«Боевая фарма» Какие препараты продают бойцам СВО под видом бустеров и чем они опасны?

Все новости — Здоровье

2025-07-21T08:58:00Z

Ветеринар Уражевский развеял миф о риске для здоровья кошки при кормлении сухим кормом

2025-07-21T08:55:00Z

Саратовские ветеринары спасли детеныша косули после наезда комбайна

2025-07-21T08:53:32Z

«Боевая фарма», допинг и стимуляторы. Какие препараты от усталости, стресса и страха продают солдатам в зоне СВО?

2025-07-21T08:53:22Z

Учёные перечислили запахи, подавляющие аппетит

2025-07-21T08:50:00Z

Портал «Добродел» помог оформить почти 300 тысяч записей к врачу в Подмосковье

2025-07-21T08:49:55Z

Детские поликлиники Пензы с августа изменят график работы

2025-07-21T08:43:19Z

Страховые компании не получали жалоб от туристов в Турции из-за опасных бактерий

2025-07-21T08:42:51Z

Проект «Ментальное здоровье» в Кировской области: комплексная поддержка людей с РАС

2025-07-21T08:39:28Z

У животного выявили паразитарное заболевание, преимущественно свойственное собакам

2025-07-21T08:33:13Z

Девушка захотела похудеть перед свадьбой и стала бесплодной

2025-07-21T08:32:00Z

Врач Тарадеева указала на опасность покупки продуктов на обочинах дорог

2025-07-21T08:25:00Z

Врач Русинова напомнила об опасности укусов клещей на прогулках

2025-07-21T08:17:06Z

В России вырос спрос на гормональные контрацептивы

2025-07-21T08:15:07Z

В Соединенных Штатах участились случаи изъятия органов у живых пациентов

2025-07-21T08:14:13Z

В пресс-центре МИЦ «Известия» расскажут о новых методах лечения болезней мозга

«Боевая фарма» Какие препараты продают бойцам СВО под видом бустеров и чем они опасны?

2025-07-20T21:01:50Z


Боевые действия требуют от солдат непосильных нагрузок: им приходится подолгу не спать и проходить десятки километров пешком за сутки, испытывая огромный стресс. Чтобы справиться с этими условиями, на СВО некоторые военнослужащие прибегают к употреблению различных бустеров, будь то витамины, энергетики, препараты для спортсменов, допинг или стимуляторы. Однако эксперты и врачи предупреждают — даже разрешенные и считающиеся безопасными препараты могут оказаться опасными для здоровья и жизни. А навредить может и обычный протеиновый батончик. Какую боевую фарму предлагают солдатам на СВО и как они справляются со стрессом и нагрузками — в материале «Ленты.ру».

Некоторые из описанных в тексте препаратов и веществ являются наркотиками или сильнодействующими лекарствами, содержащими наркотические вещества, оборот которых в России запрещен или строго регламентирован. Наркотики опасны для здоровья, их хранение и распространение — уголовное преступление. Также перед приемом любых препаратов, включая витамины и БАДы, необходимо проконсультироваться с врачом.

Подавляют чувство голода, снижают усталость, купируют страх, повышают болевой порог, работоспособность, концентрацию внимания, память, ускоряют рефлексы и метаболизм — так говорят о препаратах, которые употребляют военные и сотрудники частных военных компаний по всему миру. На СВО в понятие боевых бустеров входит буквально все, что может повлиять на организм, вплоть до народных средств вроде чифира. Но главным образом это продукция фармацевтических компаний и разнообразные БАДы.

«В настоящее время наблюдается тенденция использования контента на тему СВО в рекламных целях, случается также, что производители тех или иных спортивных добавок продвигают свою продукцию через СВО», — пишет канал «НЕ*АТЛЕТ», связанный с популярным военным каналом «Архангел спецназа».

«НЕ*АТЛЕТ» рассказывает, что солдаты также широко используют витамины и БАДы, протеин, ноотропные снотворные для повышения качества сна. Делают это они, вероятно, без консультаций с врачами.

