Летающий призрак. Как Константин Васильченко создал самый быстрый самолёт

Все новости — Оборона и безопасность

2025-07-15T14:56:36Z

Марочко: бойцы ВС РФ сформировали 2 огневых мешка для ВСУ у Дзержинска

2025-07-15T14:55:17Z

Азаров: США дали согласие на назначение премьером Свириденко после подписания соглашение

2025-07-15T14:53:12Z

Пугачева переучивала Юлианну Караулову петь во времена «Фабрики звезд»

2025-07-15T14:49:26Z

Хроника спецоперации: В ДНР освобождены еще два села - Петровка и Воскресенка

2025-07-15T14:48:48Z

Глава МИД Украины захотел лишить Россию ресурсов

2025-07-15T14:47:39Z

В ВСУ сочли фикцией слова Трампа о поставках систем Patriot

2025-07-15T14:43:49Z

Келлог во время визита в Киев встретился с руководством ГУР и ВСУ

2025-07-15T14:40:29Z

Генерал Попов рассказал о действиях ВС России в следующие 50 дней

2025-07-15T14:37:32Z

Николай Межевич: Оборонная стратегия Франции формируется по принципу «война все спишет»?

2025-07-15T14:36:06Z

Фейковые грамоты и Путин на стене: В Киеве накрыли целую сеть «сотрудников ФСБ», обманывающих россиян

2025-07-15T14:35:02Z

Эксперт оценила влияние пакета помощи США Украине на поле боя

2025-07-15T14:34:35Z

Офицер Алехин объяснил, что Киев пытается спрятать на аэродромах

2025-07-15T14:32:56Z

Сенатор Косачев: Европа готовится к войне с Россией

2025-07-15T14:32:43Z

Генерал Попов назвал причины усиления атак БПЛА на российские регионы

2025-07-15T14:30:08Z

Самарская область расширит список наград для получения бесплатно земли участниками СВО

Летающий призрак. Как Константин Васильченко создал самый быстрый самолёт

Летающий призрак. Как Константин Васильченко создал самый быстрый самолёт

2025-07-15T09:21:30Z — МиГ-31, принятый на вооружение в 1981-м, ­оправдывая своё звание «чудо-машины», продолжает стоять на боевом посту.


6 сентября 1976 года на остров Хоккайдо приземлился советский истребитель-перехватчик МиГ-25, управляемый старшим лейтенантом Беленко. Спустя несколько дней он получит убежище в Америке, а США — возможность изучить машину, которая была неуязвима для их ПВО.

Тайны самого быстрого самолёта в мире перестали быть секретами. Выход был один — при создании следующего прыгнуть выше головы. Это удалось сделать главному конструктору МиГ-31 Константину Васильченко, которого не стало 15 июля 2010 года, ровно 15 лет назад.

А его МиГ-31, принятый на вооружение в 1981-м, ­оправдывая своё звание «чудо-машины», продолжает стоять на боевом посту. Сегодня модифицированная модель этого самолёта — основной носитель гиперзвуковой ракеты «Кинжал», поражающей как морские цели, так и наземные. За время СВО «Кинжалы» не раз втыкались в аэродромы ВСУ.

На скромном памятнике Константину Константиновичу на Быковском кладбище в подмосковном Жуковском изображён взмывающий вверх самолёт — собирательный образ МиГов, ведь конструктор, начав путь в ОКБ Микояна с рядового инженера, принимал участие в разработке и испытаниях линейки машин, начиная с МиГ-9. О его сдержанном характере ходили легенды: никто не слышал, чтобы он повышал голос, ни разу не позволил себе солёное словечко. Кто-то даже принимал это за высокомерие: мол, вырос в привилегированной семье — сын полковника Генштаба, соратника маршала Георгия Жукова. Злопыхатели, которых у любого руководителя хватает, за глаза ставили ему в упрёк даже то, что начало Великой Отечественной он встретил в «Артеке», потому что для большинства его сверст­ников такой отдых был несбыточной мечтой. Из Крыма москвича Костю эвакуировали на Урал. В столицу он вернулся в 1943-м, поступил в Московский авиационный институт, после его окончания в ­1949-м пришёл в ОКБ Микояна, где и раскрылся его талант конструктора.

У МиГ-31 Васильченко добился скорости 3 тысячи км/ч и дальности полёта 3,5 тысячи километров, а с дозаправкой в воздухе на МиГ-31 можно было облететь вокруг всего земного шара. На машине была установлена принципиально новая РЛС «Заслон». Она обеспечивала сопровождение и перехват до 10 (!) целей одновременно и позволяла вести огонь сразу по нескольким мишеням, летящим на разных высотах с различными скоростями и в разных направлениях. Когда военные озвучили конструкторам это ТЗ, оно казалось чем-то из области фантастики. Ни один самолёт в мире не мог не только похвастаться такими характеристиками, но даже приблизиться к ним. Фантастикой стали и шесть лет работы — за этот рекордно короткий срок МиГ-31 стал реальностью. Васильченко получил звание Героя Соцтруда. Но всегда подчёркивал: это коллективный труд. «Над МиГ-31, если брать все детали, трудились по всей стране более миллиона человек», — рассказал он в единственном коротком телеинтервью.

