднуется День ВМФ. В Казани морские корабли начали строить еще в XVII веке. Как развивалась отрасль 300 лет назад и какой вклад внес город в создание флота Каспийского моря – в материале «Татар-информа».


«История морского кораблестроения в Казани началась в XVII веке»

В преддверии Дня Военно-Морского Флота в России издание «Миллиард.Татар» провело лекцию, посвященную развитию морского кораблестроения в Казани. Замдиректора по научной работе Научной библиотеки имени Лобачевского КФУ Эльмира Амирханова рассказала, как начиналось развитие строительства морских судов в городе.

«История морского кораблестроения в Казани началась еще в XVII веке благодаря обширным лесным массивам и многовековому опыту строительства речных судов. Кроме того, поворот реки Волги давал достаточно места для размещения крупной гавани, в которой помещалось бы большое количество кораблей», – начала лекцию историк.

По ее словам, во второй половине XVII века в Казань был приглашен голландский корабельный мастер для построения морских военных судов, «могущих разъезжать по Каспийскому морю». Однако в это время в стране случилось восстание Степана Разина, и все эти корабли были сожжены.

Эльмира Амирханова рассказала, как начиналось развитие строительства морских судов в столице Татарстана

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Годовой бюджет города на 13 яхт

По словам Амирхановой, ключевым моментом в истории стал указ Петра I 1697 года, в котором требовалось найти место для строительства и ремонта кораблей «под Зилантовым монастырем», то есть в устье Казанки.

В этот же год развернулось строительство первой партии кораблей, которая состояла из 13 яхт, предназначавшихся для флота России на Каспийском море. Для этого в Казань были направлены корабельные мастера, и строительство началось через считаные недели после издания указа.

Первые корабли были 17-19 метров в длину и 5 метров в ширину, что диктовалось высотой самых крупных деревьев, ведь самая нижняя часть судна – киль – изготавливалась из цельного ствола. По словам историка, в строительстве принимало участие почти 1,6 тыс. человек, а расходы на эти 13 кораблей составили по тем временам более 15 тыс. рублей, что было сравнимо с годовым бюджетом Казани.

В 1699 году эти корабли были готовы и отправлены в Астрахань. «На каждой яхте умещалось по 100 солдат», – добавила Амирханова.

Главная задача кораблей заключалась в патрулировании Волги в каспийской зоне, чтобы не было ущерба торговым судам. Для них даже был создан отдельный острог для зимовки и обслуживания этих кораблей.

Фото: ru.wikipedia.org, Общественное достояние

Корабли для защиты Санкт-Петербурга

С началом XVIII века в городе начали строить уже более крупные корабли для прибрежной морской зоны Каспийского моря, так называемые шмаки, созданные по подобию голландских судов. Первоначальный приказ говорил о изготовлении 40 таких кораблей, а информации по второй партии не сохранилось.

Изначально корабли строили так же в устье Казанки, но уже в 1702 году место перенесли в район нынешнего Верхнего Услона. Историк предполагает, что это было сделано из-за нехватки места в казанской гавани.

По словам Амирхановой, часть построенных кораблей должна была отправиться патрулировать Волгу во время восстания Кондратия Булавина, так как основные войска России в то время были в Прибалтике. А еще пять нужно было отправить вверх по Волге через систему шлюзов, попасть в Неву и плыть в Балтийское море для обороны Петербурга.

Таким образом, планировалось усилить флот у Санкт-Петербурга, который в то время еще представлял собой крепость, а не полноценный город.

Фото: ru.wikipedia.org, Общественное достояние

«Судьба у них была очень печальная»

Амирханова отметила, что всего до 1706 года в Казани было построено более 100 кораблей. Однако когда пришло время их отправлять, военачальник того времени забраковал 96 судов, так как они были построены «непотребно» и их нужно перестраивать. Но пять кораблей он все-таки отобрал, и они отправились вверх по течению Волги в Балтийское море.

«Судьба у них была очень печальная. Они выплыли, а так как в Европе в то время был малый ледниковый период, то для плавания времени в году было очень мало. В итоге добрались они только через 8 лет и в таком состоянии, что их тут же разобрали», – рассказала историк.

Несмотря на это, в Казани продолжали строить корабли и только до 1718 года было минимум пять заказов на военные морские и прочие суда.

Сегодня ученые продолжают изучать этот пласт истории. В казанских архивах хранятся чертежи, контракты и отчеты корабельных мастеров того времени. Все эти документы помогают понять, как именно формировалась российская судостроительная отрасль и какой эффект она оказывала на экономическую и политическую ситуацию в мире.

Читайте также:

2025-07-27T09:36:00Z

В Казани отметили День военно-морского флота России

2025-07-25T06:32:00Z

Руководитель Администрации Раиса Республики Татарстан Асгат Сафаров посетил с рабочей поездкой Новороссийскую военно-морскую базу

Делегация Татарстана во главе с зампредом Правительства РТ и Полномочным представителем республики в РФ Равилем Ахметшиным посетила Новороссийскую военно-морскую базу. Поводом стал 85-летний юбилей соединения. В состав делегации вошли представители органов власти, бизнеса и культуры, в том числе мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев, депутат Госдумы РФ Руслан Гаджиев и меценат Рафаэль Фаизов. Также на базе ... Подробнее 

2025-06-29T06:43:00Z

Олег Коробченко поздравил судостроителей Татарстана с профессиональным праздником

Министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко поздравил работников и ветеранов судостроительной отрасли с Днем кораблестроителя, пишет ИА "Татар-информ"

2025-07-25T06:10:00Z

Татарстанская делегация посетила Новороссийскую военно-морскую базу

Республика Татарстан | РТ Онлайн - Новости Татарстана и Казани на сайте газеты Республика Татарстан Руководитель Администрации Раиса Татарстана Асгат Сафаров вместе с делегацией из республики посетил Новороссийскую военно-морскую базу. Татарстанцы встретились с заместителем командующего Черноморского флота России контр-адмиралом Ильдаром Ахмеровым и командиром Новороссийской военно-морской базы контр-адмиралом Виктором Кочемазовым, […] Сообщение Делегация из Татарстана посетила Новороссийскую военно-морскую базу появились сначала на Республика Татарстан | РТ Онлайн.

2025-07-27T06:26:00Z

В День ВМФ России делегация Татарстана почтила память защитников Севастополя

Республика Татарстан | РТ Онлайн - Новости Татарстана и Казани на сайте газеты Республика Татарстан Татарстанская делегация в День военно-морского флота возложила цветы к Мемориалу героической обороны Севастополя в 1941-1942 годах. Об этом сообщает пресс-служба Полномочного представительства республики в РФ. Почтить памятник защитников города в […] Сообщение Делегация Татарстана в День ВМФ почтила память защитников Севастополя появились сначала на Республика Татарстан | РТ Онлайн.