2025-07-22T19:12:20Z
На дорогах Москвы впервые появилась цветная разделительная разметка
2025-07-22T19:11:50Z
Водителям рассказали, как камеры с ИИ ошибочно штрафуют за ремень
2025-07-22T19:05:57Z
Все ранее задерживавшиеся поезда "Таврия" вошли в график и следуют по расписанию
2025-07-22T19:01:52Z
В Москве кулинария из супермаркетов стала главным конкурентом рестораторов
2025-07-22T18:40:36Z
Необычная переправа появилась в Валдайском заповеднике
2025-07-22T18:36:00Z
Жители Сысоева поблагодарили Воробьева за быструю установку понтонного моста
2025-07-22T18:29:51Z
Очередь на подходе к Крымскому мосту со стороны Керчи ликвидировали
2025-07-22T18:29:35Z
В Пскове туристов начали привлекать через госпаблики
2025-07-22T18:27:52Z
Городецкий гидроузел планировали пройти 10 круизных и прогулочных судов
2025-07-22T18:17:19Z
Почти 300 тыс. пассажиров обслужил аэропорт Чебоксар за полгода
2025-07-22T18:15:00Z
Судебные приставы Подмосковья приостановили деятельность кафе быстрого питания
2025-07-22T18:02:16Z
Мишустин встретится с Турчаком и Томенко в Горно-Алтайске
2025-07-22T18:00:59Z
«Сложная судьба»: Автоэксперт оценил рыночные перспективы нового «Москвича»
2025-07-22T18:00:00Z
Из поездов исчезли рундуки под нижними полками - вот почему это плохо
2025-07-22T17:46:35Z
Компания "Водолет" отменила рейсы из Нижнего Новгорода в Ярославль и обратно
2025-07-22T12:56:00Z
Госдума окончательно одобрила закон о платформенной экономике (также известный как «закон о маркетплейсах»), который вступит в силу 1 октября 2026 года — раньше первоначально запланированного срока.
Документ вводит новые правила для цифровых площадок, продавцов и покупателей, направленные на борьбу с мошенничеством, контрафактом и недобросовестной конкуренцией.
Основные нововведения:
Обязательная проверка продавцов — маркетплейсы должны будут проверять их через госреестры и систему идентификации на «Госуслугах».
Упрощённый возврат товаров — покупатели получат техническую возможность напрямую связываться с поставщиками для решения проблем с некачественной продукцией.
Запрет на манипуляции с поисковой выдачей — если пользователь выбрал сортировку по определённому критерию, платформа не сможет искусственно менять порядок товаров.
Регулирование скидок — маркетплейсы должны уведомлять продавцов о предстоящих акциях за их счёт не менее чем за 5 рабочих дней. Бизнес сможет отказаться от участия в таких скидках.
Равный доступ для всех продавцов — площадки обязаны публиковать прозрачные правила без дискриминационных условий.
Обмен данными с налоговой — операторы платформ должны будут предоставлять информацию о продавцах в ФНС.
Досудебное урегулирование споров — вводится механизм разрешения конфликтов между пользователями и маркетплейсами до обращения в суд.
Надежда Школкина, первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, назвала закон «первой ласточкой» в регулировании цифровой экономики. Однако, как отметил Станислав Богданов, председатель президиума АКОРТ, документ не решает всех проблем отрасли. Он сообщил, что стремительное развитие технологий уже не позволяет разделять ритейл и платформенную экономику. Электронная коммерция и маркетплейсы — неотъемлемая часть настоящего и будущего торговли. Однако нельзя во имя развития игнорировать проблемы и риски торговой отрасли, которые законопроект «О платформенной экономике» пока полностью не устраняет. В первую очередь, это риски роста монополизации рынка и оборота контрафактных товаров.
Остается актуальным вопрос всестороннего контроля за качеством и происхождением товаров, предлагаемых через цифровые платформы. По экспертным оценкам, более половины контрафакта сегодня продают через интернет, проблема критична для категорий с высоким риском: от пищевых добавок и детских товаров до сложных технических устройств. Например, доля продаж контрафактной электроники на маркетплейсах по итогам 2024 года составляет от 21 до 54% в зависимости от категории. Независимо от способов хранения и доставки товара потребитель должен быть застрахован от покупки подделок, а государство не может продолжать терять сотни миллиардов рублей из-за «серого импорта». Возлагаемых на платформы обязанностей в сфере этих задач сегодня недостаточно.
Ещё одной серьёзной проблемой остаётся монополизация рынка и агрессивный демпинг со стороны крупных платформ, который ставит под удар малый бизнес и отечественных производителей. Китай уже ввёл запрет на принудительное занижение цен, и России также необходимо защитить рынок от подобных «хищнических» практик.
Особую озабоченность вызывает сфера онлайн-продаж продуктов питания, которая в 2024 году заняла 16,7% всего рынка электронной коммерции. При этом для неё до сих пор не установлены такие же жёсткие регламенты, как для традиционных торговых сетей, что создаёт пробелы в регулировании продовольственной безопасности.
«Вопрос регулирования отношений на цифровых платформах напрямую связан с защитой интересов прав потребителей и продавцов, и поэтому крайне чувствителен для общества. Среди насущных задач — обеспечить равенство условий для всех участников платформы вне зависимости от поведения пользователей или используемых устройств, не допустить недобросовестного использования алгоритмов в интересах отдельных продавцов и в ущерб потребителям, манипулирования условиями договоров, повысить прозрачность алгоритмических решений и снизить риски искусственного ограничения доступа к товарам и услугам. Нам всем нужен цивилизованный, безопасный рынок, участники которого действуют в соответствии с должной финансовой и налоговой дисциплиной, а конкуренцию выигрывает тот, кто действительно оказался эффективнее. Важно, что после принятия закона о платформенной экономике усилия по гармонизации и регулированию отношений в сферах, которые она затрагивает, продолжатся. Правительство, парламентарии и бизнес договорились, что эта работа не потеряет интенсивность», — прокомментировал Богданов.
Правительство РФ может ограничить использование иностранных коммуникационных сервисов
Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей
Источники:
2025-07-02T21:00:00Z
Взаимоотношения маркетплейсов и их партнеров, доступ на цифровые платформы, размещение информации о продаже товаров и оказании услуг сейчас не прописаны в нормативных актах
2025-07-09T13:46:30Z
В России появится первый отдельный закон о цифровых платформах. Законопроект о платформенной экономике сегодня принят Госдумой в первом чтении.
2025-07-04T13:11:00Z
Законопроект о работе интернет-магазинов могут принять уже в 2025 году
2025-07-03T12:31:32Z
Правительство внесло в Государственную Думу проект федерального закона "Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации".
2025-07-09T11:08:09Z
Госдума в первом чтении приняла законопроект о регулировании деятельности цифровых платформ, в том числе маркетплейсов, выступающих посредниками при совершении сделок и позволяющих проводить оплату за товары, работы или услуги.