2025-07-15T10:42:00Z
Житель Джалильского дома-интерната нашел свое призвание в алмазной мозаике
2025-07-15T10:28:06Z
ТАСС: режиссера Александра Митту кремируют
2025-07-15T10:26:07Z
Первый сольный концерт Люси Чеботиной покажут на ТВ
2025-07-15T10:25:00Z
Умер известный советский артист Игорь Гишка
2025-07-15T10:22:43Z
Блогерша Саша Спилберг внезапно сменила имидж
2025-07-15T10:15:40Z
Пропавшую во время Второй мировой войны скрипку Страдивари нашли в Японии
2025-07-15T10:11:58Z
В Музее Победы открыли выставка о Потсдамской конференции 1945 года
2025-07-15T10:11:00Z
На Фестивальном бульваре в Казани состоялся «Медиа-Питрау»
2025-07-15T10:08:57Z
Начались съемки нового сериала HBO о Гарри Поттере
2025-07-15T10:01:01Z
«Национальное достояние»: в Казани пройдет Единый день Фольклора Республики Татарстан
2025-07-15T10:00:00Z
Самая значимая художница своего поколения: какой запомнится Аня Желудь
2025-07-15T09:53:17Z
Реставраторы спасли одну из самых почитаемых икон Кирилло-Белозерского монастыря
2025-07-15T09:51:34Z
В Екатеринбурге состоялись седьмые Свято-Елисаветинские чтения
2025-07-15T09:46:38Z
Марго Робби прошлась по улице в облегающем топе без бюстгальтера
2025-07-15T09:27:38Z
На Урале первый православный форум собрал участников из восьми регионов России
2025-07-15T04:00:19Z — Геннадий Полока относится к тем мастерам, о которых в Большом советском кино песен не слагали. О нем почти ничего не написано киноведческого, а его фильмы почти всегда выходили, как писали в разнарядках, "ограниченными тиражами".
Потому что он не укладывался не только в стандарты официального советского кино, но и в стандарты кино "неофициального". Его фильмы были с такими закидонами, что нарушали все допустимые правила советской игры в искусство.
Тарковского можно было упрекнуть в "элитарности" и высокомерном нежелании делать кино для масс. Гайдаю, напротив, можно было указать, что негоже идти у масс на поводу. Полока не делал элитарного кино и не шел на поводу. Он гулял сам по себе, и это было трудно вынести.
Поэтому его фильмы как бы есть, но их как бы нет. Их практически не показывают. И в обойму излюбленных нашим телевидением лент они не входят.
Между тем их посмотреть - огромное удовольствие. Это абсолютно авторское кино - то есть кино, позволяющее нам общаться не столько с персонажами, сколько с их автором - его ироничным умом, его укрытым в уголках глаз юмором, его интонацией. Даже с присущим ему ритмом речи и жизни - неторопливым, несуетным, позволяющим прочувствовать вкус каждой минуты.
Его первый фильм "Республика ШКИД" - кажется, единственный, который был нормально принят прессой (надо поддерживать молодые дарования, хотя молодость тогда начиналась с сорока). И зрителям дозволили насладиться процессом перевоспитания бывших беспризорников в интернате, а еще больше - характерами этих ребят-"коммунаров", которые на замороженном нашем экране представляли собой некое чудо жизни. И даже еще больше - невероятном для тогдашнего кино типом их воспитателя, которого сыграл выпирающий из всех рамок артист Сергей Юрский. Это было не кино, а бунт против правил. Стихия жизни, сносившая картонные домики возведенных властями потемкинских деревень.
Поэтому власти быстро разобрались, что к чему, и вторую картину Полоки просто положили на полку подальше от глаз людских. Не запретили, но и народу не показывали - на всякий случай. А журнал "Советский экран" уже и фоторепортаж дал со съемок, и заинтригованная публика нетерпеливо ждала взрывной смеси бурлеска, цирка и варьете с революционной пьесой Льва Славина "Интервенция". На фотографиях царила эксцентриада, на фотографиях резвились любимые народом Высоцкий, Копелян, Юрский, Аросева, Золотухин, причем каждого было не узнать. И все куда-то разом провалилось, в какую-то дыру. Фильм удалось доснять только через двадцать лет, уже умер Владимир Высоцкий, его пришлось озвучивать артисту Алексею Булдакову. Понять, что тогда случилось, и почему фильм не пустили к народу, невозможно.
Единственное объяснение все то же: ну уж слишком ни на что не похож! Уж чересчур эксцентричен. Легковесен для революционной тематики.
Но Полока был упорен и верен любимому кругу времен и тем - снял героический, на взгляд, фильм "Один из нас" с героическим Юматовым в роли героического чекиста, который предотвращает вражеский взрыв на оборонном заводе. Картина была очень лихой и стала одним из кассовых хитов 70-х. Народное такое кино. Но его с особым удовольствием смотрела, как сказали бы сейчас, "продвинутая" публика - наслаждалась скрытой иронией, с какой нам все это показывали. Полока этим фильмом уложил на обе лопатки всю славную когорту советских шпионских фильмов - высмеял их штампы, в смешном свете выставил прославленную бдительность советских людей. И это черное дело успешно продолжил в фильме уже конца 80-х - ироническом детективе "А был ли Каротин". Хотя иронический - здесь уже не по адресу. Уже шла перестройка, и разрешили смеяться - фильм хохотал над родимой шпиономанией во весь голос. А в "Возвращении броненосца" Полока и вовсе представил священные годы революционной романтики как мир веселого абсурда, где перемешаны карикатурные нэпманы, бдительные интернационалисты, борцы за народное счастье, девицы из шантана, партийные секретари, фиктивные жены и Сергей Эйзенштейн, задумавший снять бессмертный фильм. И уже не в первый раз идеальной средой для героев Полоки стала Одесса - город, душевно ему близкий. Потому что там - ни шагу без подъелдыкивания.