«Лента.ру» изучила информацию на сайтах, которые военные называют при обсуждении темы боевой фармы. В основном производители позиционируют свои препараты как продукцию для спортсменов: «восстановление после тренировок», «повышение тестостерона» и «предтренировочные комплексы». «Экстракт способствует высокому тонусу организма без негативного влияния на сердечно-сосудистую систему, помогает контролировать аппетит», — гласит рекламный текст.

Выпускают витаминные комплексы и сами армейские подразделения. Одно из них продвигает свой товар в околовоенных каналах: участники СВО жалуются на плохую воду в зоне боевых действий и уверяют, что восполнить дефицит витаминов им помог витаминный комплекс от коллег.

В небольшом магазине военного снаряжения в Ростове-на-Дону несколько военных лишь пожали плечами в ответ на вопрос корреспондента «Ленты.ру» о боевой фармакологии — мол, используют только кофе и энергетики. Однако с живым интересом стали рассказывать, что видели какие-то тяжелые препараты у противника и якобы один из них даже продолжал ползти на руках, оставшись без ног.

Бывший военный фельдшер с позывным Каспер рассказывает, что в зоне СВО действительно распространена боевая фармакология, которая призвана улучшать показатели организма, — он отметил, что это чаще встречается в армии противника. Однако такого, чтобы солдат оставался активным после потери конечности, он не видел.

Волонтер Евгений, который долгое время возил гуманитарную помощь солдатам на фронт, рассказывает, что знает случаи употребления промедола — сильного обезболивающего средства. Вещество относится к группе наркотических препаратов, вызывает зависимость при длительном или неправильном применении. Он не запрещен в России, однако подлежит тщательному контролю. Волонтеру известно, что на фронте за промедол солдат наказывали.

«Есть еще такой препарат прегабалин. Фишка заключается в том, что если принять одну такую таблетку, когда ты не спал два дня, то он дает эффект бодрости и свежести. Солдаты могут выпить сразу семь таблеток, и тогда он дает эффект, схожий с амфетамином», — рассказывает Евгений.

Он добавил, что бойцы, которые попали на фронт из мест заключения, часто употребляют чифирь, то есть заваривают крепкий чай из 17-20 пакетиков.

«Он очень черный, словно нефть или эспрессо. Ты его пьешь, и эффект не заставляет себя долго ждать. В первый раз может стошнить, но затем он тоже дает большую бодрость», — отмечает собеседник «Ленты.ру».

В 2024 году Евгений возил на фронт разрешенные бустеры, которые пользовались огромной популярностью у военных, — начиная от витаминов и заканчивая креатином и протеином.

Он рассказывает, что витамины на фронт ему предложила отвезти одна компания, которая продвигала их там на рекламной основе. Взамен она обещала закупить помощь для фронта.

Командир одной из медицинских рот с позывным Медик говорит, что бустеры на фронте могут дать какой-то результат, но он будет кратковременным.

Он вспомнил, как ему самому приходилось прибегать к бустерам, потому что ситуация оказалась безвыходной — требовалось не спать несколько дней. С обычной усталостью лучше справляться с помощью еды, советует он. «Если ты не будешь контролировать их [препаратов] прием, то ничего хорошего не выйдет. Но кофе пью литрами. И что-то сладкое, так как мозг требует глюкозу. Иногда помогает даже банка сладкой газировки. То, что мне понравилось, — это арахисовая паста. В упаковке есть практически суточная норма калорий. Сам попробовал — неплохо на вкус и неплохо по эффекту. Но организм не сможет жить на арахисовой пасте несколько суток», — рассуждает он.

Что касается употребления мухоморов и того, что «растет на земле», Медик отметил, что ему известны случаи, когда бойцы поступали в госпитали с отравлениями, но он отказался их комментировать.

Бывший военный фельдшер Каспер отмечает, что, когда работал на фронте, пытался получить как можно больше транексамовой кислоты для сослуживцев. По его словам, в теле человека есть такие зоны, где не помогают перевязки: паховая область, шея, подмышки, бока. На помощь приходят подобные препараты.

