Запрет на экспорт бензина призван остановить рост цен на него

Все новости — Экономика

2025-07-17T22:32:00Z

На Западе заявили о победе России в борьбе с инфляцией

2025-07-17T22:25:35Z

Товарооборот между Азербайджаном и Россией за I полугодие вырос на 16,2%

2025-07-17T22:20:00Z

Клиенты банков РФ не могут платить в Турции по QR-коду

2025-07-17T22:00:52Z

В российском агропромышленном комплексе зафиксировали рост новых компаний

2025-07-17T21:45:00Z

Власти Великобритании обсуждают возможность конфискации российских активов

2025-07-17T21:25:34Z

FT узнал о плане Трампа радикально сменить правила инвестирования $9 трлн

2025-07-17T21:20:00Z

В ЦМАКП предложили закрепить цены базовых продуктов для борьбы с инфляцией

2025-07-17T21:19:22Z

В РФ будут аннулировать выданные с нарушениями сертификаты товаров из ЕАЭС

2025-07-17T21:18:07Z

Польша станет самым крупным бенефициаром нового бюджета ЕС

2025-07-17T21:09:40Z

В Индии заявили, что смогут заменить российскую нефть в случае санкций США

2025-07-17T21:05:00Z

Как подкормить свеклу в июле для сочных и крупных корнеплодов

2025-07-17T21:01:00Z

Прогноз по году: рынок ожидает очередного снижения ключевой до 18%

2025-07-17T21:01:00Z

Детским время

2025-07-17T21:01:00Z

Убавленная стоимость: властям предложили закрепить цены базовых продуктов для борьбы с инфляцией

2025-07-17T20:57:54Z

В Севастополе продают бракованные 10 рублей за 47 млн рублей

Запрет на экспорт бензина призван остановить рост цен на него

Запрет на экспорт бензина призван остановить рост цен на него

2025-07-16T16:00:48Z — Остановится ли рост цен на бензин после запрета его экспорта


Вице-премьер Александр Новак 11 июля сообщил, что в течение этой недели правительство будет отслеживать ситуацию на бирже и исходя из нее примет решение о введении полного запрета на экспорт бензина. Сейчас поставки за границу запрещены только непроизводителям (нефтебазы, трейдеры). Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), которые большей частью принадлежат нефтяным компаниям, экспортировать бензин имеют право. Но судя по динамике биржевых котировок, до полного запрета осталось совсем недолго.

Вот только, как не раз подчеркивалось, мера эта крайняя и означает, что рынок работает в условиях "ручного регулирования". Причины роста цен на бензин год от года одинаковые, с небольшими вариациями, вроде атак БПЛА. Каждый год, когда топливо на АЗС начинает дорожать, говорится о сезоне отпусков, то есть повышенного спроса, и о ремонтах НПЗ, но ситуация не меняется. А с 2023 года начал регулярно использоваться запрет на экспорт. Вот только мера эта не лечит, а только "купирует болезнь", причем ненадолго.

По словам генерального директора маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, экспортные ограничения действительно могут увеличить предложения бензина на внутреннем рынке. В последние годы на долю экспорта приходилось 12-15 процентов поставок с российских НПЗ. Проблема в том, что эта мера действует только на короткой дистанции. В длительной перспективе нефтяники будут адаптировать выпуск бензина под объем спроса на внутреннем рынке, уменьшая переработку нефти и высвобождая сырье для поставок за рубеж.

Зампред наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев уточняет, что объем предложения повысится всего на несколько процентов, а не на 12-15 процентов, поскольку часть экспорта идет по межправительственным соглашениям (их придется исполнять). Но запрет снизит рентабельность НПЗ, о которой почему-то никто не думает, подчеркивает эксперт. Хотя, по его мнению, мера в краткосрочном периоде доказала свою эффективность. Запрет снизит оптовые котировки и остановит цены на АЗС, считает Гусев.

При этом, как замечает управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов, для НПЗ запрет экспорта - это снижение выручки, да еще и валютной. С другой стороны, драматизировать последствия не стоит - доля экспорта бензина в общем объеме поставок нефтепродуктов за границу невелика. Но, конечно, цены на АЗС не снизятся - этого не надо и ждать, считает Фролов.

