2025-07-27T12:20:07Z
День ВМФ в карточках
2025-07-27T12:19:56Z
Разведка Южной Кореи предрекла крупное наступление России на Украине
2025-07-27T12:19:47Z
Подведены итоги работы Чувашской транспортной полиции за первое полугодие
2025-07-27T12:17:00Z
ВС РФ отработали применение противотанковых мин при штурме опорников ВСУ
2025-07-27T12:08:54Z
Корабли ТОФ уничтожили десантный отряд условного противника в Японском море
2025-07-27T12:06:07Z
Главу Незалежной могут подставить нардепы
2025-07-27T12:04:39Z
Команда из Кировской области участвует в окружном этапе игры «Зарница 2.0»
2025-07-27T12:02:00Z
MWM: подлодки «Ясень-М» являются серьезной угрозой для кораблей противника
2025-07-27T11:58:00Z
В Нижегородской области откроется новое военно-инженерное училище
2025-07-27T11:57:37Z
Воспитанник детского лагеря "Ахмат" ушел на фронт, сообщил Алаудинов
2025-07-27T11:55:16Z
В СПбГМТУ Путину вручили в подарок титановую модель ракеты «Ангара»
2025-07-27T11:45:02Z
Неизвестные устроили провокацию против российских фехтовальщиков в Тбилиси
2025-07-27T11:34:00Z
В Йошкар-Оле почтили память моряков, возложив цветы к Монументу Воинской славы
2025-07-27T11:30:26Z
Борису Корчевникову пришлось усилить охрану после объявления в розыск СБУ
2025-07-27T11:25:27Z
Экспорт Тайваня БПЛА за шесть месяцев вырос на 749%
2025-07-23T13:10:17Z
На Украине вступил в силу закон, существенно ограничивший полномочия независимых антикоррупционных органов. Они были переданы генеральному прокурору, которого назначает президент страны. Изменения позволят главе государства Владимиру Зеленскому усилить власть и избежать неудобных уголовных дел для своей команды, однако это грозит потерей доверия со стороны союзников и лишением финансирования. Что нужно знать о вызвавшем массовые протесты законе — в материале «Известий».
• Закон, принятый Верховной радой и подписанный президентом, кардинально влияет на деятельность антикоррупционных органов. Фактически он лишает независимости два прежде самостоятельных ведомства — Национальное антикоррупционного бюро (НАБУ) и Специальную антикоррупционную прокуратуру (САП). Они будут подчиняться генеральному прокурору, которого в свою очередь назначает президент Украины по согласованию с Верховной радой.
• Теперь генеральный прокурор получит доступ к материалам НАБУ по коррупционным преступлениям и сможет передавать их другим прокурорам. Также у него появится возможность выдавать обязательные для исполнения указания следователям, а в случае отказа от их выполнения — передавать дела другим ведомствам. Генпрокурор сможет без согласования с заместителями закрывать уголовное производство по ходатайству защиты.
• Также генпрокурор освобождается от ряда ограничений, которые на него накладывались главой САП. Это касалось решений об определении органа расследования в случае спора о подследственности, о подписании подозрений должностным лицам (депутатам, кандидатам в президенты, министрам и главам силовых ведомств), о наделении детективов НАБУ правом расследовать преступления с другими ведомствами. Глава САП, избираемый конкурсной комиссией, выводится из состава руководства генеральной прокуратурой.
• О грядущих переменах в работе антикоррупционных органов ничего не было известно еще два дня назад. Законопроект №12414, передающий полномочия НАБУ и САП генпрокурору, уже давно был принят в первом чтении, но его первоначальный текст касался только изменений в Уголовный процессуальный кодекс, связанных с исчезновением лиц без вести в условиях военного положения.
• Поправки ко второму чтению были внесены 22 июля на внеочередном заседании правоохранительного комитета Верховной рады четырьмя депутатами от президентской партии «Слуга народа». В тот же день закон был принят в парламенте и подписан Зеленским. В Верховной раде его принятие встретили аплодисментами, так как некоторые депутаты находятся под следствием НАБУ. Таким образом, кардинальные изменения в работе антикоррупционных ведомств произошли в течение суток.
• За день до рассмотрения законопроекта во втором чтении в офисах НАБУ и САП прошли обыски. Их провели Служба безопасности Украины (СБУ), Государственное бюро расследований и офис генпрокурора. Обыски прошли у около 70 сотрудников, из которых 15 фигурируют в уголовных делах. В НАБУ заявили, что обыски прошли без судебных решений. Уже сам факт такого давления на антикоррупционные органы вызвал критику со стороны западного сообщества, которая усилилась после принятия закона.
• Независимые антикоррупционные органы были созданы в 2015 году во время президентства Петра Порошенко (внесен Росфинмониторингом в список лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму). Это было одним из ключевых условий для евроинтеграции Украины. Создание этих органов проходило под кураторством и при финансовой помощи со стороны зарубежных партнеров Киева, которые до сих пор продолжали поддерживать сформированную в стране систему борьбы с коррупцией.
• Тем не менее, деятельность НАБУ и САП нередко шла вразрез с политикой центральных властей и конкретно офиса президента Украины. В прошлом эти ведомства возбуждали и вели громкие уголовные дела, фигурантами которых становились близкие к власти должностные лица, такие как председатель Верховного суда Всеволод Князев, замминистра по развитию общин и территорий Василий Лозинский, вице-премьер Алексей Чернышов. Задержание и последующее преследование Князева вызвало, по данным СМИ, особенный шок в офисе президента и стало для него полной неожиданностью.
• Действующие власти Украины уже пытались в недалеком прошлом ограничить работу НАБУ. В 2023 году Зеленский предлагал приравнять коррупционные преступления к государственной измене. Это позволило бы передавать расследования в СБУ, подчиненную президенту Украины. Тогда инициатива Зеленского не нашла понимания в обществе и среди западных союзников и была свернута.
