2025-07-14T08:40:00Z
В селе Карпово Раменского округа состоялся православный семейный фестиваль
2025-07-14T08:39:01Z
В 68 лет скончался кинорежиссёр и сценарист Юрий Мороз
2025-07-14T08:38:17Z
Астрахан: Митта был мастером, в котором сочетались талант и профессионализм
2025-07-14T08:35:35Z
Италия стала участницей фестиваля "Спасская башня"
2025-07-14T08:26:00Z
Сценарист Журенков отметил невероятную страсть к жизни у режиссера Митты
2025-07-14T08:25:31Z
Федерация креативных индустрий запускает II Всероссийский конкурс "Креативные индустрии: Журналистский взгляд"
2025-07-14T08:25:00Z
"Супермен" возглавил североамериканский прокат, заработав $122 млн в дебютный уикенд
2025-07-14T08:19:50Z
Витрина креативных индустрий помогает продвижению бизнеса Мордовии
2025-07-14T08:19:02Z
Японский лосось в русской реке: как Куросава тёр солдатские ремни
2025-07-14T08:18:56Z
Р.Гафаров: ««Вкусная Казань» – важная опора в формировании имиджа Казани как гастрономической столицы»
2025-07-14T08:17:27Z
Гастрофест «Вкусная Казань» посетили 85 тыс. человек
2025-07-14T08:16:55Z
DM: останки Иисуса могут находиться в секретных хранилищах США
2025-07-14T08:16:42Z
Виктория Боня примерила микрошорты дочери перед камерой
2025-07-14T08:15:00Z
Селе Петрово-Дальнее отметило свой юбилей
2025-07-14T08:09:57Z
Александр Митта рассказывал "Российской газете" о приключениях своих фильмов
2025-07-14T00:45:00Z — Самой кассовой картиной всего советского кино стал боевик «Пираты XX века», который посмотрели почти 90 млн человек.
Понять вкусы массового советского зрителя по спискам самых кассовых фильмов практически невозможно. В разные годы лидерами рейтинга становились фильмы различных жанров — военные драмы, исторические эпопеи и комедии (в основном Леонида Гайдая). Мелодрамы тоже поучаствовали в этом соревновании — «Москва слезам не верит» была вполне себе хитом, а мексиканская «Есения» вообще удерживает абсолютное лидерство по количеству зрителей среди всех выпущенных в СССР картин. Но где-то рядом с «Есенией» стоит фильм вполне мужского жанра — боевик 1980 года «Пираты ХХ века».
Появлению этой картины советские зрители обязаны двум обстоятельствам. Где-то во второй половине 1970-х в газетах СССР промелькнула заметка о нападении пиратов Средиземного моря — да, такие тогда ещё водились — на итальянский корабль с грузом урана. Судьба урана вроде бы неизвестна, он куда-то пропал, но сам факт такой ситуации почти в центре Европы вызвал интерес советских кинематографистов. И два режиссера — Станислав Говорухин и Борис Дуров — написали сценарий, в котором пиратам противостоят советские моряки. Говорухин, правда, снимать этот фильм отказался сразу — он уже работал над «Место встречи изменить нельзя» и не хотел отвлекаться. А Дуров — до этого он был соавтором Говорухина по «Вертикали» и автором ещё нескольких не столь известных картин — решил довести замысел до конца.
Провести сценарий через худсоветы киностудии оказалось нетривиальной задачей — в процессе из сценария исчез уран, который заменили на опий для фармацевтики; против опия тоже были возражения, но его удалось отстоять. Ну а заодно место действия сместилось в очень отдаленный регион — в Южно-Китайское море, подальше от Европы. В таком виде сценарий всё-таки был утвержден, и Дуров приступил к подбору актеров.
Определенную роль в формировании актерского состава «Пиратов» сыграла идеология. В СССР долгое время рассматривали иноземное карате как нечто чуждое идеалам коммунизма, предпочитая развивать собственные виды боевых искусств — дзюдо и самбо. Но в те годы вышло небольшое послабление, у каратистов, которые всё же в Советском Союзе были, появилась собственная ассоциация, клубы и секции вышли из подполья — и Дуров воспользовался этим по полной программе. Так, исполнитель роли пирата Салеха актер Талгат Нигматулин как раз занимался восточными единоборствами, а роль советского моряка боцмана Матвеича сыграл Тадеуш Касьянов — один из тех, кто и стоял у истоков советского карате. Касьянов заодно отвечал и за постановку боевых сцен, а его ученики играли в массовке.
