2025-07-27T09:50:00Z
Auterion поставит Украине более 30 тыс. мини-компьютеров для управления БПЛА
2025-07-27T09:49:15Z
Политолог Халилов: ВМФ остается непоколебимым символом военной мощи России
2025-07-27T09:43:23Z
Die Welt: Австрия думает над вступлением в НАТО из-за России
2025-07-27T09:42:07Z
Ангелы на фронте: за жизнь бойца начинают бороться в окопах
2025-07-27T09:40:07Z
Офицер Фариназу: Европа перевооружается с прицелом на Россию
2025-07-27T09:36:00Z
В Казани отметили День военно-морского флота России
2025-07-27T09:35:36Z
Боец РФ после двух лет поисков встретился со спасенной в Артемовске девочкой
2025-07-27T09:34:27Z
Военный эксперт Кошкин назвал Калининград «мёртвой зоной» для НАТО
2025-07-27T09:31:40Z
МГЕР откроет отделения на ПАО "ОДК-Кузнецов" и ведущих вузах и колледжах Самары
2025-07-27T09:30:00Z
МЧС: в Татарстане в ближайшие сутки ожидается сильный ветер
2025-07-27T09:28:17Z
Володин: Будущее России и мира зависит от достижения целей спецоперации
2025-07-27T09:26:30Z
В Феодосии военные проведут учебные стрельбы
2025-07-27T09:23:04Z
Три неопознанных беспилотника вторглись в закрытое пространство над японской АЭС
2025-07-27T09:13:18Z
О планах НАТО на Калининград. Противники России очень хотят победить, но совсем не хотят умереть
2025-07-27T09:12:53Z
Стало известно о планах Киева признать дезертирами переданных Украине погибших бойцов
2025-07-27T05:00:00Z — Сегодня в России празднуется День ВМФ. В Казани морские корабли начали строить еще в XVII веке. Как развивалась отрасль 300 лет назад и какой вклад внес город в создание флота Каспийского моря – в материале «Татар-информа».
В преддверии Дня Военно-Морского Флота в России издание «Миллиард.Татар» провело лекцию, посвященную развитию морского кораблестроения в Казани. Замдиректора по научной работе Научной библиотеки имени Лобачевского КФУ Эльмира Амирханова рассказала, как начиналось развитие строительства морских судов в городе.
«История морского кораблестроения в Казани началась еще в XVII веке благодаря обширным лесным массивам и многовековому опыту строительства речных судов. Кроме того, поворот реки Волги давал достаточно места для размещения крупной гавани, в которой помещалось бы большое количество кораблей», – начала лекцию историк.
По ее словам, во второй половине XVII века в Казань был приглашен голландский корабельный мастер для построения морских военных судов, «могущих разъезжать по Каспийскому морю». Однако в это время в стране случилось восстание Степана Разина, и все эти корабли были сожжены.
Эльмира Амирханова рассказала, как начиналось развитие строительства морских судов в столице Татарстана
Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»
По словам Амирхановой, ключевым моментом в истории стал указ Петра I 1697 года, в котором требовалось найти место для строительства и ремонта кораблей «под Зилантовым монастырем», то есть в устье Казанки.
В этот же год развернулось строительство первой партии кораблей, которая состояла из 13 яхт, предназначавшихся для флота России на Каспийском море. Для этого в Казань были направлены корабельные мастера, и строительство началось через считаные недели после издания указа.
Первые корабли были 17-19 метров в длину и 5 метров в ширину, что диктовалось высотой самых крупных деревьев, ведь самая нижняя часть судна – киль – изготавливалась из цельного ствола. По словам историка, в строительстве принимало участие почти 1,6 тыс. человек, а расходы на эти 13 кораблей составили по тем временам более 15 тыс. рублей, что было сравнимо с годовым бюджетом Казани.
В 1699 году эти корабли были готовы и отправлены в Астрахань. «На каждой яхте умещалось по 100 солдат», – добавила Амирханова.