• Новый быстро принятый закон встроит антикоррупционные органы в вертикаль власти, подчинив их не столько генпрокурору, сколько президенту Украины. Это усилит его позиции и позволит его команде не опасаться какого-либо преследования внутри страны. Зеленский заодно оправдал изменения тем, что НАБУ и САП якобы находились под российским влиянием, от которого теперь они избавятся. Его поддержали другие зависимые от центральной власти должностные лица, призвавшие отказаться от споров и консолидироваться вокруг президента. Таким образом он, надеясь повысить рейтинг, попытался придать антикоррупционным органам образ внутреннего врага, которого удалось тут же разоблачить.
• Эксперты единодушны во мнении, что принятый и уже вступивший в силу закон ослабит борьбу с коррупцией на Украине. Хотя в целом эта работа продолжится, однако особо приближенные к власти лица смогут выпадать из поля зрения НАБУ. Громких уголовных дел станет меньше, ключевые члены команды Зеленского смогут больше не опасаться преследования, по крайней мере пока они сохраняют верность действующей власти.
• Если же коррупционные скандалы и будут возникать, то они уже не будут являться инициативой детективов НАБУ. Офис президента сможет режиссировать эти дела, извлекая из них выгоду для себя, когда показательный процесс можно будет использовать для набора политических очков. Этого инструмента в руках исполнительной власти раньше не было, ей приходилось по факту сталкиваться с очередным ударом со стороны раздражающего ее органа.
• Своеобразное прикрытие со стороны подконтрольных генпрокуратуре НАБУ и САП трансформирует саму систему отношений внутри руководящей верхушки. Гарантия неприкосновенности по коррупционным делам сделает офис президента монолитной структурой, в которую станет невозможно встроиться без попадания в орбиту ее главы Андрея Ермака и Зеленского. Возможность контролировать расследования по коррупционным преследованиям — это оптимальный для них инструмент, чтобы оказывать на подчиненных давление и добиваться от них лояльности, которая позволит системе сохранять саму себя.
• Расплатой за разгром антикоррупционных органов станет недовольство иностранных союзников. Они массово выразили озабоченность тем, что борьба с коррупцией переходит фактически в ведение офиса президента. Ранее Украина получала под это дело финансирование, но теперь может его лишиться.
• Вся остальная помощь Украине, в том числе военная, также доходила до нее под обязательство вести борьбу с коррупцией на должном уровне. Союзники Киева особо отмечали это, когда согласовывали очередной денежный транш или передачу оружейного пакета. Особенно на этом настаивали США. Еще при президенте Джо Байдене в Вашингтоне звучали требования передавать оружие Украине только под строжайшим надзором — разные политики опасались, что переданная помощь «растворится» и не достигнет своей цели. Теперь у противников поддержки Киева появится новый железный аргумент.
• Отдельно Украине грозит блокировка вступлению в Евросоюз. Еврокомиссар по вопросам расширения Марта Кос уже заявила, что принятие закона является для Украины «серьезным шагом назад». Он может серьезно подорвать доверие к стране и ее репутацию на Западе. Пример Грузии уже показал, как быстро могут быть разрушены отношения между Брюсселем и кандидатом на членство в Евросоюзе, если последний не соблюдает выдвинутые требования.
• Впрочем, за последние годы на Украине было уже принято немало нормативно-правовых актов, напрямую противоречащих европейским устремлениям страны. Например, это касалось ограничений национальных меньшинств и языковых групп, гонений на церковь. Киеву не раз был послан сигнал, что ему можно многое во внутренней политике. В то же время Украина так и не получила четких условий по вступлению в Евросоюз и срокам их исполнения — раз членство в блоке в ближайшие годы не гарантировано, то это, как и вседозволенность, развязывает руководству страны руки.
• Еще одно вероятное последствие является внутриполитическим. Хотя Зеленский попытался обвинить НАБУ в работе на Россию, это оправдание не было услышано. На Украине произошли крупнейшие за последние годы акции протеста, причем недовольство направлено было именно на президента, так как он не стал накладывать вето на скандальный законопроект. Реакцией на это может стать усиление репрессий и сохранение курса на продление полномочий под вывеской военного положения.
Принятый одним днем закон завершил собой продолжавшиеся несколько лет попытки президента Украина и его окружения обезопасить себя от возможного преследования за коррупцию. Теперь Зеленский получил рычаг давления, который позволит ему исключить из поля зрения НАБУ приближенных к себе людей. Этот шаг также ознаменовал собой осознание полной вседозволенности: несмотря на то, что борьба с коррупцией была главным условием для евроинтеграции и выделения финансовой помощи, Зеленский не боится прямо его нарушать. В свою очередь, европейские и американские политики, хоть и осуждают на словах принятие законопроекта, даже вызвавшего в стране протесты (подробнее о том, как их освещают на Западе, мы писали здесь), на деле они оставят все без изменений — Украина нужна им, чтобы руками ее людей противостоять России. Это — главная причина, по которой Киеву выделяют обширные пакеты финансовой и военной помощи, а на его непослушание и даже на его преступления закрывают глаза.
При написании материала «Известия» беседовали и учитывали мнения:
2025-07-23T14:52:00Z
Как ограничение независимости антикоррупционных органов скажется на военной поддержке Киева
2025-07-24T21:02:00Z
Причин множество — политические репрессии, недовольство политикой, коррупция.
2025-07-18T07:21:05Z
2025-07-25T07:31:12Z
Спецслужбы Украины пытаются лишить протестующих плакатов с портретом нелегитимного президента
2025-07-23T11:49:21Z