Второе средство, о котором упоминает военный, называется дексаметазон. Он входит в список допинг-препаратов, запрещенных WADA для использования спортсменами. Однако препарат легально применяют для лечения офтальмологических заболеваний. Он имеет аутоиммунное действие и применяется только с антибиотиком, помогает при черепно-мозговых травмах и ожогах верхних дыхательных путей. Помимо этого, дексаметазон предупреждает аллергические реакции в том числе на другие препараты, которые используются для помощи раненым.

Каспер отметил, что это не бустеры, а фармпрепараты, которые спасают жизнь бойцу на фронте.

«Дексаметазон может употребляться как допинг, им пользуются спортсмены. Но перечисленные выше лекарства должны быть в аптечке у каждого военного медика, без них никак. Однако нынешняя форма их выпуска очень неудобна, — рассуждает боец. — В антисанитарных условиях, где темно, а вокруг кровь, кишки и грязь, зажигать фонарик, чтобы открыть ампулу, набрать шприц и вколоть человеку лекарство, очень-очень трудно».

О промедоле бывший медик отзывается негативно.

«Ранения головы очень сложно диагностируются, и человек может погибнуть, находясь месяц в реанимации, ведь если ввести промедол, то у него изменится сознание. Врачу потом трудно диагностировать, что происходит: зрачок неправильно реагирует из-за травмы или из-за наркотического воздействия».

Собеседник «Ленты.ру» отметил, что на боевых действиях встречаются самые разные допинги. Например, алкоголь, который, по его словам, ненадолго успокаивает нервы, но убивает бойца и его товарищей. А также запрещенные наркотические средства, от конопли до амфетамина.

Собеседник «Ленты.ру» упомянул еще один хорошо известный российской общественности препарат — мельдоний, который запрещен в спорте как допинг. Однако ему самому он не помог — никакого допинга Каспер не ощутил.

Как бы то ни было, продолжает он, допинговая фармакология подразумевает не единоразовое употребление, а целый курс приема какого-то препарата. Но это невозможно в условиях СВО, потому что задача может поступить в любой момент. А привыкание к фармацевтическим бустерам — прямой путь к использованию наркотиков.

Намного более эффективными источниками энергии станут здоровый сон и хорошая еда, уверен Каспер. Сам он не курит и не пьет. Военный отмечает, что из-за питания консервами, в которых нет витаминов, у солдат могут выпадать зубы. Он пытался лечить подобный недуг употреблением витаминных комплексов, но они ему не помогли. Боец положительно относится к протеину и считает его одним из важных элементов питания — «как яичница».

С ним согласен военный с позывным Лапка. Он отметил, что если есть хорошая еда, то бустеры будут не нужны. «Сам лично даже кофе не пью. Чай в основном», — говорит он.

Военный с позывным Лис также скептически относится к бустерам и искусственному поддержанию сил солдат на фронте.

Боец отметил, что при выполнении боевых задач ему порой приходится не спать по двое суток. Выдержать ему помогают простые шоколадные батончики.

«Я встречался со случаями, когда люди умирали от чрезмерного употребления энергетиков либо энергетиков, смешанных с кофе. Человек до фронта очень много употреблял их, продолжил здесь, и случился инсульт», — говорит он.

Боец с позывным Кощей говорит, что поначалу энергетики и кофе помогают, но затем дозировку приходится увеличивать, так как бустеры уже перестают поддерживать боевое состояние солдата.

Доктор биологических наук и профессор кафедры фармакологии Института фармации и медицинской химии при университете имени Н. И. Пирогова Нина Киселева отмечает, что психостимуляторы действительно способны влиять на высшие психические функции, ускорять процесс мышления, снимать усталость, повышать мотивацию и работоспособность, при этом уменьшать потребность в пище и сне, в чем могут быть заинтересованы армии и частные военные компании.

Один из препаратов, о которых упоминает врач, — запрещенный в России модафинил, который относится к группе классических психостимуляторов. Это препарат с аналептическим действием, возбуждающим центральную нервную систему (ЦНС). Он разрешен к применению в США, странах СНГ и некоторых государствах Европы в качестве средства, улучшающего мозговую деятельность, особенно в периоды повышенных умственных нагрузок, а также при патологической сонливости. Причина запрета в России — недостаточная изученность влияния аналептика на организм. Всемирное антидопинговое агентство внесло его в список запрещенных стимуляторов.

