2025-07-18T01:22:11Z
В Думе предрекли Украине проблемы с Польшей и Румынией
2025-07-18T01:05:54Z
"Истерия": депутат Рады внезапно устроили скандал в Европарламенте
2025-07-18T00:47:58Z
Армянская диаспора в Швеции назвала преследование Карапетяна недопустимым
2025-07-18T00:40:26Z
Белый дом начал проверку из-за использования Байденом автопера
2025-07-18T00:26:29Z
WSJ: Трамп нарисовал Эпштейну эротическую картинку на 50-летие
2025-07-18T00:25:00Z
Брижит Макрон в отчаянии после судебного решения о своем поле
2025-07-18T00:14:17Z
Миронов связал критику Запада в адрес Мединского с медийной победой России
2025-07-17T23:47:00Z
Минюст США уволил прокурора, ведущего дело Эпштейна
2025-07-17T23:39:17Z
Украинцы подняли на смех название Департамента поиска проблем
2025-07-17T23:06:37Z
NYT: Трамп фактически парализовал работу инспекторов по надзору за ведомствами
2025-07-17T23:00:46Z
Spectator: Зеленский использует перестановки в правительстве для отвлечения внимания
2025-07-17T22:53:37Z
Трамп призвал прекратить судебное преследование экс-президента Бразилии Болсонару
2025-07-17T22:40:53Z
"Продемонстрировать США": в Германии раскрыли тайный замысел Зеленского
2025-07-17T21:42:39Z
Алжирский депутат Херфи: аресты в Армении говорят о росте авторитаризма в стране
2025-07-17T21:26:03Z
Заседание по Украине в Великобритании вышло из колеи из-за звонка
2025-07-17T21:01:00Z — В парламенте ищут «легальные» механизмы для покрытия расходов на Украину
Вопрос конфискации замороженных российских средств стал чаще обсуждаться в политических кругах Великобритании, заявили «Известиям» в посольстве РФ. Таким образом Лондон пытается найти способы покрыть расходы на поддержку Украины, пока США перекладывают финансирование Киева на Европу. Дискуссии идут и в парламенте королевства, подтвердил член палаты лордов, хотя противников изъятия средств — большинство. При этом Лондон отказывается от диалога с Москвой, подчеркивают российские дипломаты. Существует ли реальный механизм для отъема средств и пойдут ли на это британские власти — в материале «Известий».
На фоне продолжающегося конфликта на Украине в странах Запада активизировались дискуссии о том, как украсть российские активы, чтобы профинансировать за их счет нужды Киева. Причем речь идет об использовании самих средств, а не доходов от них. Схему с процентами уже применяли и ранее. В частности, в мае этого года Евросоюз перевел Украине таким образом €1 млрд. Активно это практикуют и в Великобритании. В конце июня премьер-министр Кир Стармер использовал £70 млн с процентов для отправки Киеву 350 передовых ракет ПВО. «Это правильно, что мы используем конфискованные российские активы для укрепления противовоздушной обороны Украины. Безопасность Украины жизненно важна для нашей собственной», — заявил тогда британский политик.
Решить этот вопрос дипломатическим путем едва ли возможно. Британские власти никогда не выражали никакой заинтересованности в диалоге с РФ по поводу заблокированных в их юрисдикции, а также в других странах «семерки» российских государственных активов, сообщили «Известиям» в посольстве в Лондоне.
— В официальной подаче, насколько мы понимаем, судьба этих средств под фальшивыми предлогами увязывается с вопросом о финансировании постконфликтной «реконструкции» Украины. Впрочем, в последнее время дискуссия на этот счет, в том числе стараниями некоторых британских официальных лиц, всё чаще вращается вокруг варианта банального отъема этих средств, не дожидаясь мирного урегулирования, — под лицемерным предлогом заботы об Украине, а на деле, как несложно догадаться, для частичного покрытия понесенных западниками расходов на подпитку проворовавшегося киевского режима, — говорят дипломаты.
Дебаты на тему конфискации российских активов идут в британском парламенте, сообщил «Известиям» член палаты лордов Ричард Балф. По словам политика, есть группа людей, которые в большей степени заинтересованы «смутить» Россию, нежели действовать в рамках закона.
— На эту тему идет много дебатов. Некоторые люди, в том числе и я, утверждают, что мы не можем конфисковать деньги, размещенные в наших банках, так как они были помещены туда добросовестно. Что еще более важно, если мы это сделаем, это навсегда разрушит целостность банковской системы. Этим действием мы подаем всем сигнал никогда не хранить деньги в британских банках, потому что они могут быть украдены государством, — сказал Ричард Балф.
По его словам, в банковском сообществе большинство согласны с тем, что такое решение негативно скажется на репутации британских финансовых учреждений. К слову, среди парламентариев сторонников конфискации меньшинство, и они так и не продумали, как это сделать.
