Режиссеру "Республики ШКИД" Геннадию Полоке исполнилось бы 95 лет

Все новости — Культура

2025-07-15T10:42:00Z

Житель Джалильского дома-интерната нашел свое призвание в алмазной мозаике

2025-07-15T10:28:06Z

ТАСС: режиссера Александра Митту кремируют

2025-07-15T10:26:07Z

Первый сольный концерт Люси Чеботиной покажут на ТВ

2025-07-15T10:25:00Z

Умер известный советский артист Игорь Гишка

2025-07-15T10:22:43Z

Блогерша Саша Спилберг внезапно сменила имидж

2025-07-15T10:15:40Z

Пропавшую во время Второй мировой войны скрипку Страдивари нашли в Японии

2025-07-15T10:11:58Z

В Музее Победы открыли выставка о Потсдамской конференции 1945 года

2025-07-15T10:11:00Z

На Фестивальном бульваре в Казани состоялся «Медиа-Питрау»

2025-07-15T10:08:57Z

Начались съемки нового сериала HBO о Гарри Поттере

2025-07-15T10:01:01Z

«Национальное достояние»: в Казани пройдет Единый день Фольклора Республики Татарстан

2025-07-15T10:00:00Z

Самая значимая художница своего поколения: какой запомнится Аня Желудь

2025-07-15T09:53:17Z

Реставраторы спасли одну из самых почитаемых икон Кирилло-Белозерского монастыря

2025-07-15T09:51:34Z

В Екатеринбурге состоялись седьмые Свято-Елисаветинские чтения

2025-07-15T09:46:38Z

Марго Робби прошлась по улице в облегающем топе без бюстгальтера

2025-07-15T09:27:38Z

На Урале первый православный форум собрал участников из восьми регионов России

Режиссеру "Республики ШКИД" Геннадию Полоке исполнилось бы 95 лет

Режиссеру "Республики ШКИД" Геннадию Полоке исполнилось бы 95 лет

2025-07-15T04:00:19Z — Геннадий Полока относится к тем мастерам, о которых в Большом советском кино песен не слагали. О нем почти ничего не написано киноведческого, а его фильмы почти всегда выходили, как писали в разнарядках, "ограниченными тиражами".


Потому что он не укладывался не только в стандарты официального советского кино, но и в стандарты кино "неофициального". Его фильмы были с такими закидонами, что нарушали все допустимые правила советской игры в искусство.

Тарковского можно было упрекнуть в "элитарности" и высокомерном нежелании делать кино для масс. Гайдаю, напротив, можно было указать, что негоже идти у масс на поводу. Полока не делал элитарного кино и не шел на поводу. Он гулял сам по себе, и это было трудно вынести.

Поэтому его фильмы как бы есть, но их как бы нет. Их практически не показывают. И в обойму излюбленных нашим телевидением лент они не входят.

Между тем их посмотреть - огромное удовольствие. Это абсолютно авторское кино - то есть кино, позволяющее нам общаться не столько с персонажами, сколько с их автором - его ироничным умом, его укрытым в уголках глаз юмором, его интонацией. Даже с присущим ему ритмом речи и жизни - неторопливым, несуетным, позволяющим прочувствовать вкус каждой минуты.

Его первый фильм "Республика ШКИД" - кажется, единственный, который был нормально принят прессой (надо поддерживать молодые дарования, хотя молодость тогда начиналась с сорока). И зрителям дозволили насладиться процессом перевоспитания бывших беспризорников в интернате, а еще больше - характерами этих ребят-"коммунаров", которые на замороженном нашем экране представляли собой некое чудо жизни. И даже еще больше - невероятном для тогдашнего кино типом их воспитателя, которого сыграл выпирающий из всех рамок артист Сергей Юрский. Это было не кино, а бунт против правил. Стихия жизни, сносившая картонные домики возведенных властями потемкинских деревень.

Поэтому власти быстро разобрались, что к чему, и вторую картину Полоки просто положили на полку подальше от глаз людских. Не запретили, но и народу не показывали - на всякий случай. А журнал "Советский экран" уже и фоторепортаж дал со съемок, и заинтригованная публика нетерпеливо ждала взрывной смеси бурлеска, цирка и варьете с революционной пьесой Льва Славина "Интервенция". На фотографиях царила эксцентриада, на фотографиях резвились любимые народом Высоцкий, Копелян, Юрский, Аросева, Золотухин, причем каждого было не узнать. И все куда-то разом провалилось, в какую-то дыру. Фильм удалось доснять только через двадцать лет, уже умер Владимир Высоцкий, его пришлось озвучивать артисту Алексею Булдакову. Понять, что тогда случилось, и почему фильм не пустили к народу, невозможно.

Единственное объяснение все то же: ну уж слишком ни на что не похож! Уж чересчур эксцентричен. Легковесен для революционной тематики.

Но Полока был упорен и верен любимому кругу времен и тем - снял героический, на взгляд, фильм "Один из нас" с героическим Юматовым в роли героического чекиста, который предотвращает вражеский взрыв на оборонном заводе. Картина была очень лихой и стала одним из кассовых хитов 70-х. Народное такое кино. Но его с особым удовольствием смотрела, как сказали бы сейчас, "продвинутая" публика - наслаждалась скрытой иронией, с какой нам все это показывали. Полока этим фильмом уложил на обе лопатки всю славную когорту советских шпионских фильмов - высмеял их штампы, в смешном свете выставил прославленную бдительность советских людей. И это черное дело успешно продолжил в фильме уже конца 80-х - ироническом детективе "А был ли Каротин". Хотя иронический - здесь уже не по адресу. Уже шла перестройка, и разрешили смеяться - фильм хохотал над родимой шпиономанией во весь голос. А в "Возвращении броненосца" Полока и вовсе представил священные годы революционной романтики как мир веселого абсурда, где перемешаны карикатурные нэпманы, бдительные интернационалисты, борцы за народное счастье, девицы из шантана, партийные секретари, фиктивные жены и Сергей Эйзенштейн, задумавший снять бессмертный фильм. И уже не в первый раз идеальной средой для героев Полоки стала Одесса - город, душевно ему близкий. Потому что там - ни шагу без подъелдыкивания.