Впрочем, даже сравнительно небольшое падение выручки - неприятный сигнал для любого производства, никто не хочет терять в деньгах. Естественно, потери попытаются компенсировать. Раз экспорт бензина запрещен, это сделают за счет, как было сказано, больших отгрузок за границу сырой нефти, дизельного топлива или, что также возможно, роста цен на внутреннем рынке через какое-то время. А это будет эффект абсолютно обратный ожидаемому.

Фролов считает, что, у правительства есть другие - не административные, а экономические рычаги воздействия на топливный рынок. Это увеличение предложения бензина на бирже, для чего были повышены не так давно нормативы (обязательные объемы торговли топливом через биржу), плюс регулирование таможенной пошлиной (сейчас она нулевая для производителей). В условиях, когда "благодаря" налоговому маневру этот инструмент фактически перестал существовать, остается только периодически запрещать экспорт. Фролов оценивает вероятность запрета экспорта бензина в августе-сентябре как очень высокую.

С точки зрения Терешкина, рынку нужны новые решения, которые выходили бы за рамки экспортных запретов или пересмотра правил выплат демпфера (компенсаций из бюджета нефтяникам за поставки на внутренний рынок топлива дешевле, чем на экспорт). Компании и регуляторы ходят по замкнутому кругу. С одной стороны, это обеспечивает предсказуемость, поскольку компании хорошо понимают границы дозволенного. Но, с другой стороны, это отдаляет решение проблемы роста цен, с которым приходится сталкиваться автовладельцам вне зависимости от цен на нефть, динамики инфляции и ситуации на рынке автомобилей.

Как замечает Гусев, не совсем понятно, почему от бензина ждут, что он будет отставать от темпов увеличения инфляции в стране. В результате повышения ЦБ ключевой ставки выросли затраты нефтяников на всех этапах: добычи, переработки и реализации. Это касается и других отраслей экономики. Лучший способ снизить цены, в том числе и на топливном рынке, это снижение ставки до уровня 3-5 процентов годовых, считает Гусев.

Впрочем, можно еще вспомнить и о фискальной нагрузке на отрасль. Фролов подчеркивает, что рост цен на АЗС - не только результат роста цен в опте, но и результат резкого повышения топливных акцизов в начале года. Трансляция этого повышения была медленнее, чем многие предполагали. Причина - низкий спрос зимой и весной и неформальные просьбы со стороны профильных ведомств в адрес нефтяных компаний не поднимать цены сразу, а растянуть во времени.

Читайте также:

2025-07-09T10:25:41Z

Решения о полном запрете экспорта бензина пока нет, но власти готовы к нему

Профильные ведомства будут мониторить топливный рынок, при ухудшении ситуации готовы быстро ввести полный запрет, заявили источники

2025-06-26T10:31:56Z

Российские власти могут ограничить вывоз бензина ради стабилизации цен

Участники топливного рынка обсуждают вопрос о запрете экспорта бензина для производителей по октябрь текущего года включительно

2025-06-26T09:51:48Z

Предпосылок для запрета экспорта бензина из России нет, считает эксперт

Топливный рынок в России стабилен, необходимости ограничивать экспорт бензина для нефтяных компаний сейчас нет, таким мнением поделился с РИА Новости управляющий партнер топливного трейдера "Пролеум" Максим Дьяченко.

2025-07-07T06:08:00Z

Минэнерго заявило, что в РФ не рассматривается полный запрет на экспорт топлив

Минэнерго России не рассматривает полный запрет на вывоз топлива за рубеж: сейчас такой необходимости нет, а колебания цен носят сезонный характер, сообщили РИА Новости в министерстве.

2025-06-25T15:06:38Z

Участники рынка обсуждают запрет экспорта бензина для производителей на фоне роста цен

Участники топливного рынка обсуждают возможность полного запрета на экспорт бензина до конца октября, узнал РБК. В настоящий момент эмбарго действует до конца августа, но только для непроизводителей топлива