2025-07-15T10:08:03Z
«Колоссальное давление»: В Госдуме оценили идею сократить срок обучения в школе
2025-07-15T10:04:44Z
Набор на бюджетные места расширят для участников СВО в аграрном вузе Ставрополья
2025-07-15T10:03:32Z
Сенатор Гумерова анонсировала новые инициативы в сфере высшего образования
2025-07-15T10:03:26Z
Депутаты нацелены снизить количество детей-сирот в соцучреждениях Среднего Урала
2025-07-15T09:54:00Z
Пермяк пересдал ЕГЭ по математике на 100 баллов — это его вторая «сотка». Выпускник раскрыл секрет успеха
2025-07-15T09:51:01Z
Учителя назвали «примитивностью» возврат к 10-летнему обучению в школах
2025-07-15T09:43:36Z
68 педагогов Ямала получат по миллиону рублей и больше за победу в конкурсе
2025-07-15T09:40:00Z
В Саратовской области вырос конкурс в колледжи и техникумы
2025-07-15T09:39:00Z
Пензенская прокуратура открыла «горячую линию» по вопросам приема детей в школы
2025-07-15T09:35:00Z
Обновленное меню представят в школах Подмосковья 1 сентября
2025-07-15T09:33:00Z
Зачем нам MAX: кабмин утвердил национальный мессенджер
2025-07-15T09:28:00Z
Поступающим в училище целевикам предложили отдавать приоритет при приеме
2025-07-15T09:17:07Z
Глава РА поздравил ректора Адыгейского госуниверситета с юбилеем
2025-07-15T09:04:34Z
Суд позволил Трампу возобновить процесс ликвидации Минобразования
2025-07-15T08:55:13Z
Признание заслуг. 12 июля 2025 года
2025-07-15T04:15:00Z — Владимир Блинов — о необходимости реформирования высшего образования и о том, почему оно должно стать социально ориентированным
Минобрнауки до конца 2025 года готовится внести в Госдуму РФ законопроект о переходе на новую систему высшего образования. Оно должно учитывать интересы учебных организаций, работодателей и самих студентов.
Советская система высшего образования в полной мере соответствовала запросам плановой экономики. Не существовало рынка труда, да и рыночных отношений вообще. Кадры, как и иные ресурсы, "производились" в заданных количествах, новые специальности возникали редко, работодатели были представлены предприятиями государственного сектора — иных не существовало. Имел место легкий дефицит работников в обрабатывающих отраслях и небольшой профицит в сфере обслуживания. Трудоустройство выпускников обеспечивалось государственной системой распределения, которая уже к концу 1970-х годов функционировала преимущественно на бумаге отчетов.
Рыночная экономика конца 1980-х породила рынок труда, размеры заработных плат стали отличаться на разных предприятиях на порядок и больше. Квалификационные и должностные требования тоже начали преображаться. Энергичные работники готовы были работать за пятерых и получать за троих. Причем совмещая разные квалификации, например инженера-механика, сменного мастера и бригадира ремонтной бригады. Потребовалось совершенно иное образование, позволяющее готовить специалистов более адресно, под нестандартные рабочие места.
Североамериканские университеты прорабатывали рыночные системы подготовки кадров начиная с периода Великой депрессии. За 30–40 лет им удалось отработать действующую по сей день модель, основанную на простых принципах:
Именно эти принципы легли в основу реформирования западного высшего образования, нашли отражение и были закреплены в документах Болонского процесса. Россия на рубеже тысячелетий приняла эту политику за основу реформирования своей высшей школы.
Четверть века назад академическая мобильность студентов и выпускников, перспективы международной нострификации дипломов, внебюджетные доходы от обучения иностранных граждан, подготовка работников для иностранных корпораций, функционирующих в России, представлялись весьма интересной перспективой для занятия достойного места в международном разделении труда.
Внедрение уровневой системы высшего образования не прошло гладко. Степень бакалавра оказалась мало востребованной на рынке труда. Магистерские программы, осуществляя прием бакалавров, которые были подготовлены по несопряженным направлениям, вынужденно дублировали программы более низкого уровня, девальвируя этот уровень подготовки. Компетентностный подход тоже не прижился — ни профессиональные, ни универсальные компетенции так и не попали в комплекс оцениваемых результатов. Участие российских вузов в международных рейтингах университетов, особенно в условиях реализации курса на технологический суверенитет и лидерство, в принципе потеряло смысл.
Важно заметить, что в 1990-е годы и в период "болонских" реформ в РФ утвердилось мнение, что высшее образование — это "просто бизнес", коммерческая или псевдокоммерческая деятельность, которая ориентируется на "спрос снизу". Интересов работодателей не существует, главный бенефициар и плательщик — сам студент. Эта идея породила уродливое отношение к образованию как к услуге, лишенной социальной ответственности.
Участие России в Болонском процессе было приостановлено в 2022 году.
Перемены, ожидающие российское образование, скорее всего, станут полноценной реформой, а не локальной корректировкой. Однозначно потребуются новые перечни специальностей, новые стандарты и требования к качеству результатов.
Такой вывод можно сделать из того, что установочными документами задается новая двухуровневая структура: базовое высшее образование (БВО) и специализированное высшее образование (СПВО). Учтены уроки бакалавриата, выпускники программ БВО должны иметь производственную квалификацию, понятную работодателю и обеспечивающую их готовность к трудовой деятельности. При этом не снимается задача фундаментальной научной подготовки. Обсуждается идея формирования научно-теоретических ядер — элементов программ, которые могут войти в структуру подготовки для разных специальностей. Программы СПВО призваны сформировать у студентов более высокую квалификацию на основе глубокого изучения профессии с возможностью выбора конкретной образовательной траектории.
Совершенно естественно, что предусматривается корректировка сроков обучения: на базовом уровне четыре — шесть лет, на специализированном один — три года. У разработчиков программ и университетов появятся более широкие возможности для маневра, и продолжительность освоения программ будет зависеть от их сложности.
Сопоставляя системы требований к нынешним и будущим программам, несложно заметить, что БВО аналогично специалитету, а СПВО — магистратуре, ординатуре, адъюнктуре и ассистентурам-стажировкам. При этом важно заметить, что аспирантура больше не будет являться уровнем высшего образования и подчиняться его весьма узким стандартам. Предусмотрено расширение возможностей, форм и методов подготовки кадров высшей научной квалификации.
Сегодня еще трудно прогнозировать все нюансы реформирования. О многом сможет сказать анализ результатов пилотной апробации в шести ведущих вузах страны.
Стоит рассматривать грядущую реформу как окно возможностей гармонизации интересов работодателей, студентов и их семей в стране, стремящейся к технологическому и культурному лидерству.
2025-07-09T11:21:00Z
Минобрнауки готовит законопроект, который изменит порядок учебы в вузах
2025-07-12T21:00:00Z
Депутат Мажуга рассказал, кого в первую очередь зачислят на бюджетные места
2025-06-24T12:08:16Z
Ключевым событием стала бизнес-сессия "Как вырастить малый бизнес в крупный: синергия государства и бизнес-сообществ"
2025-07-10T11:13:08Z
Военный специалист Института права и национальной безопасности РАНХиГС рассказал, что в 1990-х годах России был навязан стандарт приоритета получения западных дипломов об образовании, которые открывали путь на высокие позиции в ключевые госструктуры, корпоративный сектор
2025-07-15T04:20:12Z
МОСКВА, 15 июля. /ТАСС/. Ориентированность на студента, а не на запросы и нужды государства сделала из качественного советского высшего образования бизнес в 90-е годы прошлого века.