Диплом высшего образования как бизнес для вузов — такую систему пора менять?

Все новости — Образование

2025-07-15T10:08:03Z

«Колоссальное давление»: В Госдуме оценили идею сократить срок обучения в школе

2025-07-15T10:04:44Z

Набор на бюджетные места расширят для участников СВО в аграрном вузе Ставрополья

2025-07-15T10:03:32Z

Сенатор Гумерова анонсировала новые инициативы в сфере высшего образования

2025-07-15T10:03:26Z

Депутаты нацелены снизить количество детей-сирот в соцучреждениях Среднего Урала

2025-07-15T09:54:00Z

Пермяк пересдал ЕГЭ по математике на 100 баллов — это его вторая «сотка». Выпускник раскрыл секрет успеха

2025-07-15T09:51:01Z

Учителя назвали «примитивностью» возврат к 10-летнему обучению в школах

2025-07-15T09:43:36Z

68 педагогов Ямала получат по миллиону рублей и больше за победу в конкурсе

2025-07-15T09:40:00Z

В Саратовской области вырос конкурс в колледжи и техникумы

2025-07-15T09:39:00Z

Пензенская прокуратура открыла «горячую линию» по вопросам приема детей в школы

2025-07-15T09:35:00Z

Обновленное меню представят в школах Подмосковья 1 сентября

2025-07-15T09:33:00Z

Зачем нам MAX: кабмин утвердил национальный мессенджер

2025-07-15T09:28:00Z

Поступающим в училище целевикам предложили отдавать приоритет при приеме

2025-07-15T09:17:07Z

Глава РА поздравил ректора Адыгейского госуниверситета с юбилеем

2025-07-15T09:04:34Z

Суд позволил Трампу возобновить процесс ликвидации Минобразования

2025-07-15T08:55:13Z

Признание заслуг. 12 июля 2025 года

Диплом высшего образования как бизнес для вузов — такую систему пора менять?

Диплом высшего образования как бизнес для вузов — такую систему пора менять?

2025-07-15T04:15:00Z — Владимир Блинов — о необходимости реформирования высшего образования и о том, почему оно должно стать социально ориентированным


Минобрнауки до конца 2025 года готовится внести в Госдуму РФ законопроект о переходе на новую систему высшего образования. Оно должно учитывать интересы учебных организаций, работодателей и самих студентов.

Советская система — плановая подготовка специалистов

Советская система высшего образования в полной мере соответствовала запросам плановой экономики. Не существовало рынка труда, да и рыночных отношений вообще. Кадры, как и иные ресурсы, "производились" в заданных количествах, новые специальности возникали редко, работодатели были представлены предприятиями государственного сектора — иных не существовало. Имел место легкий дефицит работников в обрабатывающих отраслях и небольшой профицит в сфере обслуживания. Трудоустройство выпускников обеспечивалось государственной системой распределения, которая уже к концу 1970-х годов функционировала преимущественно на бумаге отчетов.

Рыночная экономика конца 1980-х породила рынок труда, размеры заработных плат стали отличаться на разных предприятиях на порядок и больше. Квалификационные и должностные требования тоже начали преображаться. Энергичные работники готовы были работать за пятерых и получать за троих. Причем совмещая разные квалификации, например инженера-механика, сменного мастера и бригадира ремонтной бригады. Потребовалось совершенно иное образование, позволяющее готовить специалистов более адресно, под нестандартные рабочие места.

Каковы истоки и смыслы Болонской системы

Североамериканские университеты прорабатывали рыночные системы подготовки кадров начиная с периода Великой депрессии. За 30–40 лет им удалось отработать действующую по сей день модель, основанную на простых принципах:

Именно эти принципы легли в основу реформирования западного высшего образования, нашли отражение и были закреплены в документах Болонского процесса. Россия на рубеже тысячелетий приняла эту политику за основу реформирования своей высшей школы.

Четверть века назад академическая мобильность студентов и выпускников, перспективы международной нострификации дипломов, внебюджетные доходы от обучения иностранных граждан, подготовка работников для иностранных корпораций, функционирующих в России, представлялись весьма интересной перспективой для занятия достойного места в международном разделении труда.