Необходимость найти новые схемы по отъему российских средств усилилась после заявлений Дональда Трампа. Президент США решил поставить Украине оружие, только заплатить за него, по задумке республиканца, должна Европа. Спустя всего несколько дней по другую сторону Атлантики уже появился первый с момента начала спецоперации военный союз. 17 июля Великобритания и Германия подписали в Лондоне «исторический» договор о дружбе и сотрудничестве в сфере обороны. В первых же абзацах документа в качестве основной причины для этого упоминается Россия.
Пока в Великобритании не разработали какой-либо правовой механизм по отъему российских активов. В 2023 году в нижнюю палату парламента королевства был внесен законопроект «О конфискации российских государственных активов и поддержке Украины», но его рассмотрение было поставлено на «стоп».
Однако такие механизмы уже есть в других странах, говорит программный директор РСМД Иван Тимофеев.
— В Канаде есть законодательство, которое дает возможность по ходатайству министерства иностранных дел и по решению суда конфисковать суверенный или частный российский актив и передать его Украине, — говорит эксперт.
Канада стала первой западной страной, которая попыталась создать механизм конфискации активов как раз для того, чтобы передать свой опыт Европе. Именно там сосредоточено большинство российских активов (около $210 млрд). Сейчас в стране обсуждают план, по которому Оттава сможет требовать от местных банков заморозку транзакций по счетам лиц, попавших под западные санкции, а затем силами федерального правительства принимать решение направить средства с этих счетов Украине.
— Есть механизм Европейского союза, где конфискуются проценты от доходов от суверенных активов, не частных, а суверенных, это важно. Есть механизм американский, который позволяет использовать суверенные активы, а также активы в рамках уголовных дел, и они тоже могут передаваться Украине. Так что, в принципе, Великобритания тоже может такое делать. Но пока у них правового механизма нет, — продолжает эксперт.
Пока Лондон может продолжать действовать через частные или точечные меры.
— Например, они могут продолжать работать по линии национального агентства по борьбе с преступностью, когда конфискуются активы частных лиц в рамках так называемой борьбы с отмыванием денег, — считает замдекана факультета международных отношений МГИМО МИД РФ Екатерина Арапова.
Впрочем, в посольстве подчеркивают неэффективность санкционных решений.
— Британия уже давно не обладает достаточным экономическим потенциалом и влиянием для того, чтобы всерьез навредить России. Во-вторых, отечественная банковская система и экономоператоры адаптировались к ограничениям со стороны западников и не первый год успешно работают в этих условиях. Активная санкционная деятельность направлена скорее на внутреннего обывателя для поддержания иллюзии внешней угрозы, — пояснили там.
Как подчеркивают в посольстве, «рядовых британцев легче убедить потуже затянуть пояса и не обращать внимания на провалы властей на социально-экономическом направлении».
Тем не менее конкретные практические действия Великобритании по конфискации российских активов маловероятны, уверена Екатерина Арапова.
— Они прекрасно понимают, что если правовая сторона не будет в должной степени проработана, то сами же эти британские банки столкнутся с исками в международные арбитражи. В Великобритании есть довольно сильное банковское лобби, которое давит на власть в части недопущения подобных мер без должного юридического обоснования, — заявила эксперт.
Опасаются в Лондоне и ответных мер России. Если наших активов в Великобритании сосредоточено на сумму порядка $25 млрд, то британских в РФ не намного меньше — около $18–20 млрд. Соответственно, Москва может применить зеркальные меры, которые нанесут серьезный ущерб британским компаниям.
— Наша позиция на этот счет, в свою очередь, была и остается неизменной. Россия обладает всеми правами собственности в отношении ее суверенных резервов. Любые покушения на принадлежащие нам средства будут встречены жесткими ответными мерами, направленными на защиту наших законных прав и интересов, — отмечают в российском посольстве в Великобритании.
Впрочем, в РФ уже рассматривают возможность изымать активы резидентов недружественных стран, которые необоснованно конфисковали имущество России. А в мае 2024 года Владимир Путин подписал указ, который предусматривает компенсации в случае «необоснованного лишения российских правообладателей прав на имущество» в связи с «недружественными и противоречащими международному праву действиями США». Компенсировать ущерб можно через суд за счет имущества Штатов или американских лиц в России, включая ценные бумаги, доли в капитале юрлиц РФ и имущественные права.
2025-06-25T17:04:33Z
Великобритания пошла на беспрецедентный шаг в поддержке Украины
2025-07-06T13:00:04Z
Огромное разочарование испытал Зеленский после недавнего разговора с Дональдом Трампом
2025-07-16T15:25:00Z
2025-07-08T21:01:00Z
Почему администрация США снова отложила введение мер и как это отразится на валютном рынке
2025-07-07T05:00:00Z