При однократном или непродолжительном применении наиболее частые побочки — головные боли, тревожность, сухость во рту.

Киселева отмечает, что при передозировке модафинила происходит повышение артериального давления и тахикардия, что провоцирует риск развития инфарктов и инсультов, судороги, сильную головную боль в течение 2-3 суток, бессонницу, повышенную нервозность и депрессивное настроение. В комбинации препарата с опиоидами, алкоголем или всем вместе развивается тяжелая интоксикация, угнетение дыхательного центра. Сердце может остановиться.

Протеин часто используется военными для поддержания массы тела. Но Нина Киселева отмечает, что избыток даже самых полезных веществ в организме может привести к тяжелым последствиям. Избыток протеинов может вызвать массу побочек, от аллергии до нарушения функций почек и печени, снижения потенции и расстройства пищеварения и даже атеросклероза, который является причиной инфаркта или инсульта.

В результате неправильного приема биодобавок может развиться и достаточно редкое состояние — белковое отравление (белковая интоксикация), которое может быть как хроническим, так и острым. В группе риска — люди, которые пытаются нарастить мышечную массу в короткие сроки. Острая интоксикация сопровождается повышением температуры тела, головной болью, головокружением, метеоризмом, тошнотой и рвотой, диареей, болью в подреберье, изменением цвета мочи.

Что касается промедола, то эксперт объясняет, что он относится к группе опиатных анальгетиков (группа морфина), разработанных в СССР в середине прошлого века, и по многим параметрам превосходит морфин, но, так же как и все опиатные анальгетики, способен вызвать тяжелую физическую зависимость.

Доктор исторических наук и заведующий кафедрой истории РГАУ-МСХА имени Тимирязева Александр Оришев рассказывает, что боевая фармакология появилась очень давно. Чаще всего о ней вспоминают на примере древних скандинавских воинов-берсерков. Не до конца понятно, что они употребляли, — на этот счет у историков есть множество версий.

Воины-ассасины, по его словам, могли употреблять гашиш. Солдаты во время Гражданской войны в США и Франко-прусской войны прибегали к средствам, которые сейчас считаются наркотическими.

«Многие вещества в то время, например кокаин, воспринимались как лекарственные средства. Видел старую рекламу, где это средство продвигается как способ лечить зубную боль. В Первую мировую употребляли опиум, героин. Тогда они продавались в аптеках», — говорит он.

«В гражданскую войну делали такой "балтийский чай" — смесь кокаина с водкой. Во Франции нашли некий орех, его сок помогал бойцам быть очень выносливыми. Побочный эффект был схож с виагрой», — рассказывает эксперт.

Историк добавляет, что государства не сразу поняли, что эти вещества опасны, и запретили их. К тому моменту много наркозависимых было среди военных медиков. Они пытались справиться с ужасами войны и полагали, что могут контролировать дозу.

Читайте также:

2025-07-21T08:53:32Z

«Боевая фарма», допинг и стимуляторы. Какие препараты от усталости, стресса и страха продают солдатам в зоне СВО?

2025-07-20T23:44:01Z

Описана используемая российскими солдатами на СВО «боевая фарма»

2025-07-17T12:57:02Z

ВСУ провели первый «беспилотный штурм» в зоне СВО. Его объяснили желанием Киева сохранить живую силу

2025-06-28T10:52:55Z

На Украине сообщили о препарате, вызывающего наркотическую зависимость у солдат

На Украине возникли серьёзные опасения из-за лекарства, которое может вызвать наркотическую зависимость у солдат. Этот синтетический опиоид, называемый Налбуфин, назначается раненым военнослужащим.

2025-07-16T21:01:00Z

Уязвимый «Форт»: украинской армии не хватает автоматов

Из-за дефицита солдат ВСУ вооружают дешевыми пистолетами-пулеметами собственной разработки