Вспомнил и угон МиГ-25 предателем Беленко. Это стало местью США за унижение их самолётов в небе над Тель-Авивом в 1973 году. «Тогда Сирия, Египет и Иордания пытались отбить у Израиля земли, захваченные им в результате Шестидневной войны в 1967 году, — рассказала «АиФ» востоковед, автор книг по истории и политике Ближнего Востока Мария Кича. — ЦАХАЛ вёл тяжёлые бои с арабскими силами. До Москвы дошли сведения, что премьер-министр Израиля Голда Меир якобы рассматривает идею разбомбить Асуанскую плотину в Египте, построенную при участии СССР. Руководитель Государственного НИИ авиасистем академик Евгений Федосов в мемуарах пишет по этому поводу: «Если бы плотину удалось разрушить, то волна высотой 80–100 метров могла бы смыть все города и населённые пункты Египта в Красное и Средиземное моря». У Москвы тогда не было дипотношений с Тель-Авивом, и в СССР не могли проверить достоверность сведений. Поэтому попытались донести через США, что атака Израиля не останется без ответа. США взяли паузу. Тогда Москва приступила к плану «Б».

«Замминистра авиапромышленности Алексей Минаев и два академика — упомянутый Евгений Федосов и Борис Бункин, генконструктор ракетных систем, — предложили, чтобы над Тель-Авивом пролетел МиГ-25Р, — продолжает Мария Кича. — Идею одобрили, и лётчик-испытатель Александр Бежевец приступил к секретному заданию».

Раанан Гисин, командир батареи ПВО армии обороны Израиля, вспоминал тот день 13 октября 1973 года: «Мы были в шоке от неизвестного летательного аппарата с высотой полёта более 20 километров. Ряд офицеров решили, что это НЛО, назвав его „летающий призрак“. Мы выпустили ракеты, но они не долетели до объекта». Ни поднятым в небо американским «Фантомам», ни французским «Миражам», пытавшимся атаковать МиГ-25Р, он оказался не по зубам. Бежевец заснял на фотокамеру всю эту огненную феерию. Сделав над городом шесть кругов, словно дразня израильскую ПВО, борт скрылся за горизонтом. Удара по плотине не состоялось. А Константин Васильченко в той единственной видеобеседе констатировал: «Уважают только сильных».

С появлением МиГ-31 американцы начали погоню и за его секретами. Ряд характеристик РЛС «Заслон» им передал сотрудник секретного НИИ Адольф Толкачёв. «Крота» вычислили. И КГБ затеял свою игру. В руки Толкачёва попали материалы по самолёту-«невидимке». Достоверная информация, в которой сократили одну строчку: «ввиду бесперспективности тематику закрыть». Американцы выделили десятки миллиардов на программу «Стелс». Потом выяснилось, что наш МиГ-31 их «невидимки» обнаруживает за сотни километров. Арестовали Толкачёва в 1985 году. Создатель МиГ-31 в том же году стал начальником Лётно-исследовательского института имени М. Громова, где руководил секретной программой «Буран». После смерти жены и прежде­временного ухода дочери дома конструктора встречала кошка Нюша. Но он до последних дней оставался активным: писал учебники и передавал опыт создателям следующих отечественных чудо-машин. судьба предателей

Виктор Беленко скончался в США в 2023-м в доме престарелых. В СССР 29-летний перебежчик оставил жену и ребёнка, которых больше не видел. ЦРУ, решив свои задачи с МиГ‑25, потеряло к нему интерес.

Адольф Толкачёв в 1986‑м был приговорён к смерт­ной казни. 2 миллиона долларов на счету в американском банке его не дождались. И отошли обратно государству.

Сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31. К. Васильченко во время работы над МиГ-31.

Читайте также:

2025-07-06T19:34:29Z

Кошмар для НАТО: эти известные советские истребители и поныне служат России

Самые грозные истребители, разработанные в советские времена, до сих пор служат России верой и правдой, пишет TNI. Вооруженные до зубов и обладающие впечатляющей скоростью, они были настоящим кошмаром для стран НАТО.

2025-07-11T13:05:12Z

Над Киевом впервые за три года появился огромный гражданский самолет. Что о нем известно?

2025-07-09T21:01:37Z

«Самолет свалился в штопор» Крушение Ту-154 под Учкудуком стало крупнейшей авиакатастрофой в СССР. Что произошло с пилотами в небе?

2025-07-03T15:12:24Z

Российский дрон "Елка" работает по принципу "выстрелил - забыл"

Компактный, быстрый, точный. Этими тремя словами можно охарактеризовать новейший российский беспилотник-перехватчик "Елка", который с 2024 года успешно применяется в зоне спецоперации.

2025-06-27T15:25:24Z

Летчики армейской авиации смешали с землей украинских дроноводов

Удар вертолета Ми-28НМ наносился в зоне ответственности группировки войск «Север».