Были еще две хороших ленты - комедия "Одиножды один" и мелодрама "Мелодия на два голоса". Полока снимает нечасто, неторопливо - без суеты. Как все, что делает. Откуда в этом очень основательном, очень неторопливом, очень положительном человеке было столько скрытой всеразрушающей энергии - тайна. Называется красивым иностранным словом "сублимация".

Вулкан тоже стоит, стоит, стоит, тихий и зеленый. Что-то копит. А потом вскипает, и от революционных мифов остаются Помпеи.

Под занавес жизни он наконец снял мечту юности - фильм "Око за око" по повести Лавренева "Седьмой спутник". С этой идеи он, молодой, начинал. Вот что он мне рассказал после долгожданной премьеры в 2010 году.

Я пришел из театра и всегда имел дело с большой драматургией. Поэтому и работу в кино начал с поисков большой литературы. Лавренева я как актер уже играл, он меня интересовал - как личность. Он был убежденным коммунистом, но на историю революции смотрел не так, как учили в школе: с одинаковым сочувствием и пониманием относился к обеим противостоящим сторонам.

Я много разговаривал с братьями моего деда. Один из них был в красной, другой - в белой армии, а любил я их одинаково. И я хотел снять картину с интонацией, условно говоря, "Войны и мира": уважительного отношения к человеку на войне. В повести война классовая, но люди точно так же втягиваются в ее воронку.

Студия "Ленфильм" была в расцвете, еще работали Козинцев, Хейфиц. Ее редактором был известный писатель Юрий Герман. Я предложил поставить фильм по "Седьмому спутнику" Лавренева. Ответ был: "Тема не пройдет! Это - красный террор!". Тогда я поехал в Москву и перед самым злым киноначальником Владимиром Баскаковым проиграл всю картину. Это был мой способ уговаривать: за полтора часа проиграть все роли. И как ни странно, мрачный Баскаков продиктовал помощнику письмо: включить картину Полоки "Седьмой спутник" в план студии "Ленфильм".

Неприятности начались дальше. Я уехал в Москву собирать материал, и пока я этим занимался, с "Ленфильма" сообщили, что картина запущена, и что ее снимают Григорий Аронов и дебютант - сын Германа Алексей. А меня срочно перебросили дорабатывать сценарий "Республики ШКИД". Фильм "Седьмой спутник" потом вышел, но резонанса не имел - мне кажется, режиссеры взялись за работу торопливо, но изучив как следует материал. У них получился генерал - революционный герой, хотя у Лавренева это подобие князя Мышкина, только в генеральском мундире.

Теперь мне наконец удалось снять "Око за око". Там нет отрицательных персонажей, я в одинаковой степени понимаю и уважаю всех. И когда толстого и в целом неприятного царского генерала волокут на расстрел, я ему сочувствую. Мне его жалко, как его жалко моему герою. Мне кажется, что, посмотрев мою картину, люди должны уйти умиротворенными…

Читайте также:

2025-07-04T13:00:00Z

Тест: Только истинный панк сможет продолжить строки из 6 хитов «Сектора Газа» без ошибок

4 июля 2000 года не стало известного музыканта, главного панка 90-х и основателя группы «Сектор Газа» Юрия Хоя. Предлагаем вместе почтить память артиста и вспомнить главные хиты!

2025-07-05T21:00:40Z

6 июля режиссер Юрий Грымов отмечает свое 60-летие

Свое 60-летие 6 июля отмечает один из самых ярких режиссеров современности - Юрий Грымов. Московский театр "Модерн", которым он руководит вот уже десятый год, за это время превратился в территорию творческого поиска: здесь не боятся экспериментов ни в постановке спектаклей, ни во взаимодействии со зрителем, который, надо сказать, доверяет любимому театру и с воодушевлением принимает участие во всех его "авантюрах".

2025-07-01T11:50:50Z

«Со своим президентом нюхают на пару»: Михалков отреагировал на своё объявление в розыск на Украине

Режиссёр Никита Михалков прокомментировал новость об объявлении его в розыск Службой безопасности Украины, назвав это не новой, а уже давно известной историей. В своём Telegram-канале «Бесогон» он напомнил, что находится в украинской базе разыскиваемых лиц с 2022 года. «Честно говоря, удивлён, что российские СМИ только сейчас “проснулись”. Меня объявили в розыск на Украине ещё два… Сообщение Михалков удивился решению СБУ объявить его в розыск появились сначала на Общественная служба новостей.

2025-07-05T05:00:00Z

Фотограф советских звезд: в МАММ открылась выставка Валерия Плотникова

Владимир Высоцкий, Людмила Гурченко, Андрей Миронов, Никита Михалков — Валерий Плотников снимал тех, кого знала вся страна. Оператор по образованию, он превращал каждый портрет в маленький фильм — точный, выразительный, настоящий. О его работах и выставке "Герои своего времени" в "Мультимедиа Арт Музее" — фотолента РИА Новости.

2025-07-09T05:09:26Z

На Украине умер композитор музыки для серии мультфильмов «Казаки» Игорь Поклад

Советский и украинский композитор Игорь Поклад ушел из жизни на 84-м году