Главная задача кораблей заключалась в патрулировании Волги в каспийской зоне, чтобы не было ущерба торговым судам. Для них даже был создан отдельный острог для зимовки и обслуживания этих кораблей.
Фото: ru.wikipedia.org, Общественное достояние
С началом XVIII века в городе начали строить уже более крупные корабли для прибрежной морской зоны Каспийского моря, так называемые шмаки, созданные по подобию голландских судов. Первоначальный приказ говорил о изготовлении 40 таких кораблей, а информации по второй партии не сохранилось.
Изначально корабли строили так же в устье Казанки, но уже в 1702 году место перенесли в район нынешнего Верхнего Услона. Историк предполагает, что это было сделано из-за нехватки места в казанской гавани.
По словам Амирхановой, часть построенных кораблей должна была отправиться патрулировать Волгу во время восстания Кондратия Булавина, так как основные войска России в то время были в Прибалтике. А еще пять нужно было отправить вверх по Волге через систему шлюзов, попасть в Неву и плыть в Балтийское море для обороны Петербурга.
Таким образом, планировалось усилить флот у Санкт-Петербурга, который в то время еще представлял собой крепость, а не полноценный город.
Фото: ru.wikipedia.org, Общественное достояние
Амирханова отметила, что всего до 1706 года в Казани было построено более 100 кораблей. Однако когда пришло время их отправлять, военачальник того времени забраковал 96 судов, так как они были построены «непотребно» и их нужно перестраивать. Но пять кораблей он все-таки отобрал, и они отправились вверх по течению Волги в Балтийское море.
«Судьба у них была очень печальная. Они выплыли, а так как в Европе в то время был малый ледниковый период, то для плавания времени в году было очень мало. В итоге добрались они только через 8 лет и в таком состоянии, что их тут же разобрали», – рассказала историк.
Несмотря на это, в Казани продолжали строить корабли и только до 1718 года было минимум пять заказов на военные морские и прочие суда.
Сегодня ученые продолжают изучать этот пласт истории. В казанских архивах хранятся чертежи, контракты и отчеты корабельных мастеров того времени. Все эти документы помогают понять, как именно формировалась российская судостроительная отрасль и какой эффект она оказывала на экономическую и политическую ситуацию в мире.
Источник:
2025-07-27T09:36:00Z
2025-07-25T06:32:00Z
Делегация Татарстана во главе с зампредом Правительства РТ и Полномочным представителем республики в РФ Равилем Ахметшиным посетила Новороссийскую военно-морскую базу. Поводом стал 85-летний юбилей соединения. В состав делегации вошли представители органов власти, бизнеса и культуры, в том числе мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев, депутат Госдумы РФ Руслан Гаджиев и меценат Рафаэль Фаизов. Также на базе ... Подробнее
2025-06-29T06:43:00Z
Министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко поздравил работников и ветеранов судостроительной отрасли с Днем кораблестроителя, пишет ИА "Татар-информ"
2025-07-25T06:10:00Z
Республика Татарстан | РТ Онлайн - Новости Татарстана и Казани на сайте газеты Республика Татарстан Руководитель Администрации Раиса Татарстана Асгат Сафаров вместе с делегацией из республики посетил Новороссийскую военно-морскую базу. Татарстанцы встретились с заместителем командующего Черноморского флота России контр-адмиралом Ильдаром Ахмеровым и командиром Новороссийской военно-морской базы контр-адмиралом Виктором Кочемазовым, […] Сообщение Делегация из Татарстана посетила Новороссийскую военно-морскую базу появились сначала на Республика Татарстан | РТ Онлайн.
2025-07-27T06:26:00Z
Республика Татарстан | РТ Онлайн - Новости Татарстана и Казани на сайте газеты Республика Татарстан Татарстанская делегация в День военно-морского флота возложила цветы к Мемориалу героической обороны Севастополя в 1941-1942 годах. Об этом сообщает пресс-служба Полномочного представительства республики в РФ. Почтить памятник защитников города в […] Сообщение Делегация Татарстана в День ВМФ почтила память защитников Севастополя появились сначала на Республика Татарстан | РТ Онлайн.