Внедрение уровневой системы высшего образования не прошло гладко. Степень бакалавра оказалась мало востребованной на рынке труда. Магистерские программы, осуществляя прием бакалавров, которые были подготовлены по несопряженным направлениям, вынужденно дублировали программы более низкого уровня, девальвируя этот уровень подготовки. Компетентностный подход тоже не прижился — ни профессиональные, ни универсальные компетенции так и не попали в комплекс оцениваемых результатов. Участие российских вузов в международных рейтингах университетов, особенно в условиях реализации курса на технологический суверенитет и лидерство, в принципе потеряло смысл.

Важно заметить, что в 1990-е годы и в период "болонских" реформ в РФ утвердилось мнение, что высшее образование — это "просто бизнес", коммерческая или псевдокоммерческая деятельность, которая ориентируется на "спрос снизу". Интересов работодателей не существует, главный бенефициар и плательщик — сам студент. Эта идея породила уродливое отношение к образованию как к услуге, лишенной социальной ответственности.

Участие России в Болонском процессе было приостановлено в 2022 году.

Чего ожидать российской высшей школе от новых реформ

Перемены, ожидающие российское образование, скорее всего, станут полноценной реформой, а не локальной корректировкой. Однозначно потребуются новые перечни специальностей, новые стандарты и требования к качеству результатов.

Такой вывод можно сделать из того, что установочными документами задается новая двухуровневая структура: базовое высшее образование (БВО) и специализированное высшее образование (СПВО). Учтены уроки бакалавриата, выпускники программ БВО должны иметь производственную квалификацию, понятную работодателю и обеспечивающую их готовность к трудовой деятельности. При этом не снимается задача фундаментальной научной подготовки. Обсуждается идея формирования научно-теоретических ядер — элементов программ, которые могут войти в структуру подготовки для разных специальностей. Программы СПВО призваны сформировать у студентов более высокую квалификацию на основе глубокого изучения профессии с возможностью выбора конкретной образовательной траектории.

Совершенно естественно, что предусматривается корректировка сроков обучения: на базовом уровне четыре — шесть лет, на специализированном один — три года. У разработчиков программ и университетов появятся более широкие возможности для маневра, и продолжительность освоения программ будет зависеть от их сложности.

Сопоставляя системы требований к нынешним и будущим программам, несложно заметить, что БВО аналогично специалитету, а СПВО магистратуре, ординатуре, адъюнктуре и ассистентурам-стажировкам. При этом важно заметить, что аспирантура больше не будет являться уровнем высшего образования и подчиняться его весьма узким стандартам. Предусмотрено расширение возможностей, форм и методов подготовки кадров высшей научной квалификации.

Сегодня еще трудно прогнозировать все нюансы реформирования. О многом сможет сказать анализ результатов пилотной апробации в шести ведущих вузах страны.

Стоит рассматривать грядущую реформу как окно возможностей гармонизации интересов работодателей, студентов и их семей в стране, стремящейся к технологическому и культурному лидерству. 

Читайте также:

2025-07-09T11:21:00Z

Без бакалавров: новая система высшего образования заработает в 2027 году

Минобрнауки готовит законопроект, который изменит порядок учебы в вузах

2025-07-12T21:00:00Z

Кто сможет учиться в вузе бесплатно в 2025 году

Депутат Мажуга рассказал, кого в первую очередь зачислят на бюджетные места

2025-06-24T12:08:16Z

На "Мой Бизнес Forum – 2025" обсудили развитие малого бизнеса

Ключевым событием стала бизнес-сессия "Как вырастить малый бизнес в крупный: синергия государства и бизнес-сообществ"

2025-07-10T11:13:08Z

Эксперт Степанов: решение ГП РФ по Йелю - шаг к образовательному суверенитету

Военный специалист Института права и национальной безопасности РАНХиГС рассказал, что в 1990-х годах России был навязан стандарт приоритета получения западных дипломов об образовании, которые открывали путь на высокие позиции в ключевые госструктуры, корпоративный сектор

2025-07-15T04:20:12Z

Эксперт Блинов: "Болонская" реформа в РФ сделала из высшего образования бизнес

МОСКВА, 15 июля. /ТАСС/. Ориентированность на студента, а не на запросы и нужды государства сделала из качественного советского высшего образования бизнес в 90-е годы прошлого века.