2025-07-23T01:10:09Z
В Новгородской области эксперимент по выставлению оценок за поведение проведут в 10 школах
2025-07-23T01:04:32Z
Российские практики госуправления представят молодым чиновникам из 42 стран
2025-07-23T00:47:18Z
В ОП считают, что ГОСТ на школьную форму должен стать обязательным
2025-07-23T00:13:39Z
Минпросвещения определило, сколько часов в неделю должны учиться младшеклассники
2025-07-23T00:08:20Z
На Чукотке почти сто подростков трудоустроены летом в традиционные отрасли
2025-07-23T00:03:00Z
Доцент Балынин: с сентября россиянам, отметившим 80-летие в августе, удвоят пенсию
2025-07-22T23:22:23Z
В ОП заявили, что субсидии на покупку школьной формы должны стать федеральными
2025-07-22T19:10:53Z
Шахматист Роман Шогджиев в 10 лет стал самым юным международным мастером
2025-07-22T19:08:42Z
Более 100 ребят из разных регионов России отправились в лагеря отдыха КНДР
2025-07-22T17:27:13Z
Студентка из Уфы завоевала Гран-при конкурса красоты в Индии
2025-07-22T17:27:01Z
Приемка новой школы началась на улице Омской в Красноярске
2025-07-22T17:20:00Z
Кенийский преподаватель: Британский колониализм никуда не исчезал
2025-07-22T17:09:00Z
Ильшат Аминов: Главное — наши дети будут учить в школах «Родной язык»
2025-07-22T17:04:00Z
Летняя проектная школа «Роснефти» стартовала на базе Университетской гимназии МГУ
2025-07-22T17:01:17Z
RT Arabic запустил стажировку для молодых журналистов из арабских стран
2025-07-22T16:00:47Z — Приемная кампания в вузах завершается, а вот реформа высшего образования — в разгаре
И на второй ступени нашего нового высшего образования, магистратуре, новация: впервые в России, причем в региональном вузе, открыли магистерскую кафедру цифровой агрономии.
Как известно, с 2022 года в рамках новой стратегии развития образования высшая школа уходит от бакалавриата. Но не резко, базовое специальное высшее образование все еще включает как бакалавриат, так и специалитет — как минимум до 2027 года.
Вторая ступень «вышки» — это магистратура, третья — аспирантура. В магистранты идут, чтобы прокачать и дополнить знания, обрести новую квалификацию, для того, например, чтобы стать управленцем.
Что до аспирантуры — это уровень обучения для тех, кто намерен двигать отечественную науку. И готов замахнуться не только на «диссер», но и на защиту научно-квалифицированной работы (по-старому, кандидатской). И даже на докторскую, докторантуру. Докторантура тоже существует, но с образовательными уровнями не связана. Это уже чисто научная деятельность, подготовка к получению степени доктора наук (высшая научная степень в РФ).
С разделением на образование и науку связан и такой прикладной вывод, что очная аспирантура дает основание для отсрочки от службы в армии, а вот докторантура — нет. В 2022 году вице-спикер Госдумы Борис Чернышов призывал дать отсрочку от мобилизации докторам и кандидатам наук, но это предложение не приняли.
Таким образом, производственная аспирантура — новая форма для самой высокой, третьей ступени высшего образования. Она предполагает партнерство между университетом и компанией, производственным предприятием. Цель новой программы в ВО заявлена как повышение эффективности исследовательской деятельности, решения актуальных прикладных задач.
О готовности принять участие в проекте по «практикоориентированной подготовке научных кадров» на экспертом совещании в Госдуме весной этого года заявили в МВТУ им. Баумана, МИФИ, МФТИ и др. Позже стало известно об участии РЭУ им. Плеханова, КНИТУ-КАИ (Татарстан). Всего в пилотном проекте Минобрнауки сегодня 20 вузов.
«Первые аспиранты начнут обучение по актуальным инженерным и технологическим направлениям уже в этом году», — говорит министр высшего образования и науки РФ Валерий Фальков. Зачисление по новым программам закончится до 1 ноября 2025 года. Известно, что кроме 20 вузов в пилоте участвует и 28 производственных организаций.
— Пока эта новая аспирантура только формируется, — говорит эксперт в области образования Евгений Серов. — Но и вузы, и предприятия выходили с большой готовностью. «Необходимость назрела», «развитие специалистов в условиях производства — требование времени», говорили почти все. И правда, если кластеры есть в СПО, в вузах «технические долины», то и кандидаты наук такие необходимы, особенно в области высоких технологий, современной инженерии.
Прежде всего производственная аспирантура отличается тем, что задача у нее прикладная и тему определяют на предприятии. И два научных руководителя ведут — один в вузе, другой на производстве. Практическая составляющая работы должна составлять не менее 30%: практика, внедрение, выводы. В идеале мы сразу получаем разработку, которую можно обкатывать и внедрять на производстве. Заявки подали технологи электронного производства, конструкторы, IT-инженеры (всего около 70 человек).
Еще из нового: на уровне магистратуры в одном из ведущих вузов Сибири появилась программа цифровой агрономии. Продвинутые сельхозпредприятия уже используют ИИ и цифровые аналитические системы, дроны, роботов. И развивать это направление некому. «Программа предусматривает, что в течение двух лет студенты научатся, как объединить классические агрономические знания с постоянно обновляющимися цифровыми технологиями», — рассказывают в университете. То есть «собирать информацию о состоянии поля с помощью дронов, регулировать температуру в теплице, не приближаясь к ней, программировать урожай».
Разработка учебного курса для «цифрового земледелия» также стала возможной благодаря коллаборации науки, высшего образования, региональной власти и бизнеса. В данном случае для сотрудничества объединились ведущий исследовательский учебный центр Западной Сибири, Сибирский научный центр агробиотехнологий РАН, агрохолдинги и профильные департаменты.
Источник:
2025-07-09T11:21:00Z
Минобрнауки готовит законопроект, который изменит порядок учебы в вузах
2025-07-10T12:28:06Z
ТАСС: Фальков предложил Путину включить новые вузы в реформу образования
2025-07-13T14:22:00Z
Новая модель высшего образования, на которую все вузы перейдут в течение двух лет, - это комплекс изменений, которые коснутся всей высшей школы во всех ее проявлениях. Такое заявление сделал министр науки и высшего образования Валерий Фальков во время визита в центр знаний "Машук".
2025-07-16T10:05:40Z
Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова подчеркнул, что инициатива Министерства требует дальнейшего обсуждения в научно-образовательном сообществе
2025-07-09T18:19:01Z
В Минобрнауки сообщили, что российские вузы окончательно перейдут на новую модель суверенной системы образования в 2027 году