Чуть больше проблем оказалось с исполнителем главной роли — старшего механика Сергея, которому по сценарию приходилось нести на своих плечах основной груз борьбы с захватившими советское судно пиратами и спасения экипажа. Первоначально Дуров рассматривал кандидатуру малоизвестного актера из Литвы Костаса Марининас, а Николая Еременко-младшего, который решил предложить свои услуги, даже не хотел допускать до проб. Дело в том, что у Еременко сложился не тот имидж, который нужен был героям боевиков — он не так давно снялся в фильме «Красное и чёрное» по Стендалю, сыграл влюбленного в принцессу художника в фэнтезийном мюзикле «31 июня». Но актер сумел убедить режиссера — просто продемонстрировал ему свою мускулатуру и получил свою звездную роль.
В Южно-Китайское море съемочная группа, разумеется, не поплыла, а всю натуру нашли на юге страны. Порт, в котором сухогруз «Нежин» получает ценный товар — это порт города Жданов (сейчас — Мариуполь); «Нежин» — это сухогруз «Фатеж», который тогда был приписан к Азовскому морскому пароходству. Второй, пиратский корабль нашли там же — им стал теплоход «Адмирал Лунин», позже проданный в Грецию и затопленный в 1995 году. Остальные места снимали в Крыму — в части сцен искушенные зрители могли узнать окрестности Коктебеля и поселка Оленевка с мысом Тарханкутом. Ну а Голубая бухта у поселка Новый свет вообще была излюбленным местом советских киношников — до «Пиратов» в ней снимали «Человека-амфибию» и «Три плюс два».
Еременко почти все трюки в фильме он выполнял без дублеров — даже дрался с Нигматулиным сам, хотя тот у тому времени уже был чемпионом Узбекистана по карате. Актер вспоминал, что те драки оставили у него множество отметин — были синяки, ссадины и выбитые кости. Он даже сам спасал женщин с тонущего «Нежина» — правда, каюты с водой снимали в бассейне ялтинской гостиницы, где построили масштабные декорации. А вот актрисы, героинь которых он спасал — Наталья Хорохорина (буфетчица Маша) и Майя Эглите (библиотекарь Айна), — от плавания под водой отказались, и их дублировала девушка-водолаз.
В прокат фильм вышел в июле 1980 года. Тот год был богат на кассовые релизы — даже у занявшей четвертое место картины «Петровка, 38» было 53,4 млн проданных билетов. Ну в тройке сильнейших оказались «Экипаж» Александра Митты (71,1 млн) и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (84,4 млн). Ну а «Пираты XX века» за год посмотрели 87,6 млн зрителей; по некоторым данным, фильм ещё года четыре можно было увидеть в кинотеатрах — конечно, не во всех, но всё равно ситуация неординарная. В итоге, к 1990 году его аудитория составила около 120 млн человек — треть населения Советского Союза. Что любопытно — вскоре после выхода этого фильма карате снова попало под запрет, но «Пиратов» с проката никто убирать и не подумал.
2025-07-13T15:46:20Z
14 июля вполне можно было бы объявить общенациональной памятной датой
2025-06-28T02:45:00Z
Николай Ерёменко стал героем боевиков, Петр Вельяминов дождался реабилитации и стал масоном, а Талгата Нигматулина убили сектанты — как сложились судьбы актеров советского боевика «Пираты XX века».
2025-07-04T12:31:43Z
Криминальная комедия «Под прикрытием» с Орландо Блумом стала в июне 2025 года самым популярным фильмом у российских пиратов
2025-07-09T16:21:00Z
Фестиваль отечественного кино начнется 10 июля
2025-07-08T20:56:00Z
Советский кинематограф подарил зрителям немало разноплановых картин. «Лента.ру» делится подборкой лучших советских фильмов всех времен, рассказывает об их сюжете и актерском составе. В этот топ-50 вошли максимально разноплановые картины: от трогательных и остроумных комедий до тяжелых военных драм.