Были еще две хороших ленты - комедия "Одиножды один" и мелодрама "Мелодия на два голоса". Полока снимает нечасто, неторопливо - без суеты. Как все, что делает. Откуда в этом очень основательном, очень неторопливом, очень положительном человеке было столько скрытой всеразрушающей энергии - тайна. Называется красивым иностранным словом "сублимация".
Вулкан тоже стоит, стоит, стоит, тихий и зеленый. Что-то копит. А потом вскипает, и от революционных мифов остаются Помпеи.
Под занавес жизни он наконец снял мечту юности - фильм "Око за око" по повести Лавренева "Седьмой спутник". С этой идеи он, молодой, начинал. Вот что он мне рассказал после долгожданной премьеры в 2010 году.
Я пришел из театра и всегда имел дело с большой драматургией. Поэтому и работу в кино начал с поисков большой литературы. Лавренева я как актер уже играл, он меня интересовал - как личность. Он был убежденным коммунистом, но на историю революции смотрел не так, как учили в школе: с одинаковым сочувствием и пониманием относился к обеим противостоящим сторонам.
Я много разговаривал с братьями моего деда. Один из них был в красной, другой - в белой армии, а любил я их одинаково. И я хотел снять картину с интонацией, условно говоря, "Войны и мира": уважительного отношения к человеку на войне. В повести война классовая, но люди точно так же втягиваются в ее воронку.
Студия "Ленфильм" была в расцвете, еще работали Козинцев, Хейфиц. Ее редактором был известный писатель Юрий Герман. Я предложил поставить фильм по "Седьмому спутнику" Лавренева. Ответ был: "Тема не пройдет! Это - красный террор!". Тогда я поехал в Москву и перед самым злым киноначальником Владимиром Баскаковым проиграл всю картину. Это был мой способ уговаривать: за полтора часа проиграть все роли. И как ни странно, мрачный Баскаков продиктовал помощнику письмо: включить картину Полоки "Седьмой спутник" в план студии "Ленфильм".
Неприятности начались дальше. Я уехал в Москву собирать материал, и пока я этим занимался, с "Ленфильма" сообщили, что картина запущена, и что ее снимают Григорий Аронов и дебютант - сын Германа Алексей. А меня срочно перебросили дорабатывать сценарий "Республики ШКИД". Фильм "Седьмой спутник" потом вышел, но резонанса не имел - мне кажется, режиссеры взялись за работу торопливо, но изучив как следует материал. У них получился генерал - революционный герой, хотя у Лавренева это подобие князя Мышкина, только в генеральском мундире.
Теперь мне наконец удалось снять "Око за око". Там нет отрицательных персонажей, я в одинаковой степени понимаю и уважаю всех. И когда толстого и в целом неприятного царского генерала волокут на расстрел, я ему сочувствую. Мне его жалко, как его жалко моему герою. Мне кажется, что, посмотрев мою картину, люди должны уйти умиротворенными…
2025-07-04T13:00:00Z
4 июля 2000 года не стало известного музыканта, главного панка 90-х и основателя группы «Сектор Газа» Юрия Хоя. Предлагаем вместе почтить память артиста и вспомнить главные хиты!
2025-07-05T21:00:40Z
Свое 60-летие 6 июля отмечает один из самых ярких режиссеров современности - Юрий Грымов. Московский театр "Модерн", которым он руководит вот уже десятый год, за это время превратился в территорию творческого поиска: здесь не боятся экспериментов ни в постановке спектаклей, ни во взаимодействии со зрителем, который, надо сказать, доверяет любимому театру и с воодушевлением принимает участие во всех его "авантюрах".
2025-07-01T11:50:50Z
Режиссёр Никита Михалков прокомментировал новость об объявлении его в розыск Службой безопасности Украины, назвав это не новой, а уже давно известной историей. В своём Telegram-канале «Бесогон» он напомнил, что находится в украинской базе разыскиваемых лиц с 2022 года. «Честно говоря, удивлён, что российские СМИ только сейчас “проснулись”. Меня объявили в розыск на Украине ещё два… Сообщение Михалков удивился решению СБУ объявить его в розыск появились сначала на Общественная служба новостей.
2025-07-05T05:00:00Z
Владимир Высоцкий, Людмила Гурченко, Андрей Миронов, Никита Михалков — Валерий Плотников снимал тех, кого знала вся страна. Оператор по образованию, он превращал каждый портрет в маленький фильм — точный, выразительный, настоящий. О его работах и выставке "Герои своего времени" в "Мультимедиа Арт Музее" — фотолента РИА Новости.
2025-07-09T05:09:26Z
Советский и украинский композитор Игорь Поклад ушел из жизни на 84-м году